Всплытие подводной лодки: виды, описание и порядок действий персонала

Всплытие подводной лодки, как и все физические процессы, подчинено определенным законам точных наук, в частности, Архимеда. Он гласит, что для полного погружения тела, например, в воду, его вес должен быть приравнен объему вытесненной жидкости.

Чтобы это соблюсти, к лодке присоединяют балласт или цистерны, заполненные водой. Когда требуется всплытие подводной лодки, жидкость вытесняют из балласта продуванием, используя силу сжатого воздуха. Управляют погружением с помощью специальных рулей. Заполнение или вытеснение жидкости проводят, чтобы добиться равновесия.

Представление о главном балласте

Когда заполняют цистерны, которые принадлежат к главному балласту, погашают плавучесть лодки для обеспечения нормального погружения. Контроль над этим процессом осуществляют разбитыми на группы ЦГБ (цистернами главного баланса):

  • Носовые.
  • Кормовые.
  • Средние.

Балласт управляет всплытием и погружением. Для этого заполняют или продувают сразу все элементы. Предварительно делают расчет в позиционном движении. Если не требуется экстренное погружение, проводится:

  • Заполнение концевого балласта.
  • Проверка корпусной герметичности.
  • Посадки.
  • Заполнение средних цистерн.

Когда нормальное всплытие, вначале проводят продувку среднего балласта. Выполняя ход над водой, кингстоны судна должны быть в открытом положении с аварийными захлопками. Нужно закрыть вентиляционные клапаны. Судно будет держаться за счет созданной воздушной подушки в цилиндрах.

В момент открытия клапанов подпирающей жидкостью вытесняется воздух, и лодка начнет погружение. Как только она достигает нужной отметки, клапаны закрывают. Когда соблюдается нормальный режим, на глубине судно ходит с открытыми кингстонами. Если начинает всплывать, проводят закрытие аварийных захлопок для подачи воздуха. Нормальное всплытие сопровождается расчетным объемом воздуха с закрытыми кингстонами для экономии. Моряки не забывают об остаточной плавучести или разнице в объеме ЦГБ и водой, необходимой для погружения. Разницу компенсируют вспомогательным балластом.

Какие приемы применяют

Всплытие подводной лодки может потребоваться срочно или в обычном режиме. Когда некуда спешить, его выполняют 2 этапами. В действиях участвует весь личный состав. Руководит мероприятиями командир судна. Для работы с механизмом двумя приемами предстоит использовать горизонтальные рули с ходом. Первоначально всплытие подводной лодки проводят до уровня безопасной глубины, затем выполняют такие действия:

  • Настраивают гидроакустическую станцию на режим шумового пеленга.
  • Слушают горизонт.
  • Обследуют кормовые курсовые углы.
  • Списывают координаты.
  • Переходят на режим эхопеленгования.
  • Обследуют носовой и кормовой секторы.
  • Готовят дизель для продува цистерны.

Работы можно выполнять на ходу или при полной остановке.

Как подняться на следующий параметр

Всплытие подводной лодки до уровня перископной глубины выполняют в экстренных ситуациях при объявлении боевой тревоги. Для этого создают соответствующий кормовой дифферент на среднем ходу. Когда достигают нужной глубины, выполняют такие действия:

  • Уменьшают ход.
  • Отводят дифферент до нуля.
  • Поднимают перископ.

Командиром лично проводится осмотр горизонтальной поверхности и проверка содержания воздуха. Чтобы лодку не выбросило на поверхность морского пространства, выполняют следующее:

  • Уравнительный балласт своевременно заполняют.
  • Выдвигают антенну.
  • Поднимают перископ.

Экипаж должен быть готов в любой момент заполнить балласт.

Действия капитана

Когда выполняет подводная лодка погружение и всплытие, а также во время маневров командир постоянно наблюдает за выполненными командой операциями, оценивает обстановку. Если лодка достигает перископных параметров, при благоприятной оценке обстановки капитан решает установить надводное положение:

  • Отдает приказ о кормовом дифференте.
  • Достигает половины перископного показателя.
  • Продувает среднюю группу.
  • Закрывает кингстоны.

Командир проверяет кормовые и носовые настройки, состояние балласта. Если все в порядке, открывает люк на рубке и выходит на мостик. В целом принципы всплытия подводной лодки мы рассмотрели. Корабль поднимается до крейсерского положения, все ненужные выдвижные устройства члены экипажа убирают.

При погружении выполняют такие действия:

  • Запускают подготовленный дизель.
  • Выхлоп газов направляют на цистерны.
  • Заполняют балласт, чтобы выполнить быстрое погружение.

Лодка подготовлена. Экипаж ждет дальнейших команд капитана. Без четких указаний главного лица на корабле никто не имеет права выполнять какие-либо маневры.

Срочные мероприятия

Экстренное всплытие подводной лодки проводят на учениях, оттачивая процесс, а также при аварийных ситуациях. В период срочного подъема:

  • Лодка достигает надводного положения или заданной глубины за минимальный срок.
  • Промежуточные глубины проходят без задержек.
  • Главный балласт продувают под высоким давлением.

Выбор цистерн зависит от создавшейся обстановки. Если не нужно увеличивать дифферент, продувают средние цистерны, удерживая судно на полном ходу. При этом работают горизонтальным рулем. Меняя порядок вытеснения жидкости из цистерн, командир управляет всплытием, наблюдая за дифферентом. Если вода начнет поступать через прочный корпус, выполняют следующее:

  • Объявляют аварийную тревогу.
  • Заделывают пробоины.
  • Сушат аварийный отсек.
  • Запускают водоотлив.

Чтобы не столкнуться с надводным кораблем во время экстренного всплытия, соблюдают правила безопасности.

Всплытие подводной лодки в арктических льдах

Арктика серьезная территория. Чтобы ходить там, нужна специально подготовленная команда, опытный капитан. Для успеха в маневрировании необходим учет:

  • Течений.
  • Направлений и скоростей ледовых дрейфов.

Скопления льда образуют такие дрейфы:

  • Ветровые.
  • Отдельные.
  • Разреженные.

В России проводили учения в этих местах еще в 1934 году с помощью ледоколов. Лодки погружались в полынье и проходили расстояние до пяти миль под ледовым панцирем.

Гордость Америки

США провели учение с арктическим всплытием атомной подводной лодки. Зрелище было впечатляющим. Почему-то оно попало на телеэкраны. "Случайно" секретное мероприятие по специальной операции было снято и опубликовано. Экипаж действовал умело, отработанными до мелочей действиями в арктических льдах. Есть один нюанс, выгодно отличающий нашу технику от заграничной. Так, россияне в сложнейших ситуациях всплывают на ходу, а американцам обязательно нужна остановка.

Обеспечение безопасности

Самым ценным на подводных лодках является экипаж. Поэтому он проходит тщательную подготовку перед каждым походом. Судна обеспечивают картами, где расположены полигоны и обозначены границы. Передвижение в таких местах проходит с соблюдением правил:

  • Нельзя пересекать границы полигонов без необходимости даже при свободном пути.
  • Нужно обходить коридоры смежных полигонов, если они рассчитаны для других мероприятий.
  • Нельзя приближаться на 1 милю до черты полигона.

Ночью, если подводная лодка всплывает, обязательно должны быть включены габаритные огни.

Комментарии