Открытое море - это что? Определение и понятие в соответствии с международным правом

Беспокойное время великих географических открытий и колониальных захватов европейских держав востребовало необходимость появления новых правовых доктрин, которые стали бы служить серьезным обоснованием для решения спорных вопросов, возникших при столкновении интересов двух или более государств. Долгожданным ответом на нужды мореходства стали сформированные юридические принципы, из которых наиболее важным считается "открытое море". Эта концепция впервые была введена в XVII веке голландским ученым Гуго Гроцием (Гуго де Грооту). И как верно потом подметил И. В. Лукшин, в дальнейшем она приобрела всеобъемлющий характер и на ней доныне базируется свобода судоходства.

Понятие «открытое море»

Бескрайние просторы морей и океанов, которые берут начало за внешними рубежами территориальных вод и экономических районов, общепринято именуются «открытым морем». Несмотря на то что определенные участки этих водных просторов обладают разным правовым режимом, они наделены равным правовым статусом: данные территории не подчинены суверенитету ни одного государства. Высвобождение открытого моря из-под влияния суверенитета отдельной страны или группы государств являлось важной частью исторического процесса, которому сопутствовало признание права за каждым народом вольно пользоваться нейтральным пространством.

Таким образом, открытое море – это части моря (Мирового океана), которые находятся в общем использовании всех государств на основании их полного равенства. Эксплуатация открытого моря зиждется на утверждении общепринятого постулата, определяющего, что никакое государство не имеет права устанавливать свое правление на территориях открытого моря и воздушного пространства над ними.

Из истории

Формирование понятия «свобода моря» за пределами прибрежной зоны определяют к XV-XVIII векам, когда завязалась борьба двух феодальных держав поделивших морские просторы между собой – Испании и Португалии, с государствами, делавшими первые шаги капиталистического производства – Англией, Францией, позже и Голландией. В это время и были выработаны аргументации концепции свободы открытого моря. Самое глубокое обоснование этой идеи удалось дать голландскому деятелю и юристу Гуго де Грооту в брошюре «Свободное море» (1609 год). Позже швейцарскому ученому Э. Ваттель удалось развить учение голландского юриста в публикации «Право народов» (1758 год).

Утверждение принципа свободы открытого моря в международном праве – это следствие необходимости стран в экономических связях, поисков новых рынков сбыта и источников сырья. Окончательная ратификация данного положения произошла к концу XVIII столетия. Нейтральные страны, страдавшие в ходе боевых действий на морях и несшие серьезные экономические потери, выступили за обеспечение свободы судоходства. Их интересы нашли четкое обоснование в российской декларации 1780 года адресованной Франции, Англии и Мадриду. В ней правительство России, излагая основы свободы судоходства и торговли на морских просторах, объявило о праве нейтральных стран применять соответствующую защиту при нарушении этих основ.

В начале XIX века принцип свободы моря был признан почти всеми государствами. Надо отметить, что серьезное препятствие его глобальному утверждению учиняла Великобритания, нередко претендовавшая на полное господство в открытых водах.

Международно-правовые принципы

Правовое положение открытого моря в XX веке впервые было сформулировано на Женевской конференции 1958 года. Во 2 статье международного договора, заключенного по итогам встреч стран-участниц, было провозглашено, что в водах открытого моря все государства в равной степени обладают правом на свободу судоходства, полетов, рыболовства, на беспрепятственное извлечение природных ресурсов и прокладку маршрутов подводных кабелей связи и трубопроводов. Также было подчеркнуто, что никакое государство не может иметь какие-либо притязания на отдельные части открытого моря. Это изложение требовало проработки, поскольку государства никак не могли прийти к полному соглашению в вопросах правового положения некоторых частей открытого моря.

На конференции ООН по морскому праву 1982 года государствам удалось достичь согласия по ряду спорных вопросов, после чего был подписан Заключительный акт. В принятой Конвенции подчеркивалось, что свобода пользования открытого моря реализовывается только соответственно установленным нормам международного права. Само свободное пользование вытекает из положения разумного совмещения определенных видов деятельности государств, при которых они должны учитывать возможные интересы остальных участников в пользовании открытого моря.

В существующих реалиях принцип свободы открытого моря являет собой верное правовое обеспечение против попыток прибрежных государств расширить свой суверенитет на морские пространства за водворенные пределы территориальных вод.

