Античный атомизм: понятие и основные представители
В античной философии есть время, когда она достигла своего пика в развитии материализма. Трудно сказать о конкретном периоде, когда это произошло, поскольку в разработке самого учения участвовали мыслители разных эпох Античности. Среди хорошо известных можно назвать Левкиппа, Демокрита, Эпикура. В статье будет рассмотрено подробнее, что это за учение и в чем его суть.
Истоки
Большинство историков считают, что автором атомистической концепции является Левкипп. Именно он сформулировал базовые положения этого философского учения.
Впоследствии оно обрело название – античный атомизм, которое характеризует его суть: абсолютная пустота и движущиеся в ней мельчайшие атомы. Как известно, слово имеет греческое происхождение: atomos означает "неделимый".
Первую философскую систему с уклоном на материализм создал Демокрит, опиравшийся на идеи Левкиппа. Она была довольно последовательна, поэтому логично, что итогом стал античный атомизм как вершина античного материализма.
Демокрит из Абдер стал автором приблизительно семидесяти сочинений, которые были написаны на математические и естественнонаучные темы. Кроме этого философ много писал о нравственности. Античный мыслитель имел энциклопедические знания. Об этом свидетельствуют его трактаты: «Врачебная наука», «Военное дело», «О геометрии», «О природе», «О планетах», «О поэзии», «О природе человека».
К сожалению, ни одна работа философа до нас не дошла в полном объеме, а лишь отдельные фрагменты. Однако, опираясь на сохранившиеся труды, ученым удалось воссоздать основные моменты философской концепции Демокрита.
Суть
Основа мира – это пустое пространство с вращающимися в нем неделимыми атомами. Вот главная идея, которую провозглашает античный атомизм и его основоположник Демокрит. Философ считал, что атомы неизменны сами по себе, но постоянно находятся в состоянии движения. Атомы разные по форме, размерам и своему положению в пространстве. Их бесконечно много.
Многообразие атомов и их свойств античный атомизм объясняет тем, что природные вещи и явления так же многообразны и многокачественны. Разъединение атомов приводит к тому, что материальные тела разрушаются и гибнут, а если атомы соединяются, то наблюдается картина возникновения нового явления.
Что касается души человека, то она тоже состоит из неких частиц. Они так и называются – «атомы души». Этими частицами наполнено все в окружающем мире: земля, воздух, камни и все прочее. Демокрит исповедовал позицию гилозоизма. Он считал, что природа наделена одухотворенностью.
К чему пришел философ?
Как это в итоге отразилось на положениях, которые исповедует античный атомизм? Демокрит, исходя из своей позиции гилозоизма, следуя последовательно материалистическим понятиям, смог подойти к разрешению вопроса об основе жизнедеятельности человека – душе. В этом свете он трактует дыхание, которое необходимо для обеспечения жизни, как обмен атомами души между живым существом и окружающей средой. Следовательно, смерть – это прекращение дыхания. Она является естественным процессом, при котором все атомы души, покинув тело, рассеиваются в воздухе.
Демокрит как основоположник античного атомизма последовательно следуя материализму, пришел к атеистическим выводам. Это значит, что Бога нет, а душа смертна. Один из самых известных идеалистов античности Платон призывал сжечь работы Демокрита, называя его безбожником.
Вообще атомизм как философское движение проявился в тяготении античной мысли к унификации основ бытия. Считается, что основателем античного атомизма является Левкипп (5 в. до н.э.), выдвинувший свою гипотезу. Однако эту тему особенно развил Демокрит и его последователи.
Реальность и объективность
Демокрит был у истоков детерминизма. Это направление получило название от латинского слова determine, что переводится как «определяю». Детерминизм говорит нам о наличии объективной закономерности во всем мире. Она обусловлена причинно-следственными связями, которые носят всеобщий характер.
Философ утверждал, что беспричинных явлений нет. Он говорил о том, что все в мире имеет свою причину. Таким образом происходило отождествление причинности и закономерности, а также отрицание наличия в мире случайности. Это учение предполагало, что некоторые явления люди называют случайными. Происходит такое из-за незнания причины.
Постепенно, отрицая случайности и абсолютизируя закономерности, Демокрит пришел к выводам о невозможности человеческой свободы. Иначе говоря, человек как существо, которое состоит из атомов, тоже подчинен всеобщей необходимости наряду со всеми природными явлениями. Атомы души представляются как тонкие, гладкие, круглые и огненные частицы, которые имеют большую подвижность, чем остальные.
Эпикуриизм
Идеи атомистов наивны и объясняются неразвитостью их воззрений. Однако это учение оказало сильное влияние на дальнейшее развитие естествознания и материалистической теории познания.
