Конституционная юстиция: понятие, назначение, система органов
Конституционная юстиция отражает базовые принципы построения властных органов правопорядка и правосудия, деятельность которых закреплена основным законом страны и подзаконным актам. Ее цель – осуществление контроля над работой других органов.
Функции, задачи и система
Органы юстиции (конституционной и т. д.) – это ведомство государственного уровня, исполняющее ряд поставленных перед ним вышестоящими субъектами задач.
Вот некоторые из них:
- оказание непосредственного влияния на нормотворческую работу правящего типа органов Федерации (Правительства и Президента);
- контроль над изданием актов нормативно-правового характера на местном и региональном уровнях;
- проверка законности документов и их соответствия бумагам международного типа, законам федерального уровня и актам подзаконного характера;
- проведение юридической, лингвистической и прочей экспертизы;
- регистрация актов гражданского состояния, оказание содействия в регистрации государственными органами сделок и реализации прав на недвижимое имущество, его учет;
- регулирование правовой области обслуживания;
- контроль над реализацией законодательных актов нормативно-правового характера;
- предоставление юридической информации гражданам при необходимости и для решения важных вопросов.
Органы конституционной юстиции включают в себя следующие учреждения:
- Соответствующее Министерство Российской Федерации.
- Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
- Отделения Министерства в краях, республиках, других регионах в составе Федерации.
Центральное звено системы
Конституционная юстиция и иные ответвления рассматриваемой сферы подчиняются Министерству России. К органам указанной области относятся ЗАГСы, нотариаты, Российская академия права, правовые центры информации, судебно-экспертные лаборатории, редакции официальных журналов и т. д.
Министерство – центральный орган, основная работа которого состоит из координирующих и руководящих полномочий по отношению к территориальным учреждениям и органам, входящим в указанную систему.
В Российской Федерации управленческим статусом рассматриваемого элемента аппарата государства наделен министр. В его обязанности входит несение персональной юридической ответственности за полноту осуществления задач, возложенных на данный орган.
Работа системы министерского законодательства происходит следующим образом. Руководитель органа вносит главе государства или Правительству на рассмотрение проекты нормативно-правовых актов, которые имеют непосредственное отношение к работе, которую он координирует, а указанные субъекты их рассматривают и выносят вердикт (принять или отклонить).
Структура государственного министерского ведомства состоит из департаментов, управлений, отделов. Для каждого подразделения разработаны отдельные виды деятельности, закрепленные актами нормативно-правового характера.
В настоящее время полномочия органов российской конституционной юстиции и других отраслей данной сферы принадлежат соответствующему управлению, которое занимается систематизацией законодательства, управлению экспертными учреждениями, отделу практики судов всех инстанций и т. д.
Роль вспомогательного элемента выполняет Научный центр информации правового характера, центр судебной федеральной экспертизы, правовой российской академии.
Органы конституционной юстиции
В группу конституционных органов в сфере юстиции входят следующие субъекты:
- Глава Российской Федерации, Правительство, Парламент, суды с общей юрисдикцией, суды административного типа (занимаются конституционным контролем вместе с выполнением других полномочий или в отдельном порядке).
- Органы специализированного типа, осуществляющие конституционный контроль. Они делятся на два вида: судебные и квазисудебные. Примером первого типа органов выступает юстиция конституционного типа во многих странах Европы. К квазисудебным органам относится Конституционный французский совет и аналогичные управления других стран с конституционной французской моделью.
Контроль конституционного типа, который осуществляется парламентом, Президентом, Правительством и другими подобными органами, относится к политическому надзору, так как все рассматриваемые органы реализуют полномочия в сфере политики.
Избрание субъектов производится на определенный период времени путем проведения внеочередных или очередных выборов. После реализации мероприятия по избранию граждан периодически полностью меняется состав политиков и изменяется направление работы органа.
В связи с этим контроль политического типа, который осуществляется указанными лицами, напрямую связан с задачами, поставленными перед выбранными субъектами. Поэтому его содержание зачастую нестабильно.
Второй вид контроля конституционного типа – судебный. Он представлен в двух типах: европейский и американский.
Система юстиции Соединенных Штатов
Деятельность органов конституционной юстиции по американской системе состоит в следующем: суды с общей юрисдикцией осуществляют проверку соответствия законов и прочих актов Конституции страны. Процесс проверки осуществляется в процессе рассмотрения различных типов дел и при последующем конкретном контроле.
Если судом какой-либо закон будет признан неконституционным, и рассматриваемое дело будет доведено до суда высшего уровня, окончательное решение последней инстанции станет обязательным для судебных органов всех уровней. Такая правовая норма продолжает свое действие в формальной форме, но судами в процессе рассмотрения дел она не применяется.
Законы, признанные неконституционными, лишаются защиты со стороны судебной инстанции. Это выражается в том, что, оставаясь реальными на бумаге, эти нормативно-правовые акты утрачивают юридическую силу.
Сущность этого процесса заключается в следующем. Администрация территории вправе применять этот документ, но это будет бесполезно, так как решение органа может обжаловаться в судебном порядке и точно будет отменено.
В связи с указанными особенностями работы органов юстиции, нормативно-правовые акты, признанные неконституционными, вскоре отменяются в связи с ненадобностью.
Европейская система
Особенность судов конституционной юстиции, работающих по европейской системе, выражается в том, что контроль осуществляется путем создания специализированных органов.