Международный район морского дна

На Конвенции ООН по морскому праву 1982 года были также усмотрены положения относительно международного района морского дна, который в прошлом представлял собой составную часть открытого моря. Открывшиеся возможности эксплуатации дна привели к необходимости обсуждения вопроса о его особенной регламентации. Под термином "район" подразумевается дно морей и океанов, их недра за границами влияния национальной юрисдикции. Уставом ООН и другими нормами международного права было постановлено, что операции, проводимые в районе морского дна, не должны касаться правового статуса вод открытого моря над районом дна или воздушного пространства над ними.

Район морского дна, как и открытое море, это общее достояние человечества, следовательно, все пространства дна и все его недра принадлежат всему человеческому обществу. Поэтому развивающиеся государства имеют полное право на часть дохода, зарабатываемого другими государствами при разработке минеральных ресурсов морского дна. Ни одна страна не может иметь притязания на суверенитет и осуществлять его в отношении какой-то отдельно взятой части района или его ресурсов, а также не имеет права присваивать какую бы то ни было его часть. Только уполномоченная межправительственная организация по морскому дну может заключать договора с государствами или определенными компаниями, желающими вести деятельность в данном районе, и она же обеспечивает контроль этой деятельности согласно заключенному договору.

Правовой статус корабля в открытом море

Свобода судоходства определяет, что любое государство, как находящееся в прибрежной зоне, так и не имеющее доступа к морю, обладает правом на то, чтобы корабли под его флагом курсировали в открытом море. Судно будет иметь национальность той страны, под флагом которой оно вправе плавать. Это значит, что каждый корабль, бороздящий воды открытого моря, должен иметь флаг страны его регистрации или международной организации. Условия и процедура предоставления флага кораблю и его права плавать под этим флагом не являются предметом международно-правового регулирования и имеют отношение к внутренней компетенции государства, где регистрируются надлежащими документами.

Предоставление флага не является формальным актом и в соответствии с международным правом налагает на государство определенную ответственность. В частности, подразумевается действующая реальная связь между государством и самим судном. Также в обязанностях государства осуществление технического, административного и социального контроля над судами, ходящими под его флагом. Судно лишается возможности искать защиту любого государства или международной организации в случае возникшей необходимости, если его плавание совершалось под разными флагами или вообще без флага.

Право на вмешательство

Если судно, занимающееся незаконной деятельностью, находится в открытом море, в этом случае Конвенциями 1958 и 1982 года предусмотрено вмешательство военных кораблей, которые имеют право в открытых водах подвергнуть осмотру судно с иностранным флагом, если есть основания предполагать, что оно практикует пиратство, работорговлю, несанкционированное радио- и телевещание или совершить остановку судна, осуществляя право преследования. Также вмешательство предусмотрено в ситуациях, когда у судна не поднят флаг или оно пользуется флагом не своей страны, или имеет национальность ту же, что и военный корабль, но при этом уклоняется от поднятия флага. Помимо этого, акт вмешательства допускается на основании установленных международных договоров.

Следует добавить, что корабли военного назначения и суда на государственной службе обладают в открытом море полной неприкосновенностью от правомочия какого-либо государства, исключая лишь государство флага.

Пиратство и вооруженный разбой

Пиратство в открытом море - это не канувший в Лету раздел истории, а проблема, которая в настоящее время довольно сильно волнует мировое сообщество, и все вопросы, связанные с ним и вооруженным разбоем на море, имеют особенную актуальность. Прежде всего, острота данной проблемы культивируется активной деятельностью пиратов в разных частях мира, но еще более ее усугубляет то, что пиратство стало сопряжено с такими противоправными деяниями, как международный терроризм, контрабанда оружия и наркотических средств, и другими опасными элементами.

Немалый вклад в борьбу с пиратской преступностью внесла Конвенция 1982 года, на которой было провозглашено, что воды открытого моря нейтральны и резервируются только для мирных целей. Она утвердила право военного корабля любого государства прерывать плавание судна, подозреваемого в разбойной деятельности. Военный корабль имеет полномочия задерживать пиратские суда и выполнять все операции, предусмотренные положениями данной Конвенции.

Заключение

Пространства открытого моря - это территории с международным режимом, находящиеся за пределами территориального моря, на которых не действует суверенитет какого-либо государства. Они определяются также как территории, принадлежащие всем. Эти пространства не могут подлежать национальному присваиванию, и доступны для исследования и эксплуатирования всеми государствами земли, согласно нормам международного права. Другими словами, это значит, что открытое море в современном мире доступно кораблю любого государства, который имеет полное право свободно двигаться по морским просторам, где никто не будет ему препятствовать, задерживать или подвергать преследованиям без правомерных на то оснований.

Комментарии