Типы штрих-кодов с примерами. Как проверить штрих-код
Штриховой код - это информация о товаре в графическом виде. Сведения о продукции зашифрованы в вертикальных линиях и пробелах разной ширины, расположенных в определенной последовательности, а также в нескольких цифрах, находящихся внизу. Штрих-код наносится непосредственно на изделие, на вторичную упаковку или этикетку. В настоящее время практически в каждом магазине установлены считыватели графической информации. Это позволяет оптимизировать процесс реализации товаров. Кроме того, каждый человек может узнать производителя по штрих-коду. Также с помощью графической информации легко выявить поддельный товар.
Штрих-код: понятие
Данный термин означает совокупность вертикальных линий и пробелов разной ширины, а также цифр. В настоящее время каждый товар должен быть помечен штрих-кодом. В графическом изображении скрыта полная информация о товаре. Благодаря этому и производители, и посредники, и продавцы получили возможность облегчить себе работу и вести автоматизированный учет продукции.
Штрих-код в обязательном порядке состоит из вертикальных линий и пробелов разной ширины. Цифры наносятся на большую часть товара. В некоторых случаях они могут отсутствовать. Это не является примером не подлинного штрих-кода. Подобная графическая информация также содержит все необходимые сведения. Однако человеку без специального оборудования в этом случае подлинность товара проверить невозможно.
Функции штрих-кода
Данный информационный знак выполняет не только общие, но и дополнительные задачи. Функции штрих-кода:
- Автоматическая идентификация товаров, осуществляемая с помощью считывающего устройства.
- Постоянный контроль и учет запасов продукции.
- Оперативное управление процессами, связанными с отгрузкой, транспортировкой и складированием.
- Повышение не только скорости обслуживания покупателей, но и его культуры.
- Быстрое предоставление данных, необходимых для маркетинговых исследований.
Таким образом, использование штрих-кода не только упрощает множество процессов, но и значительно снижает риск приобретения поддельной продукции.
Типы информационных знаков
В настоящее время существует более трех сотен стандартов штрих-кодирования. Однако большая их часть предназначена для выполнения специфических задач. В повседневной жизни, как правило, встречаются два типа штрих-кодов:
- EAN-13. Используется в розничной торговле во всем мире. Исключением являются только США. 13-значный штрих-код позволяет полностью идентифицировать товар. Он представлен линиями различной ширины и фиксированной длины. Пример штрих-кода EAN-13 - 5012345678900.
- EAN-8. Это сокращенный вариант 13-значного штрих-кода. На практике применяется реже, чем EAN-13. Используется для маркировки маленьких товаров, размер которых не позволяет разместить ни на них, ни на вторичной упаковке большое количество символов. Пример штрих-кода EAN-8 - 12345670.
В США стандартом является тип UPC-A. В Японии - JAN-13, но фактически он является полноценным аналогом EAN-13.
Принцип штрих-кодирования
В чередовании вертикальных полос и пробелов разной ширины заключены буквенные и цифровые символы. Единицей измерения штриха является модуль. Он составляет 0,33 мм. Каждая цифра кодируется 7 модулями. При этом они сгруппированы в 2 штриха и 2 пробела. Ширина полосы может варьироваться от 1 до 3 модулей. К примеру, штрих-код типа EAN-13 имеет номинальный размер 31,35 мм (расстояние от первого до последнего штриха). Но вокруг изображения в обязательном порядке должно оставаться свободное пространство. В связи с этим номинальная ширина кода составляет 37,29 мм. На зоны начала и конца сканирования указывают краевые штрихи, длина которых чуть больше других.
Значения цифр
В нижней части графического изображения нанесены арабские символы. Их значения:
- Первые 2 или 3 цифры - это код страны. Таким образом очень легко узнать по штрих-коду производителя товара.
- Следующие 3-5/3-7 цифр присваиваются изготовителю национальным органом страны. Иными словами, это код конкретной организации.
- Следующие 6-7/8-12 цифр присваиваются товару непосредственно изготовителем. Другими словами, это регистрационный номер в пределах конкретной организации. В нем могут быть зашифрованы следующие данные: наименование, масса, цвет, размер и пр.
