Развитие организации: методы, технологии, задачи и цели

Умение эффективно и рационально управлять процессами развития компании в отношении ее социального, организационно-управленческого, технологического уровня является значимым процессом функционирования современных российских компаний.

Концепция

Развитие отечественных фирм понимается как:

  • процесс перехода управления организации с одного уровня на другой, способствующий усилению конкурентных позиций, значимости на рынке;
  • система изменений внутри организации, носящих целостный характер.

Присутствие в политике компании четкой концепции развития обеспечивает ее влиянием фактора успеха. Разработка подобного комплекса мер является актуальным вопросом на стадии кризисных явлений как внутри предприятия, так и в экономике страны в целом. Ошибкой многих современных российских компаний называют именно отсутствие стратегии развития в управлении их деятельностью.

В сущности понятия "развитие организации" можно выделить следующие ключевые элементы:

  • миссия;
  • стратегическая концепция;
  • цели;
  • общая стратегия.

Миссия - это основной смысл существования компании, понимание того, для чего она создана. Стратегическая концепция предполагает влияние огромного количества факторов, благодаря которым фирма может добиться своих намеченных целей. Под целью компании понимают итоговые результаты, которые фирма предполагает получить в краткосрочном и долгосрочном периодах. Стратегия представляет собой систему мер, направленных на достижение компанией итоговых результатов.

Цели и задачи

К целям развития организации относят социальные и экономические, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности и устойчивости компании во внешней среде. Среди основных из них можно выделить:

  • повышение производительности;
  • рост капитализации;
  • достижение лидерских позиций на рынке;
  • выход на зарубежные площадки.

Цели можно конкретизировать рядом задач:

  • достижение высоких социально-экономических показателей;
  • проведение организационных изменений.

Технология изменений как основа развития

Технология строится на основе адаптации к требованиям клиента, то есть на стремлении удовлетворить его потребности и ожидания, что является одной из причин инициирования процесса изменений в организации и формирования набора правил по управлению развитием организации. В то же время следует отметить, что изменения на предприятиях происходят постоянно. Они являются результатом необходимых действий, предпринятых для того, чтобы компания держалась на рынке, чтобы сохранить или улучшить положение среди конкурентов. В этом случае следует основываться на поиске новых концепций, а не на использовании решений, уже проверенных ранее.

Основными причинами попыток адаптации и развития организации являются следующие внешние и внутренние изменения:

  • Демографические: изменение возрастной структуры и численности работников, достижение пенсионного возраста, недостаточный уровень образования имеющейся рабочей силы, занятость работников других национальностей.
  • Технологическая автоматизация процедур, компьютеризация, новые коммуникационные и экологические технологии.
  • Рыночные: изменение потребительских предпочтений, развитие конкуренции, интеграция, глобализация.
  • Социально-политические: изменение предпочтений работников, политическая ситуация, войны, борьба с терроризмом.
  • Связанные с человеческими ресурсами: конфликты между работниками, отсутствие удовлетворенности работой, смена руководства компании, отсутствие на рабочем месте сотрудников по разным причинам.
  • Связанные с отношениями в организации: конфликты между руководством и подчиненными, менеджерами и собственниками.

Демографические изменения и развитие

Изменения, вызванные демографическими факторами, могут вызвать необходимость:

  • внедрения новых методов и инструментов для минимизации потерь, связанных с отъездом опытных и квалифицированных сотрудников;
  • выявления механизмов передачи знаний и обучения;
  • автоматизации и упрощения работы для адаптации к уровню квалификации персонала;
  • новых методов коммуникации в результате открытия иностранных филиалов.

Технические изменения

С другой стороны, технический прогресс навязывает использование современных коммуникационных инструментов, которые автоматизируют или устраняют часто сложные процедуры, допускают прочее использование сотрудников, которые занимались анализом и расчетами. Изменения, вызванные техническим прогрессом, включают не только машины и инструменты, но они оказывают значительное влияние на структуру организации, ее культуру и функционирование.

Рыночные изменения

Рыночные факторы означают, что ведущие компании должны не только адаптировать продукты к предпочтениям клиентов, но и создавать новые потребности, чтобы сохранить свои позиции по отношению к своим конкурентам. Скорость внедрения новых версий продуктов требует полного изменения подхода к организации проектирования, подготовки производства, реализации продукта и доставки. Одновременно с сокращением жизненного цикла организации предоставляют заказчику все более широкий спектр возможностей для адаптации продуктов, что влечет за собой значительное усложнение производственного процесса.

Изменения, вызванные рыночными факторами, также в определенной степени влияют на социально-политическую ситуацию, и это, в свою очередь, заставляет предприятия вносить изменения, например, в системы мотивации работников, для которых свободное время становится все более и более ценным. Глобальные тенденции, связанные с риском террористических атак или резкого роста электронной преступности, также играют важную роль для организации.

Кадровые изменения

Отсутствие адаптации кадровой политики и методов управления к специфике организации и изменениям в окружающей среде также может привести к необходимости внедрения решений, которые повысят удовлетворенность работой, позволят сохранить ценных сотрудников, сократить отсутствие и уменьшить количество конфликтов между руководством и командой.