Субъекты, осуществляющие конституционный надзор, делятся на два вида: советы и суды. Советы конституционного типа являются квазисудами. Основной признак их различения – процессуальная деятельность.
Конституционные суды – органы, которые в работе реализуют принципы гласности и состязательности в процессе рассмотрения разных категорий дел. Совет – орган, который практически не использует состязательность в своей деятельности.
Несмотря на различия в порядке формирования указанных органов, есть ряд общих черт. Основной способ построения структуры – парламентский. Федеральный конституционный суд в Германии избирает восьмерых членов обеими палатами Парламента (Бундесратом и Бундестагом), а судей и членов данного органа – ландтагами.
Большинство стран формируют конституционные советы государственными высшими органами, которые представляют разные властные ветви, действующие совместно или самостоятельно. К примеру, президент во Франции назначает в Конституционный совет трех людей, председатель в Национальном собрании – трех, руководитель в Сенате – трех.
Каждая из трех ветвей в составе судов конституционного типа назначается в независимом порядке. Поэтому судьи не вправе ориентироваться на один из назначивших их органов и должны выносить самостоятельные решения.
Численность членов органов конституционной юстиции в РФ и других странах
Численность людей в конституционных судах небольшая: Румыния, Франция – девять, Греция и Португалия – тринадцать, Австрия – четырнадцать (и шесть – в запасе), Россия – девятнадцать.
Полномочия членов судов конституционного типа следующие: Португалия – шесть лет, Греция – два года, Германия – двенадцать лет, Россия – пятнадцать. Некоторые страны (к примеру, Австрия, Бразилия) не устанавливают для судей предельного срока работы.
К кандидатам в органы конституционной юстиции в РФ и странах мира устанавливаются отдельные требования. Основной пункт – невозможность совмещения работы в суде соответствующего типа с занятием других публичных должностей и осуществлением предпринимательской деятельности.
Следующий важный аспект – наличие повышенных требований морального характера. Кроме того, судьям устанавливается возрастной ценз: Германия – от сорока до шестидесяти восьми, Российская Федерация - от сорока до семидесяти. Стаж работы по юридической профессии также разнится: Румыния – восемнадцать лет, Россия – пятнадцать.
Порядок назначения (избрания) председателей судов конституционного типа
Важный вопрос организации конституционных судов (советов) – это порядок избрания (назначения) их председателей. Многие страны при создании соответствующего органа формируют специальный совет.
К примеру, вице-президент и президент Германии избираются по очереди Бундесратом и Бундестагом. Период полномочий, осуществляемых председателем и заместителем, иногда не ограничен (если они остаются в статусе судей).
Конституционная юстиция в зарубежных странах устанавливает принцип равенствах между всеми членами суда конституционного типа, что отражается в фиксировании в нормативно-правовых актах короткого срока их полномочий.
Если период работы судьи не ограничен, руководитель соответствующего коллегиального органа приобретает чрезмерный вес в политической сфере, становясь первым среди равных.
Конституционное судопроизводство
Осуществление судопроизводства судами конституционной юстиции РФ – это порядок исследования и разрешения дел соответствующими органами. Некоторые принципы судопроизводства встречаются в основных законах государства. Основные аспекты конституционных правил регулируются соответствующими правовыми нормативными актами и регламентами работы указанных органов.
Процедура проведения дел в сфере конституционной юстиции в субъектах РФ включает следующие пункты:
- порядок направления обращений в суд конституционного типа уполномоченными на то субъектами;
- представление процессуального характера;
- рассмотрение письменных и устных обращений в предварительном порядке для разрешения вопросов об их отклонении или принятии;
- права судей-докладчиков;
- порядок сбора необходимых сведений;
- процедура приглашения экспертов и свидетелей;
- порядок ведения разбирательства в судебном процессе;
- процедура голосования и совещания по вынесению решения;
- порядок зачитывания составленного акта;
- процедура возобновления судопроизводства в особых случаях;
- постановка вопросов о взыскании судебных издержек, рассмотрении иных положений.
Процедуры специального типа
Конституционная юстиция в субъектах РФ предусматривает проведения следующего типа процедур:
- определение круга лиц, которые уполномочены возбуждать производства по делам соответствующих категорий в суде;
- фиксирование особенностей проведения процесса;
- установление правовых последствий разных возможных исходов дел и вынесенных по ним решений;
- разработка положений об исполнении обязательных к исполнению к актов.
Процедура проверки конституционности
Одно из полномочий конституционной системы юстиции – процедура проверки соответствия нормативно-правовых актов основному закону государства. Это процесс является основной деятельностью соответствующих органов.
Конституционный контроль осуществляется в двух видах: абстрактном и конкретном. Первый вид выражается в возможности обращения в проверяющие органы любых государственных органов власти (или подачи коллективного обращения). Граждане такие документы направлять не вправе.
Контроль конкретного типа выражается в возможности подачи жалобы конституционного типа частными лицами и государственными органами (в том числе судами).
В некоторых странах жалобы на неконституционность нормативно-правовых актов может подаваться в высшую инстанцию только в том случае, если они рассматривались нижестоящим судебным органом (такое практикуется, например, в Германии).
Понятие конституционной юстиции и ее органов раскрывает особенности работы всей системы проверки законности правовых нормативных актов и соответствия этих документов основному закону соответствующей государства. В разных странах функции органов схожи. Различаются особенности работы всех звеньев структуры и их должностных лиц.