- Последняя цифра является контрольной. Именно она предназначена для считывания информации специальным устройством. Лицам, интересующимся тем, как проверить штрих-код, необходимо запомнить, как рассчитывается контрольная цифра. Путем выполнения последовательных арифметических действий можно выявить поддельный товар или убедиться в его оригинальности.
Пример штрих-кода EAN-13 - 4841234567893. Первые 3 цифры - код страны. Значение 484 указывается на товарах, изготовленных в Молдове. Последняя цифра 3 является контрольной. Именно по ней можно определить подлинность штрих-кода и, соответственно, товара. Информация о том, как это сделать, представлена ниже.
Таблица штрих-кодов
Каждой стране присвоена определенная последовательность цифр. Важно знать, что символы не меняются. Именно по первым 2-3 знакам можно узнать страну-производителя того или иного товара. Информация о кодах представлена в таблице ниже.
Страна | Код | Страна | Код | Страна | Код |
Канада и США | 00-09 | Аргентина | 779 | Литва | 477 |
Франция | 30-37 | Чили | 780 | Украина | 482 |
Болгария | 380 | Эквадор | 786 | Молдова | 484 |
Словения | 383 | Бразилия | 789 | Гонконг | 489 |
Хорватия | 385 | Италия | 80-83 | Япония | 45, 49 |
Люксембург и Бельгия | 54 | Германия | 400-440 | Венгрия | 599 |
Португалия | 560 | Россия | 460-469 | ЮАР | 600, 601 |
Исландия | 569 | Тайвань | 471 | Марокко | 611 |
Дания | 57 | Эстония | 474 | Алжир | 613 |
Польша | 590 | Латвия | 475 | Тунис | 619 |
Новая Зеландия | 94 | Испания | 84 | Турция | 869 |
Финляндия | 64 | Куба | 850 | Нидерланды | 87 |
КНР | 690 | Словакия | 858 | Южная Корея | 880 |
Норвегия | 70 | Чехия | 859 | Таиланд | 885 |
Израиль | 729 | Югославия | 860 | Сингапур | 888 |
Великобритания | 50 | Мальта | 535 | Мексика | 750 |
Греция | 520 | Ирландия | 539 | Венесуэла | 759 |
Кипр | 529 | Швеция | 73 | Швейцария | 76 |
Колумбия | 770 | Вьетнам | 893 | Австралия | 93 |
Индия | 890 | Австрия | 90, 91 | Малайзия | 955 |
Беларусь | 481 | Кыргызстан | 470 | Уругвай | 773 |
Штрих-код в качестве примера - 4810153010490. Первые 3 цифры - 481. Следовательно, это штрих-код Беларуси, то есть товар произведен именно там. Еще один пример - 4607086410639. Первые 3 цифры - 460. Они говорят о том, что это штрих-код России. После этого достаточно сравнить данную информацию с той, которая указана на товаре или вторичной упаковке.
Проверка штрих-кода
Как было упомянуто выше, с помощью последовательных арифметических действий можно выявить поддельный товар или же убедиться в его оригинальности.
Штрих-код в качестве примера - 3049197210196. Он принадлежит коньяку «Курвуазье». Как понятно из первых цифр, алкогольный напиток производится во Франции.
Касаемо того, как проверить штрих-код. Первоначально всем знакам необходимо присвоить места, исключив при этом контрольную цифру:
- 3 - 1.
- 0 - 2.
- 4 - 3.
- 9 - 4.
- 1 - 5.
- 9 - 6.
- 7 - 7.
- 2 - 8.
- 1 - 9.
- 0 - 10.
- 1 - 11.
- 9 - 12.
Затем необходимо сложить цифры, находящиеся на четных местах:
0 + 9 + 9 + 2 + 0 + 9 = 29.
Полученное значение нужно умножить на 3:
29 х 3 = 87.
На следующем этапе необходимо сложить цифры, находящиеся на нечетных местах:
3 + 4 + 1 + 7 + 1 + 1 = 17.
Затем нужно суммировать оба полученных значения:
87 + 17 = 104.
