Цзюнь-цзы ("Благородный муж") в учении Конфуция
Каждый просвещенный современник знает имя известного китайца Конфуция. И не зря. Учением древнего мыслителя воспользовались многие восточные страны для построения государственной идеологии. Его мысли очень повлияли на жизнь многих людей. Его книги стоят в Китае наравне с буддизмом.
Конфуций не просто древний мыслитель и философ Китая, но и первооткрыватель в составлении концепции гармоничного и нравственного общества. По его понятиям, человек должен стремиться к гармонии с собой и окружающим миром. Вот уже больше 20 веков прошло после его смерти, а философские рассуждения и афоризмы не утратили своего значения. Особенно важны его размышления об идеальной личности, которую он называет "благородным мужем".
Основные вехи жизни великого мудреца Конфуция
Настоящее имя китайского философа Кун Цю, в литературе встречается Кун Фу-Цзы или Цзы (учитель). Конфуцию посчастливилось родиться в семье, относящейся к династии императора Чжоу Чэнь-вана. Его отцу, который был полководцем, было подарено княжество Сун и высокий титул. Потом семья обеднела и переселилась на север Китая. Там и появился на свет от молодой наложницы отца Конфуций.
О его рождении говорят, как о чуде. Якобы, семнадцатилетняя наложница рожала его на высоком холме, под тутовым деревом. Младенца после рождения сразу обмыли в родниковой воде. После этого источник высох. Отец умер, когда мальчику исполнилось полтора года. Молодая мать с сыном жили вдвоем очень бедно. Она старалась привить мальчику чувство достоинства. Тот проявлял трудолюбие, хорошо учился, осваивал знания, необходимые детям из аристократических семей. Уже в 20 лет он стал служить при дворе богатой семьи Цзи.
Со временем империя Чжоу стала ущербной: народ обнищал, шли междоусобные войны. Когда умерла мать Конфуция, ему пришлось, по традиции, взять трехлетнюю отставку, чтобы соблюсти траур. В эти годы он изучил древние книги, на основе которых создал философские размышления, обучающие созданию гармоничного общества.
В 44 года мудрец стал правителем резиденции княжества Лу, потом работал в судебной службе. Ему хотелось, чтобы все люди знали свои обязанности. Политика государства философу не нравилась, он ушел с поста и стал проповедовать свое учение. Он вернулся в родные места, обзавелся учениками и выпустил несколько книг.
Понятие конфуцианства
В III веке нашей эры китайцы обратились к учениям Конфуция. Во главе китайской морали, образа мышления этого народа стало конфуцианство. Облик цивилизации Поднебесной сформировался именно благодаря этой философии. Она призывает создать общество с полнейшей гармонией. Каждому члену этого света предначертано свое место и своя роль. Основой гармонии между начальствующими и подчиненными стала лояльность. Конфуций призывал к формированию пяти главных качеств, без которых нельзя говорить о праведности человека. Речь идет об уважении, справедливости, ритуале, мудрости, благопристойности.
Конфуций уже в те времена создал схему достижения цели. Следуя ей, можно стать успешным человеком. В Китае существует много философских школ, около 100. Конфуцианство обращается к разуму человека. Сегодня в городе Цюйфу, где раньше был дом философа, построили храм. Эта местность занесена в список памятников мирового наследия ЮНЕСКО.
Личная жизнь и последние дни китайского гения
Когда Конфуцию исполнилось 19 лет, он взял в жены девушку из знатного рода. В браке у них родился сын и дочь. В 66 лет мыслитель стал вдовцом. Все больше времени он уделял своим последователям. В 479 г. до н. э. его не стало.
В память о философе в 1302 году открыли пекинский храм. Это огромный комплекс, площадью в 20 000 м2. Здесь на 189 каменных стелах высечены названия 13 книг Конфуция.
Популяризация китайского учения в Европе
В XVII веке мода на восточную культуру пришла в Европу. О Конфуции и здесь заговорили. Конфуцианство получило широкое распространение. Европейцы стали поддерживать суждения о том, что путь человечества в смирении. Рациональное учение гения обращается к разуму человека.
Часто не только в Китае проводят торжества в честь Конфуция. 1984 год ознаменовался проведением Международного фестиваля конфуцианской культуры. В Китае учреждена премия его имени в образовательной сфере.
Понятие "благородного мужа" в конфуцианстве
Сегодня можно свободно приобрести книги Конфуция: "Беседы и суждения", "Великое учение", "Конфуций о любви", "Конфуций о бизнесе". В сборнике "Луньюй. Изречения" очень много цитат Конфуция о благородном муже. Под этим понятием подразумевают идеальную личность. Человек должен стремиться к совершенству, образцу. Чему учил Конфуций в своей книге? Он идеализирует настоящую личность в человеческом плане. Под "благородным мужем" он подразумевает отношение к аристократическому сословию и человеческому совершенству. Философ считает, что для этого нужна упорная духовная работа. Человеческим совершенством могут стать не только привилегированные личности.
• Благородный муж винит себя, малый человек винит других.
• Порядочный муж всегда думает о добродетели; простолюдин думает об удобстве.
• Достойный муж встречает гнев и милость высших с равным достоинством.
• Великодушный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно.
• Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле, и быть голодным. Он может посвятить себя учению, и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности.
• Доблестный муж думает о сложном. Низкий человек думает о том, что выгодно.
• Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.
Великий мудрец считал, что бедных и богатых нужно воспитывать одинаково. Самым главным в этом деле должна быть мораль.
• Благородный человек не возвышает никого за речи, но не отвергает и речей из-за того, кто их говорит.
• Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах.
• Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.
• Благородный муж предан учению.
Цитаты о Цзюнь-цзы
"Благородный муж" на китайском звучит как "цзюнь-цзы". Конфуций считал, что на протяжении своей жизни человек должен проявить свои самые лучшие качества. Наряду с государственным управлением он ставил этику. Она очень влияет на состояние дел в обществе.
• Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но, когда его обманывают, он первый замечает это.
• Благородный человек подобен колоколу: не ударишь в него - не зазвенит.
• Достойный гражданин помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот.
• Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.
Воспитанная личность должна была стать опорой государства. Такие мужи - пример для других. Они помогают людям раскрыть в себе лучшие качества. Настоящий человек никогда не наделен мятежностью, он спокоен.
• Благородный в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.
• Благородный встречает гнев и милость высших с равным достоинством.
• Благородный думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно.
• Благородный знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
Достойный муж стремится к справедливости, а не к выгоде. Для такого человека, по Конфуцию, превыше всего долг. Философ отбрасывает упрямство, но оправдывает прямоту и твердость.
Великий Конфуций считал, что Небо может наделить человека совершенными качествами: милосердием, сдержанностью, скромностью, любовью к людям, альтруизмом. Философ призывает истинного мужа изучать древние книги, заимствовать опыт предков. Также построение идеального общества мыслитель не видел без покорности и искренности к начальству, правителю. Главным принципом сяо было сыновнее благочестие, любовь сына к отцу.