Танк Элефант (Olifant) - южноафриканский основной боевой танк: описание, характеристики, производитель, фото

В армии каждого государства, а именно в сухопутных войсках есть определенное количество бронированной техники. Ввиду того, что в Южно-Африканской Республике велись в основном партизанские войны с широким применением мин, в этой стране и по сегодняшний день используются специальные колесные бронированные машины MRAP, которым присуща высокая противоминная защита. Однако целевое предназначение такой техники ограничено только транспортировкой личного состава и военного командования в условиях боя или в случае высокой террористической угрозы. Для уничтожения прочно укрепленного вражеского объекта или движущейся цели требуется специальная военная техника. Свой танк имеется и в Южно-Африканской Республике (ЮАР). ВС данной страны, как утверждают военные эксперты, располагают боевой единицей, которая в технической документации значится как Olifant. Сегодня он состоит на вооружении Национальных сил обороны Южно-Африканской Республики. Информация об истории создания, устройстве и тактико-технических характеристиках танка ЮАР «Элефант» содержится в данной статье.

Знакомство с армейской техникой

Olifant (в переводе с англ. – «слон») является южноафриканским основным боевым танком. Как утверждают специалисты, он стал модификацией танка «Центурион» британского производства. Работы велись компанией Lyttelton Engineering Works, которая специализируется на производстве артиллерии и стрелкового вооружения. Данная фирма стала основным производителем Olifant. Английская модель танка неоднократно модернизировалась. Результатом таких работ стали танки Mk.1A, Mk.1B и Mk.2, подробнее о которых далее.

Немного истории

С 1953 года на вооружении ЮАР состояло 200 британских танков «Центурион» (фото танка представлено ниже). Через 9 лет 100 из них купила Швейцария.

На этот шаг правительство республики вынуждено было пойти, чтобы получить средства для приобретения самолетов-истребителей Mirage. Швейцарская сторона из имеющихся танков «Центурион» самостоятельно выбрала сотню. Таким образом танковый парк сократился наполовину. Правительство ЮАР в дальнейшем его планировало восполнить. Однако данным планам не суждено было сбыться, поскольку в 1964 году Организация Объединенных Наций наложила на молодую республику очень жесткие санкции, что отразилось и на поставках вооружения в ЮАР. Такая мера была вызвана тем, что в Южно-Африканской Республике практиковалась расовая сегрегация. Конечно, под давлением санкций бронетанковым силам страны мог наступить конец. Тем не менее даже в таких тяжелых условиях военнослужащие ЮАР снабжались всеми необходимыми запчастями для ремонта бронированной техники. Вскоре военное командование столкнулось еще с одной проблемой. Дело в том, что на то время армия страны располагала только двигателями Meteor Rolls-Royse. Недостаток этого силового агрегата заключался в том, что в условиях высокой температуры он очень быстро перегревался. Эту установку требовалось заменить, что в условиях санкций сделать было практически невозможно. Однако правительство Южно-Африканской Республики нашло выход из сложившейся ситуации – в 1964 году была создана корпорация вооружения ARMSCOR, в обязанности которой вменялось проводить международные закупки.

Начало проектирования

В 1976 г. в рамках программы по модернизации британской бронетехники «Центурион» южноафриканские конструкторы начали работы по созданию танка Olifant Mk.1А. В результате модернизаторских работ в данной бронетехнике был произведен ряд изменений. В качестве вооружения танк «Элефант» оборудовали 105-миллиметровой пушкой L7A1. Раньше использовалась 83-миллиметровая. Кроме того, новое орудие снабдили лазерным дальномером и баллистическим вычислителем.

