Томас Рид и его философия здравого смысла

Томас Рид – писатель, шотландский философ, наиболее известный своим философским методом, теорией восприятия и ее широким влиянием на эпистемологию. Также разработчик и сторонник причинно-следственной теории свободной воли. В этих и других областях он предлагает проницательную и важную критику философии Локка, Беркли и особенно Юма. Рид внес значительный вклад в философские темы, включая этику, эстетику и философию ума. Наследие философской работы Томаса Рида можно найти в современных теориях восприятия, свободной воли, философии религии и в эпистемологии.

Краткая биография

Томас Рид родился в поместье в Стрэхане (Абердиншир) 26 апреля 1710 г. (по старому стилю). Родители: Льюис Рейд (1676–1762) и Маргарет Грегори, двоюродный брат Джеймс Грегор. Он получил образование в приходской школе Кинкардина, а затем в гимназии О'Нила.

Поступил в Абердинский университет в 1723 году и окончил магистратуру в 1726 году. В 1731 году, когда достиг совершеннолетия, получил лицензию на проповеди. Он начал свою карьеру в качестве священника в Церкви Шотландии. Однако в 1752 году ему дали должность профессора в Королевском колледже (Абердин), которую он принял, сохранив духовный сан. Получил докторскую степень и написал «Исследование человеческого ума в соответствии с принципами здравого смысла» (опубликован в 1764 году). Он и его коллеги основали «Абердинское философское сообщество», широко известное как «Мудрый клуб».

Вскоре после публикации первой книги ему присвоили престижное звание профессора моральной философии в Университете Глазго, призвав заменить Адама Смита. Философ ушел в отставку с этой должности в 1781 году, после чего подготовил свои университетские лекции для публикации в двух книгах: «Очерки об интеллектуальных способностях человека» (1785) и «Очерки о деятельных способностях человеческого разума» (1788). Умер в 1796 году. Томас Рид похоронен в церкви Блэкфрайарс на территории колледжа Глазго. Когда университет переехал в Гилморехилл на западе от Глазго, его надгробие было установлено в главном здании.

Философия здравого смысла

Понятие здравого смысла широко использовалось в повседневной речи и многочисленных философских доктринах в прошлом. Один из самых всесторонних анализов здравого смысла был сделан Томасом Ридом. Цель учения философа - быть аргументом против скептицизма Дэвида Юма. Ответ Рида на скептические и натуралистические аргументы Юма состоял в том, чтобы перечислить набор принципов здравого смысла (sensus communis), которые составляют основу рационального мышления. Например, любой, кто выступает с философским аргументом, должен косвенно предполагать определенные убеждения такие, как «Я говорю с реальным человеком» и «Существует внешний мир, законы которого не меняются».

Его теория познания оказала сильное влияние на теорию морали. Он считал, что эпистемология является вводной частью практической этики: когда философия подтверждает нас в наших общих убеждениях, все, что нам нужно делать, - это действовать в соответствии с ними, потому что мы знаем, что правильно. Его моральная философия напоминает римский стоицизм с акцентом на свободу субъекта и самоконтроль. Он часто цитировал Цицерона, от которого и принял термин «sensus communis».

Память и личностная идентификация

Исследования Томаса Рида про память основываются на теории личностной идентификации. Одним из результатов стали три критических замечания по теории Локка. Рид утверждал, что Локк вводит в заблуждение из-за путаницы между понятиями сознания, памяти и личной идентичности. Философ считал, что использование «сознания» для описания осведомленности о прошлых событиях является неправильным, потому что в таких случаях мы осознаем только нашу память об этих событиях.

Восприятие и сознание дают непосредственное знание о существующих в настоящее время вещах: о том, каков внешний мир и как умственные действия сменяют друг друга. С другой стороны, память дает непосредственное знание о прошлом; и эти вещи могут быть, в свою очередь, внешними или внутренними. Кто-то может вспомнить, например, тошнотворное ощущение при встрече с гнилой едой. Этот человек будет помнить не только состояние пищи, в данном случае, но и то, что он испытывает определенные неприятные ощущения.

Философия религии

Эту философию Томас Рид сформировал под влиянием своего сана. Основной вклад Рида в историю философии религии касается способа, которым он, как апологет, переносит акцент с доказательства существования Бога на задачу показать, что разумно верить в Его существование. В этом Рид является новатором и имеет много современных последователей. Как свидетельство этого, ведущие защитники христианской веры в англо-американской философской традиции не просто воздают должное усилиям Рида сформулировать условия, при которых религиозная вера становится рациональной. Они также широко используют и развивают ряд его аргументов и маневров в эпистемологии религиозных верований.

Как человек с большой теологической подготовкой, а также отец, у которого выжил один ребенок из шести, Томас Рид много пишет о боли и страданиях, а также их отношении к Богу. Однако о проблеме зла написано крайне мало. В его примечаниях к лекциям различаются три вида зла:

  1. Зло несовершенства.
  2. Зло, которое называют природным.
  3. Моральное зло.

Первый относится к тому факту, что существам можно было придать большую степень совершенства. Вторая форма - это страдание и боль, которые, терпят существа во Вселенной. Третья относится к нарушению законов добродетели и морали.

Восприятие и познание мира

Помимо того, что он является ньютоновским эмпириком, Рид считается экспертом-феноменологом, хорошо осведомленным о специфике нашего опыта, особенно сенсорного. При прикосновении, например к столу, мы задумываемся о нем, формируем представления о предмете, а также чувствуем его. Непосредственный эффект, который объекты оказывают на нас, - это вызывать ощущения. Процесс всегда отчетливо связан с определенным органом чувств: осязание или зрение. Мы осознаем качества объектов, следуя ощущениям, которые вызывают эти объекты.

Комментарии