Одновременно с необходимостью изменений существует естественное сопротивление им же, вызванное страхом неизвестного, неудач, климатом недоверия, риском потери статуса и безопасности сотрудниками, защитой интересов групп работников, сменой руководства, дезинтеграцией отношений с работниками, личными конфликтами или ненадлежащим темпом изменений. Определенно, наименьшее сопротивление возникает в случае адаптации, и оно увеличивается с повышением градуса радикальности изменений и неопределенности их последствий.

Модели развития

Общая модель развития деятельности организации была представлена ​​Л. Е. Грейнером, который указывал на возникновение стадий роста и кризисов попеременно в определенном порядке, что отражено в таблице ниже.

Этапы роста и кризисы в организации по данным Л. Е. Грейнера:

Стадия роста

кризис

увеличение через творчество

кризис руководства

увеличение через руководящие принципы

кризис автономии

увеличение путем делегирования прав

кризис управления

увеличение за счет координации

бюрократический кризис

увеличение благодаря сотрудничеству

кризис?

Грейнер показал, что большая часть организаций не делает выводов из своего опыта во времени. Они не могут или не способны преодолеть кризис и остаются на определенной стадии развития. Использование инструментов и методов управления качеством может позволить организации прогнозировать наступающий кризис, одновременно осторожно переходя между последовательными этапами роста.

Этапы развития

Каждая фирма имеет свой специфический цикл, определяемый в качестве программы развития организации. Однако существуют теории жизненного цикла, свидетельствующие о наличии сходства в развитии предприятий.

В основе стратегии развития организации лежит понятие жизненного цикла.

Он и является концепцией в области теории управления. Классической, самой популярной теорией, представляющей эволюционную перспективу, является теория жизненных циклов организации американского теоретика Ларри Грейнера.

Развитие организации было представлено им как последовательность эволюционных периодов, прерванных революционными событиями. Модель Грейнера указывает, что любое решение, которое кажется идеальным в настоящий момент, содержит зародыш кризиса. Типичная теория жизненного цикла организаций предполагает, что они развиваются в несколько этапов. Чаще всего они начинаются как маленькие творения. С того момента, когда они начинают расти, появляются первые проблемы. После фазы создания следует организационная зрелость, за которой идет заключительная фаза, а именно упадок организации. Каждый этап имеет свой центр тяжести, и каждый этап заканчивается кризисом.

Экономическое развитие

В рамках данного направления перед компанией стоят две задачи:

  • экономический рост;
  • финансовая устойчивость и ликвидность.

Показателем хорошего состояния финансовой сферы фирмы является экономическое равновесие системы, при котором наблюдается оптимальное сочетание между элементами собственного и заемного капитала.

Развитие кадров

На первоначальных этапах развития организации ее персонал характеризуется отсутствием четкой специализации в выполнении трудовых функций. Недостаточно развита кадровая политика, система мотивации и обучения.

По мере развития фирмы численность ее персонала прирастает, формируются структуры и отделы, которые создают схему организационной структуры компании. Возникает разделение труда, разрабатываются регламенты.

Наиболее значимым моментом являются вопросы развития посредством обучения персонала в организации, повышения его квалификации.

Роль аудита

В процессе развития организации большую роль играет процесс контроля и аудита.

Внутренний аудит - это независимая консультативная и проверочная деятельность, направленная на оптимизацию операционной деятельности организации и повышение ее ценности. Внутренний аудит организации помогает ей достичь своих целей развития посредством системного и методического подхода к мониторингу системы рисков. Основные цели и задачи внутреннего аудита представлены ниже:

  • оценка и повышение эффективности рисков, контроля и управления развитием;
  • независимая консультационная и проверочная деятельность, направленная на повышение операционной эффективности и ее ценности;
  • независимость и объективность;
  • системный и методический подход.

Элементы аудита

Основными элементами внутреннего аудита в организации являются:

  • Помощь организации в достижении своих целей, которые обычно определяются тем, чего компания хочет достичь в установленные сроки, используя доступные ресурсы. Успех зависит от достижения этих целей. Следовательно, они должны иметь определенные особенности, в том числе измеримые, четко определенные, актуальные, реальные и ограниченные по времени.
  • Оценка и повышение эффективности рисков, контроля над ними. Все три процесса тесно связаны между собой и направлены на достижение целей компании.

Управление организацией - это процесс, осуществляемый руководством, который заключается в утверждении и непосредственном контроле. Большую роль на данном этапе играет существующая схема организационной структуры фирмы, которая позволяет делегировать полномочия в процессе развития компании.

Управление рисками тесно связано с менеджментом, но этот процесс осуществляется руководством для устранения неопределенных факторов, которые могут повлиять на способность фирмы достигать своих целей.

Контроль - это процесс, осуществляемый руководством для снижения уровня риска следующими методами:

  • Независимая консалтинговая и проверочная деятельность, направленная на повышение операционной эффективности организации и повышение ее ценности. К данным направлениям относят объективное исследование доказательств для того, чтобы предоставить компании независимую оценку процедур управления рисками.
  • Независимость и объективность. Независимость относится к статусу функции внутреннего аудита в организации. Объективность же касается отношения отдельных аудиторов и означает, что они могут принимать беспристрастное, объективное решение.
  • Системный и методический подход. В целях улучшения функционирования организации консультативные и проверочные мероприятия должны проводиться особым систематическим образом с использованием определенных методик.

Существует три основных этапа внутреннего аудита:

  • планирование обучения персонала в организации;
  • выполнение заданий;
  • информация о результатах исследования.

Комментарии