Также танк «Элефант» Mk.1А оснастили 81-миллиметровыми дымовыми гранатометами, подсвечиваемым ночным прицелом для командира, перископическими наблюдательными приборами. Пользоваться ими могли водитель и наводчик. Изображение, которые выводили данные приспособления, как утверждают специалисты, было лучшим, поскольку для них предусматривалось электронно-оптическое усиление. Учитывая условия, в которых планировалось эксплуатировать танк, разработчикам пришлось модернизировать радиоэлектронное оборудование. Например, местом для резервных антенн стали специальные трубки, задача которых – предотвратить изгибание антенн в условиях густой растительности. Каждую бронемашину укомплектовали индивидуальным резервуаром, в котором перевозилась питьевая вода. Имелась также варочная плита и необходимый набор инструментов. Поскольку ангольским FAPLA приходилось иметь дело преимущественно с бронетранспортерами, которые легко уничтожались зенитками, броневую защиту в танке решили не изменять. По той причине, что в условиях с густой растительностью бортовые экраны нередко цеплялись за кустарники, экипаж боевой единицы их просто демонтировал.

О силовых агрегатах

Изменения коснулись и двигателя танка. Якобы для сельскохозяйственных нужд ARMSCOR приобрела несколько американских дизелей от компании GM. Однако, как оказалось, эти силовые агрегаты были хороши лишь в холодном европейском климате. В то же время ЮАР пребывала в безысходном положении и вынуждена была все же закупить эти дизели. Кроме того, ARMSCOR приобрела еще три двигателя V12, изготовленные компанией Continental. Этими установками комплектовали американские танки М-46 и М-47. После незначительных конструкторских доработок V12 приспособили и на английскую бронемашину. По результатам тестирования оказалось, что эти двигатели с очень огромным расходом горючего, что отрицательно сказалось на запасе хода – он был сокращен на 40 км. Вместо английских двигателей «Метеор» на новые танки решено было ставить американские дизельные силовые агрегаты AVDS-1750 с автоматической гидромеханической трансмиссией и мощностью 900 лошадиных сил. Вместительность баков довели до 1280 литров. Раньше данный показатель был намного ниже и составлял всего 458 литров. Увеличенный объем резервуаров с топливом позволил южноафриканскому командованию разгрузить логистику. Поскольку эти боевые машины должны работать на территории с большой протяженностью, много внимания уделяли тому, насколько ремонтнопригодны силы экипажа. Как утверждают специалисты, первая волна модернизации коснулась свыше 220 танков «Центурион».

Второй этап модернизации

В 1990 году танк «Элефант» Mk.1А начали переделывать. Результатом конструкторских работ стала модель Olifant Mk.B1. В новом варианте решено было оставить прежнее вооружение, а именно 105-миллиметровую пушку L7A1. Тем не менее от прежнего образца танк «Элефант Mk.B1» отличается тем, что главное вооружение дополнили теплоизоляционным стеклопластиковым кожухом. Наводчик располагал перископическим прицелом со стабилизированным визиром и лазерным дальномером. Башня танка для наведения основного орудия на цель разворачивалась посредством электрических приводов. Систему управления огнем дополнили новым баллистическим вычислителем. Вместо двустворчатого люка для заряжающего применили одностворчатый, который мог открываться только вперед. Раньше боеприпасы и имущество членов экипажа танка «Элефант» Mk.1A транспортировались в кормовой корзине. В новом варианте разработчики для этой цели предусмотрели более объемный специальный отсек. Его конструкторы включили в общие обводы башни танка новый отсек, который южноафриканские танкисты использовали в качестве ванны. Борта и крыша башни смонтировали с плоскими навесными модулями. Эта мера была предпринята с целью увеличить бронезащиту боевой машины. Как утверждают специалисты, устанавливая дополнительную броню, разработчик учитывал балансировку башни. В итоге, если сравнивать танк «Элефант Mk.В1» с британским «Центурионом», то в южноафриканском балансировка лучше, благодаря чему, чтобы произвести разворот, потребуется приложить меньше усилий.

О ходовой части

Поскольку использовать бронетехнику планировали в скалистой местности, разработчики много внимания уделили типу подвески. Танк «Элефант Mk.B1», как утверждают военные эксперты, с улучшенной проходимостью, особенно на большой скорости. В данной модели для опорных катков решили применить торсионную подвеску. Ходовую часть прикрыли по-новому спроектированными стальными экранами. Чтобы технически их было легче обслуживать, листы, в отличие от оригинальных экранов в «Центурионе», выполнили менее габаритными. Кроме того, секции разместили на специальных шарнирах, благодаря чему при необходимости листы можно было откидывать вверх. Все узлы подвески оснастили гидроупорами, а 1, 2, 5 и 6 – гидравлическими амортизаторами.

