Научно-фантастический триллер «Турбаза "Волчья"». Детское кино 80-х

В середине 80-х чешский режиссер Вера Хитилова единственный раз в своей творческой карьере обратилась к жанру научно-фантастического триллера. Постановщица, снимавшая ранее комедии и социальные драмы, выступила также в качестве соавтора сценария, над которым работала в творческом тандеме с драматургом Даниэлой Фишеровой. Над спецэффектами для кино «Турбаза "Волчья"» (1985 г.) работал мультипликатор Иржи Барта. Творческий эксперимент удался, спустя два года картина была отмечена номинацией на «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля.

Большинство рецензентов склонны позиционировать жанр ленты как психологический триллер. Фантастические мотивы, проявляющиеся в повествовании ближе к середине, привнесены создателями для облегчения понимания сюжета, смягчения вопиющих сценарных несуразиц. Многие критики рекомендовали хорошо подумать, прежде чем рекомендовать картину «Турбаза "Волчья"» к просмотру юной аудитории.

Сюжет. Завязка

Повествование ленты «Турбаза "Волчья"» начинается со знакомства публики с главными действующими лицами. Это одиннадцать старшеклассников, прибывших на турбазу в горах, чтобы совершенствовать свои навыки в горнолыжном спорте. После приезда их тренер, именующий себя Папой, заявляет, что дети будут участвовать в важном эксперименте. Кроме него из взрослых на турбазе присутствует два ассистента - Динго и Бабета.

Вскоре дети замечают странности в поведении инструкторов, Бабета и Динго периодически как умалишенные валяются в снегу. А Папа объявляет, что их должно быть десять, предлагая избавиться от одного из участников. После начинается планомерное стравливание ребят друг с другом, в детском коллективе все чаще возникают ссоры.

Интрига

В какой-то момент сюжета фильма «Турбаза "Волчья"» взрослые признаются в том, что они инопланетяне, их стратегическая цель - захват планеты Земля. Но тактической целью является коррекция состава группы подростков. В живых должно остаться лишь десятеро. Одного подростка следует приговорить к смерти и лишить жизни. Приняв это сообщение как очередной квест, дети в дальнейшем убеждаются, что все сказанное - горькая правда.

В результате старшеклассников спасает взаимовыручка, только объединив усилия, они сумеют избежать страшной участи.

Многие авторы рецензий не оценили такой неожиданный поворот в поведении героев. Резкий переход от звериной ярости и ненависти к консолидации усилий и взаимному самопожертвованию большинству показался фальшивым.

Критика

Режиссер ленты «Турбаза "Волчья"» Вера Хитилова известна своими оригинальными взглядами на будущее и настоящее человечества, проблемы взаимоотношения поколений и полов. Одна из наиболее освещаемых тем в ее фильмографии – это разрушение. Разрушение общества, коллектива, личности и всего непостижимого. Наиболее явственно эта тематика выражена постановщицей в ранней работе «Маргаритки», в триллере она ее затронула лишь частично.

Главным достоинством фантастического проекта является мощная жизненная энергия фильма. «Турбаза "Волчья"» (1986 г.) - очень импульсивная, невероятно бодрая лента. Оператор Яромир Шофр часто использует ручную камеру, применяет съемку под углом, многочисленные наплавы.

В 80-х эксперты кино считали триллер идеальным жанровым проектом, потому как драматургическая задумка соответствовала способностям постановщицы и актерским работам. Картину нередко называли философской, причем все основные идеи были пересказаны не сухим псевдонаучным языком, а языком подлинной человеческой драмы.

Детское кино

В определенные моменты «Турбазы "Волчьей"» постановщица намеренно сгущает краски, добавляет своим героям-подросткам агрессивности, моментами практически полностью лишает их должного самоуважения. Из-за таких режиссерских решений поступки персонажей выглядят неестественными. Порой начинает казаться, что юные исполнители просто переигрывают, что не соответствует действительности. Корень проблемы в сценарии и жанровых рамках.

Практически все попытки Веры Хитиловой быть крайне серьезной обречены на провал. Долгие планы со льдом и снегом не нагнетают атмосферу уныния и безысходности. А мрачное медитативное музыкальное сопровождение Михаэля Кочаба порой звучит довольно жизнерадостно. Как ни крути, постановщица снимала детское кино. Возможно, для старшеклассников 80-90-х оно было страшным, но взрослую аудиторию и современных подростков им не пронять. Кино «Турбаза "Волчья"» можно рекомендовать к просмотру ностальгирующим киноманам.

Комментарии