Еще одним основоположником античного атомизма является Эпикур (341–270 гг. до н.э.). Он основал школу под названием «Сад Эпикура». Считается, что этот мыслитель создал около 300 произведений. Из них тоже до наших времен дошли отдельные фрагменты, письма и книга изречений с названием «Главные мысли».
Давая характеристику атомам, Эпикур вводит новое понятие – вес. Он говорит о том, что именно это свойство определяет их движение после первотолчка. Другими словами, атомы, находясь под действием своей тяжести, начинают падать вниз, проходя по бесконечному пространству. Если вернуться к теории Левкиппа и Демокрита, то они определяли движение атомов как равномерное во всех направлениях.
Выводы Эпикура и античный атомизм
Кратко говоря, последователь Демокрита признавал атомистическую теорию о множественности миров, но фактически отказался от идеи богов, которые являются родоначальниками мироздания. По мнению философа, они живут в пространстве между мирами, находясь в вечном блаженстве, и никаким образом не влияют на судьбы людей. В итоге за такие выводы Эпикура обвинили в атеизме. И уже когда в Европе основной религией стало христианство, его труды находились очень долго под запретом.
Эпикур тоже, как и предшествующие атомисты, отвергал учения Платона, Аристотеля. Он считал душу материальной. При этом важной частью души является ум. Он расположен в самом сердце.
Ощущения
Придерживаясь главной идеи, которую исповедует атомизм античных философов: атом – это материальное начало всего сущего, Эпикур посвятил много времени проблеме познания. Он считал ощущения главным источником познания. Только с их помощью человек получает любую информацию, связанную с окружающим миром. Разум, соответственно, развивается тоже исключительно на основе ощущений. Эпикур довел зависимость разума от ощущений до абсолютизма. Он утверждал, что разные сновидения, а также видения сумасшедших есть следствие каких-либо ощущений, а значит, являются истинными.
Наслаждение
Все же главным в философии Эпикура было этическое учение. Он подчеркивал подчиненность физики относительно знаний этики, говоря, что, если не знать смертного страха и не переживать о небесных феноменах и не искать границы страданий и наслаждений, то смысла в науке о природе не будет.
Эпикур, исповедуя атомизм в античной философии и утверждая материальное начало в сущности человека и его личности, создал интересное учение о наслаждении, поставив его во главу смысла жизни. Он считал, что наслаждение – это удовлетворение естественных потребностей. Оно приводит вначале к достижению атараксии (душевному спокойствию), а после к состоянию эвдемонии (счастью). Настоящим наслаждением является отсутствие телесного страдания и беспокойства. Приобрести полное счастье человеку мешают страхи. Они властвуют над ним. Следовательно, страхи необходимо преодолевать.
Философ говорил, что когда мы имеем в виду наслаждение, то это не значит указывать на лентяйство и обжорство. Это не означает непрерывно устраивать празднества с томлением младых дев и изобилием столов. Это говорит о трезвом обсуждении поиска последних причин выбора или отказа для разоблачения фальши, от которой происходят все душевные треволнения. Эпикур настаивал на том, что человеку необходимо удовлетворять естественные необходимые потребностей, которые связаны непосредственно с сохранением его жизни.
Важное и неважное в жизни людей
По Эпикуру, человек, постигший истину, сможет отделять необходимые потребности от излишеств. Причем отказывается он от лишнего добровольно. В принципе, философские взгляды Эпикура можно считать аскетическими.
К принципиально неестественным потребностям философ отнес занятия политикой и общественной деятельностью. Для его учения было характерно превозношение частного над общественным. Главные слова школы «Сад Эпикура» - это «Проживи незаметно!».
Впоследствии Тит Лукреций Кар выбирает античный атомизм, представители которого были Левкипп, Демокрит и Эпикур. Среди них именно Эпикуру он отдает наибольшее предпочтение. Лукреций родился уже в первом веке до нашей эры. Он выразил свою приверженность идеям Эпикура в своем послании «О природе вещей».
Философские трудности атомизма
Среди проблемных мест в этом учении можно назвать единичные и общие свойства вещей, а также понятие вещи и мысли. Если ни одна вещь не возникает беспричинно и если для ее возникновения имеется своя причина, то как объясняется происхождения похожих вещей? Как возможно пояснить наличие общих свойств, если вещи состоят из разных атомов и существуют, независимо друг от друга? Это нужно или признать случайным совпадением, или отказаться от атомизма.
Атомизм – это логическое завершение размышлений, которые опираются на стихии. Демокрит говорил, что все, что мы знаем о мире, это человек. Значит, именно он является предпосылкой к познанию мира. Кроме того, мир познается так, как это сможет сделать человек, который устроен определенным образом. Он воспринимает окружающую среду, внося что-то от себя. В его сознании действует особый механизм, который дан ему не от мира, а природой при рождении. Этот механизм наделен способностями восприятия мира.
Если бы человек мог пройти через воплощение в разных культурах, то и образы мира были бы все разные.