Что еще переоборудовали в танке?

Изменения коснулись также и управленческого отделения. С целью сделать его более эргономичным вместо двустворчатого люка, которым пользовался механик-водитель, в танк, фото которого размещено в статье, установили сдвижной монолитный люк. Вместо перископических приборов, местом расположения которых раньше был двустворчатый люк, установили широкоуголные перископы в количестве трех штук. В качестве вспомогательного вооружения в данном варианте бронетехники используются три 7,62-миллиметровых пулемета «Браунинг». Один из них спарен с основным орудием и расположен слева, два - над люками командира экипажа и заряжающего.

О трансмиссии

Двигатель танка представлен более мощным дизелем V-12. Форсированному варианту присуща мощность в 950 лошадиных сил, нефорсированному – 750 л.с. Несмотря на то что масса танка была увеличена с 56 до 58 тонн, удельная мощность его составила 16,2 л. с. на 1 тонну. В предыдущем варианте танка, а именно «Элефант Mk.1А» данный показатель составлял 13,4 т. Вместо трансмиссии американского производства в танке используется автоматическая южноафриканская AMTRA III с четырьмя передними скоростями и двумя задними. В итоге по шоссейной дороге «Слон» мог передвигаться со скоростью не более 58 км/ч. Ввиду того, что «Элефант Mk.В1» оснастили новым силовым блоком, длина машины увеличилась на 200 мм. Чтобы защитить эту армейскую технику от вражеских мин, разработчик снабдил корпус танка разнесенным бронированным днищем. Между листовой броней расположены компоненты торсионной подвески.

Модель Mk.2

В 2003 году английская компания BAF Systems начала работать по контракту стоимостью 27,3 млн долларов над обновлением Olifant Mk.1B. Британским инженерам было предоставлено 26 танков. Как утверждают оружейные специалисты, за последнее десятилетие у концерна ЮАР этот контракт стал самым крупным. В качестве исполнителя был назначен один из южноафриканских филиалов BAE Systems. Тот, в свою очередь, заключил несколько контрактов с компаниями ЮАР, а именно с IST Gynamics, Defence Reutech Logistik и Delkon на изготовление оборудования и отдельных элементов военной бронированной техники. Суть модернизации заключалась в том, чтобы танк оснастить новым турбонагревателем и промежуточным охладителем для дизельного двигателя GE AVDS-1790, мощность которого составила 1040 л. с. Разрабатывался силовой агрегат южноафриканской компанией Delkon. Кроме того, заказчик пожелал, чтобы новый танк был с улучшенной СУО (системой управления огнем) и усовершенствованными башенными приводами. Это, в свою очередь, дало бы возможность во время боя на ходу наводить орудие и стрелять по цели. Над этими элементами трудились инженеры фирмы Reunert. Подобная система предусматривает наличие баллистического вычислителя и стабилизированной командирской наблюдательной платформы с имеющимися на ней тепловизором и прицелом.

Всего было модернизировано 13 боевых единиц. Поставлять эти бронемашины начали под конец 2006 года. Модернизаторские работы проводились с использованием компонентов и наработок, применяемых в танке TTD. Как утверждают специалисты, в отличие от предыдущих моделей данный вариант имеет более улучшенную защиту. Объясняется это тем, что для Mk.2 задействовали модули активной брони. Если во время боя они повреждались, экипаж мог оперативно произвести замену. Данная модель танка с клиновидной башней, как и немецкий «Леопард 2А6». В экипаже четыре человека, а именно командир, наводчик, заряжающий и механик-водитель. В движение бронетехника приводится с помощью дизельного двигателя Continental израильского производства, способного разогнать танк до 1 040 лошадиных сил. В Olifant Mk.2 решили использовать шасси от предыдущей модели.

