Новые формы работы с родителями. Нетрадиционные формы работы с родителями

Дошкольное и школьное образование предполагает взаимодействие воспитателей и педагогов с родителями (законными представителями) детей. Если в ДОУ в качестве структурного элемента выступает группа, в школе — классный коллектив. Какой бы высокой ни была квалификация педагога, как бы детально он ни продумывал свою деятельность, ему нужны современные формы работы с родителями.

Задача новых образовательных стандартов

В рамках модернизации российского образования важным элементом является развитие диалога и полноценного партнерства между образовательной организацией и семьей. Новые формы работы с родителями позволяют устанавливать взаимодоверие, взаимоуважение, взаимопомощь, осуществлять дифференцированный подход к каждой семье. Для повышения эффективности взаимодействия педагоги изучают социальный состав семей, привлекая психолога.

Традиционные методы

Какие классические формы работы с родителями можно использовать воспитателям и учителям? На первом этапе работы необходимы встречи-знакомства, а также проведение анкетирования. В рамках открытых занятий педагоги могут информировать родителей о специфике воспитательного и образовательного процесса, проводить для них групповые и индивидуальные консультации, родительские собрания.

Неплохой результат дают и следующие классические формы работы с родителями: информационные стенды, папки детского творчества, выставки.

Для повышения образовательного уровня родителей учителя организуют родительские собрания, семинары, лекции.

Отдельное место отводится привлечению законных представителей детей к организации концертов, конкурсов, проектов, исследований.

Что такое нетрадиционная работа с родителями

Выделяют несколько групп: информационно-аналитические, познавательные, наглядно-информационные, досуговые.

Все нетрадиционные формы работы с родителями способствуют установлению доверительных отношений между детьми и взрослыми.

Педагогическая гостиная

Ее можно «открывать» в начале либо в конце учебного года, учитывая задачи, которые ставит педагог. Такие нетрадиционные формы работы с родителями предполагают встречи учителя с родителями, обсуждение плана или итогов мероприятий. Сначала участникам гостиной предлагается анкета: «Родитель-малыш-учебное заведение». Затем обсуждается намеченное мероприятие либо подводятся итоги прошедшего праздника. В начале года анкетирование помогает учителю ближе узнать семью, понять запрос и интересы его родителей. Нетрадиционные формы работы с родителями помогают в установлении доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса.

В рамках гостиной обсуждаются и важные вопросы, касающиеся воспитания детей. К примеру, в детском саду воспитатель рассматривает тему «Кризис 3-х лет», а в школе классный руководитель уделяет внимание следующим направлениям: «Как понять подростка?», «ЕГЭ: пройти и сохранить здоровье ребенка», «Куда пойти учиться?».

Подготовку к открытию педагогической гостиной учитель начинает за 2-3 недели до непосредственной встречи с родителями. Отличие от обычного родительского собрания заключается в неформальной обстановке, которая царит в гостиной. Учитель дает основные тезисы по вопросу, выбранному для обсуждения. Затем родители в непринужденной обстановке (в ходе чаепития) делятся своим опытом преодоления обсуждаемой проблемы. Итогом встречи становится выработка памятки о правилах поведения в конкретной ситуации.

В качестве гостя приглашается детский психолог. Он проводит тренинг, показывая родителям, как можно избежать конфликтов.

«Душевный разговор»

Какие еще инновационные формы работы с родителями можно использовать? Встреча «Душевный разговор» предназначена не для всех пап и мам, а только для тех, чьи дети испытывают проблемы в общении со сверстниками, проявляют агрессивность к педагогам. Сначала демонстрируется небольшой видеофильм, обыгрываются ситуации, затем проводится анкетирование по теме разговора. Специфика подобной встречи в том, что в конце общения родители сами подходят к рекомендациям, не получают от педагога «готового рецепта».

К примеру, если встреча посвящена тематике «Особенности ребенка-левши», учитель подбирает материал о степени выраженности, психологических особенностях таких детей. Психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный работник — эти специалисты дополняют рассказ педагога, помогают охватить проблему с различных точек зрения.

Такие новые формы работы с родителями помогают устранять дистанцию, делают взаимоотношения более доверительными и свободными. В рамках «душевного разговора» предлагается и рефлексия, что позволяет родителям оценить, насколько они освоили предлагаемый им материал. Обратная связь помогает учителю понять, насколько результативной была встреча, была ли достигнута цель, поставленная в рамках «душевного разговора».

Мастер-классы

Такие формы работы педагога с родителями позволяют учителям с помощью наглядных примеров демонстрировать папам и мамам своих воспитанников или учеников определенные методики и приемы работы, которые они могут применять для установления доверительных отношений со своими детьми.

Как организовать такую встречу? К примеру, если планируется обсуждение вопросов, касающихся установления контакта между родителями и подростками, учитель приглашает психолога. Специалист проводит для родителей небольшой мастер-класс, демонстрируя на конкретных примерах приемы налаживания отношений с подростками. Затем организуется тренинг, в рамках которого у родителей появляется реальная возможность закрепить новые умения и навыки, задать специалисту появившиеся вопросы.

В конце встречи подводится общий итог, формулируются рекомендации по установлению взаимоотношений между подростками и родителями.

Ток-шоу

Такая встреча предполагает обсуждение какой-то серьезной проблемы с разных точек зрения, а также рассмотрение путей ее решения. Например, можно предложить родителям рассмотреть вопрос: «Домашние питомцы: плюсы и минусы», в рамках которой всех участников делят на две группы. Отдельно можно организовать и третью группу, которая будет "гостями студии", сможет задавать вопросы участникам.

Одна группа должна показать преимущества нахождения в семье каких-либо домашних питомцев, а вторая выступает их оппонентами. Для того чтобы ток-шоу было ярким и эмоциональным, его участникам предлагают различные ситуации, связанные с нахождением домашнего питомца в семье, предлагают способы решения возникающих проблем. Обязательным элементом подобной инновационной формы работы с родителями является обсуждение всех предлагаемых позиций.

Необычные тренинги

Их можно считать наиболее активными формами взаимодействия образовательной организации и семьи. Участие в тренинге могут принимать и папы, и мамы. Какие темы для тренинга можно предложить? Среди таковых следующие: «Мой сказочный образ», «Любимая игрушка», «Детские воспоминания». Подобный тренинг организуется в игровой форме между командой детей и родителей, поэтому его можно предложить в начальной школе либо в детском саду. Моделируя различные ситуации, ребята и их родители учатся работать в команде, совершенствуют свои коммуникативные навыки.

Комментарии