На данном этапе важной является лишь последняя цифра - 4. Ее нужно вычесть из 10:
10 - 4 = 6.
Полученная цифра равна контрольной. Из этого следует, что штрих-код подлинный.
Важным нюансом является то, что в упаковку можно поместить и неоригинальный товар. Например, в бутылку из-под французского коньяка можно налить дешевый спиртосодержащий напиток и выдавать его за качественный. Это необходимо учитывать. В данном случае для подтверждения подлинности требуется товароведная экспертиза.
Несоответствие штрих-кода маркировке
Данная ситуация не является редкостью. Например, на упаковке написано «Сделано в России». Если размышлять логически, то и первые символы должны соответствовать этой стране. На практике же часто можно заметить не русский штрих-код, а китайский.
Данное несоответствие может иметь несколько причин:
- Организация-производитель была зарегистрирована не в своей стране. Именно поэтому штрих-код был получен в другой, в той, на которую ориентирован основной экспорт.
- Товар был произведен на дочернем предприятии. Подобные организации могут находиться по всей планете.
- Товар был произведен в указанной на маркировке стране, но по лицензии организации из совершенно другого государства.
- Предприятие имеет несколько учредителей. Они могут находиться на любом уголке планеты.
Самой же очевидной причиной является ложь производителя. Организация пытается выдать товар за более качественный, указывая другую страну на упаковке.
Процесс считывания штрих-кодов
С целью расшифровки информации используется следующее оборудование:
- Лазерные сканеры. Они могут быть как стационарными, так и портативными. Они легко считывают штрих-код на расстоянии до 6 м.
- Кассовые сканеры. Они могут иметь вид считывающих карандашей, ручек, пистолетов и пр.
В качестве примера можно рассмотреть работу стандартного супермаркета. Работник наводит на штрих-код луч считывающего устройства. Последнее передает информацию на компьютер, где хранятся данные о запасах конкретного товара и в торговом зале, и на складе. Если продукции на витринах недостаточно (иными словами, ее меньше установленного норматива), на склад поступает сигнал посредством средств электронной связи. В это время кладовщики получают задачу транспортировать недостающее количество товара в торговый зал. Перемещение продукции может происходить в автоматизированном порядке. Однако на практике чаще всего товар транспортируется с помощью погрузчика.
Получение штрих-кода и правила его нанесения
Присвоением регистрационных номеров в России занимается фирма EANCODE. Чтобы получить штрих-код на продукцию, необходимо заполнить анкету и специальную форму с перечнем товаров. Данные документы можно отправить по электронной почте. Следующим этапом является оплата. После поступления денежных средств на счет организация в течение одного дня присвоит товарам штрих-коды.
Регистрационный номер наносится на потребительскую или на транспортную упаковку типографским способом. Допускается использовать и наклейки. Штрих-код наносится исключительно на заднюю стенку упаковки в правом нижнем углу. При этом он должен располагаться на расстоянии не менее двух сантиметров от краев.
Допускается наносить штрих-код и на боковую часть вторичной упаковки. Если товар помещен в мягкий материал, размещать регистрационный номер нужно так, чтобы вертикальные линии были параллельны дну.
Штрих-код запрещено наносить на иные элементы маркировки.
В заключение
Каждый товар имеет определенный регистрационный номер. Он называется штрих-кодом. Он представлен последовательно расположенными вертикальными линиями и пробелами, а также арабскими цифрами. Он содержит полную информацию о товаре: массу, цвет, размер, наименование производителя и пр.
Существует более трех сотен видов штрих-кодов (типы с примерами описаны выше). В настоящее время на практике чаще всего встречаются EAN-13 и EAN-8. Остальные предназначены для выполнения более специфических задач.
Каждый человек может самостоятельно проверить подлинность штрих-кода. Для этого нужно сначала сложить цифры, находящиеся на четных местах и умножить их на 3. Важно помнить о том, что контрольное число в расчетах не участвует. Затем нужно сложить цифры, находящиеся на нечетных местах. Оба значения после этого нужно суммировать. Последнюю цифру результата необходимо вычесть из 10. Полученное число должно соответствовать контрольному.