О вооружении

В качестве основного вооружения в данной модели используется полностью стабилизированная 105-миллиметровая нарезная пушка. Заряжающий автомат в танке не предусмотрен. Поэтому заряжать орудие экипажу приходится вручную. Для хранения боеприпасов имеется специальная ниша в башне, которая от боевого отсека отделена посредством броневой перегородки. Изначально для танка разрабатывалась 120-миллиметровая гладкоствольная пушка. Однако вскоре конструкторы решили воспользоваться 105-миллиметровой пушкой. Как позже выяснилось, ее мощи вполне хватало для того, чтобы уничтожить танк противника. Боевой комплект рассчитан на 68 выстрелов. Управление стрельбой осуществляется посредством модернизированной системы. Отслеживание ею движущейся цели выполняется в автоматическом режиме. Данную модель танка оснастили новыми приборами, задача которых – обнаруживать вражеские цели. Благодаря наличию современной системы стабилизации орудия и ночных наблюдательных приборов уничтожить движущийся объект можно даже в темное время суток. Дополнительное вооружение представлено двумя 7,62-миллиметровыми пулеметами. Один из них спаренный с основным 105-миллиметровым орудием. Место второго пулемета над башней танка.

ТТХ

Данная боевая транспортная единица обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • Танк «Элефант Mk.2» весит 60 т.
  • Мощность силового агрегата увеличена до 1 040 л. с.
  • Общая длина с орудием вперед составляет 983 сантиметра, корпуса – 756 см.
  • Ширина – 342 см.
  • Данный танк с клиренсом 34,5 см.
  • На ровной поверхности машина движется со скоростью 58 км/ч.
  • Запас хода по шоссейной дороге составляет 350 километров, на пересеченной местности – 200 км.
  • Бронетехника с удельной мощностью 17,3 л. с. на одну тонну.
  • «Элефант Mk.2» способен преодолевать 98-сантиметровые стенки, 3,5-метровые рвы.

Что думают о танке военные специалисты

Как заявляют эксперты, «Элефант» - это наглядный пример того, как можно воспользоваться боевыми возможностями уже устаревшей бронетехники. Оценив тактико-технические характеристики данной модели, многие эксперты сошлись на том, что оказывать полноценное сопротивление большинству современных танков «Элефант» не в состоянии. Однако с внесенными усовершенствованиями он в более выгодном положении, чем танки, не адаптированные к применению в Африке. В 1987 г. южноафриканская бронетехника в противостоянии с советскими танками Т-62 показала себя довольно неплохо.

Как убеждены специалисты, если сравнить «Элефант» с Т-62, то броневая защита и основные орудия в машинах ЮАР несколько лучше. В советской бронетехнике самым уязвимым местом была лобовая проекция. Южноафриканский танк можно было уничтожить с двухкилометровой дистанции, если снаряд из 115-миллиметровой советской пушки попадал в борт. Также «Элефант» можно было подбить посредством ручного противотанкового гранатомета, а именно РПГ-7. Благодаря модернизированной системе управления огнем снаряд с 2-километрового расстояния попадал в цель 500 х 500 мм. По мнению специалистов, такой показатель можно считать идеальным только для открытой равнинной местности, как в Южной Африке. Если бы посредством этих танков пришлось бы воевать в Анголе, для которой характерны густые заросли, то такая кучность была бы неудовлетворительной, даже со 100-метрового расстояния.

В заключение

Как утверждают эксперты, вооруженные силы Южно-Африканской Республики располагают всеми тремя вариантами танка «Элефант». Бронетанковый парк представлен 172 единицами. Несмотря на то, что эта техника считается основной и используется сегодня, военное командование ЮАР планирует в скором будущем произвести ее замену. Республика закупит около 96 новых единиц. В 2010 году в Кейптауне состоялась выставка военной техники и вооружений AAD 2010. На ней командованию Национальных сил обороны предложили танки «Булат» украинского производства и немецкие «Леопард 2А4». Какой-либо конкретной информации о том, на что же заменят переделанный британский «Центурион» нет. Предположительно, это будет танк зарубежного производства. По мнению специалистов, скорее всего Challenger 2E или Leclerc Tropik.

Комментарии