Ведическая философия: основы, период появления и особенности

Философия как наука появилась примерно в одно и то же время в разных государствах древнего мира – в Греции, Китае и Индии. Произошло это в период 7-6 вв. до н. э.

Слово «философия» имеет греческие корни. Дословно с этого языка оно переводится как phileo - «люблю», и sophia - «мудрость». Если рассматривать толкование последнего из этих слов, то оно означает способность применения теоретических знаний на практике. То есть, изучив что-либо, ученик старается использовать это в жизни. Таким образом человек и приобретает опыт.

Одной из древнейших философий мира является ведическая. Ее при этом считают еще и самой совершенной. Эта философия смогла объяснить природу всех живых существ, указав на то, что самым разумным из них является человек. Также она осветила всем людям тот путь, пройдя который, можно достичь совершенства жизни.

Ценность ведической философии состоит в том, она логически обоснованно и ясно дала ответы на такие вопросы: «В чем заключено совершенство? Откуда мы? Кто мы? В чем заключен смысл жизни? Почему мы здесь?»

История возникновения

Философия в странах Востока появилась благодаря мифологии. Ведь те мысли, которые содержались в легендах и сказках, являлись начальной формой общественного познания. Тем не менее в мифологии можно ясно проследить неспособность человека каким-то образом выделить себя из окружающего мира и объяснить происходящие в нем явления, которые становятся уделом действий героев и богов. Тем не менее в легендах древнего периода люди уже начинали ставить перед собой некоторые вопросы. Их интересовало следующее: «Как возник и как развивается мир? Что такое жизнь, смерть и многое другое?»

Став одной из форм общественного сознания, философия Востока возникла в период возникновения государственности. На территории Древней Индии это произошло примерно в 10 в. до н. э.

В философии Востока явно присутствует обращение к общечеловеческим ценностям. Это научное направление рассматривает проблемы добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного, любви, дружбы, счастья, ненависти, наслаждения и т. д.

Развитие мысли

Философия ведического периода явилась значительным шагом в познании человеком окружающего бытия. Ее постулаты помогали узнать место людей в этом мире.

Для того чтобы более четко понять основные черты ведического периода индийской философии, стоит указать на те проблемы, которые позволило решить учение.

Если рассматривать философию в целом и сравнивать ее с теологией, то становится понятным, что первое направление рассматривает связь человека с миром, а второе – с Богом. Но подобное разделение не способно дать истинных знаний о том, кем же является человек и каково его место в мире. Нельзя и понять, кто же такой Бог, и каким образом с ним должны быть выстроены отношения.

Некоторые философские школы довольно близко подошли к решению этой проблемы. Примером тому может служить Платон, признавший личностную концепцию божества. Тем не менее во всех учениях мыслителей продолжали оставаться белые пятна. Устранить их и позволила ведическая древнеиндийская философия. При изучении человеком ее основных канонов он приближается к постижению Бога.

Другими словами, в ведической философии нашли свое соединение два направления. Это общая философия и теология. При этом люди получили простые и четкие определения и ответы на все возникшие у них вопросы. Это и сделало ведическую философию Древней Индии совершенной и способной показать человеку истинный путь. Пройдя по нему, он придет к своему счастью.

Из лекций по ведической философии можно узнать, каким образом описываемое направление объясняет отличия от Бога и единство с ним живых существ. Добиться понимания этого можно при рассмотрении личностных и безличностных аспектов Высшей силы. Ведическая философия рассматривает Господа как Верховную Личность и главного наслаждающегося. Все живые существа по отношению к нему занимают подчиненное положение. При этом они являются частицами Бога и его пограничной энергией. Получить высшее наслаждение живым существам можно только благодаря любовному служению Богу.

История развития науки о бытии человека

Индийская философия включает в себя теории различных мыслителей древности и современности - индусов и не индусов, атеистов и теистов. С момента своего возникновения ее развитие было непрерывным и не претерпевало никаких крутых поворотов подобно тем, которые происходили в учениях великих умов стран Западной Европы.

Древнеиндийская философия в своем развитии прошла несколько этапов. Среди них:

  1. Ведический период. В философии Древней Индии он охватил временной промежуток с 1500 до 600 г. до н. э. Это была эпоха расселения арийцев с постепенным распространением их цивилизации и культуры. Возникали в те времена и «лесные университеты», где получили свое развитие истоки индийского идеализма.
  2. Этический период. Он длился с 600 г. до н. э. по 200 г. н. э. Это было время написания эпических поэм Махабхарата и Рамаяна, которые стали средством выражения божественного и героического в человеческих отношениях. В этот период произошла демократизация идей ведической философии. Философия буддизма и Бхагавадгита приняли их и продолжили их развитие.
  3. Период сутр. Начался он с 200 г. н. э. В это время сформировалась необходимость в создании обобщенной схемы философии. Это и привело к появлению сутр, понять которые нельзя без соответствующих комментариев.
  4. Схоластический период. Его началом также служит 2 в. н. э. Между ним и предшествующим периодом четкой грани проведено быть не может. Ведь при схоластическом периоде, когда философия Индии достигла своего пика и одновременно предела развития, комментаторами, самыми известными из которых были Рамануджа и Шанкара, было дано новое изложение уже имевших место старых учений. И все они являлись ценными для общества.

Стоит отметить, что два последних периода в истории философии Индии продолжаются и сегодня.

Возникновение ведов

Рассмотрим первый этап науки о мире и месте человека в нем, развивавшейся на территории Древней Индии. Корни ведической философии можно найти в первых из созданных в этом государстве священных книгах. Они и носили название ведов. Вместе с религиозными идеями в этих книгах излагались и философские представления, касающиеся вопросов единого мирового порядка.

Создателями ведов являются племена арийцев, пришедшие в Индию из Ирана, Средней Азии и Поволжья в 16-м в. до н. э. Тексты этих книг, которые написаны на языке ученых и знатоков искусства, санскрите, включают в себя:

  • «священные писания» - религиозные гимны, или самхиты;
  • брахманы, описывающие ритуалы, которые использовались во время проведения религиозных обрядов;
  • араньяки - книги, принадлежащие лесным отшельникам;
  • упанишады, являющиеся философскими комментариями к Ведам.

Временем написания этих книг считается второе тысячелетие до н. э.

Характерными чертами Ведического периода Индийской философии являются следующие:

  • Наличие брахманизма как основной религии.
  • Отсутствие отличий философского мировоззрения от мифологического.
  • Описание представлений о мире и основ брахманизма в ведах.

Характерными чертами ведического периода индийской философии являются племенные обычаи и верования древнего народа. Именно они и лежат в основе брахманизма.

Тексты вед невозможно отнести к подлинно философским. Связано это с тем, что они более являются фольклорными произведениями. В связи с этим характерной чертой ведического периода индийской философии является еще и отсутствие рациональности. Но все же литература того периода представляет большую историческую ценность. Она позволяет получить представление о взглядах людей древнего мира на окружающую их действительность. Понимание этого мы получаем из содержащихся в ведах стихов о богах (дождя, райских планет, огня и других), из текстов, описывающих ритуалы жертвоприношения, обряды, а также являющихся заклинаниями и песнями, предназначенными в большинстве своем для излечения болезней. К тому же веды не зря называют «Первым из всех существующих памятников мысли древнего народа Индии». Они сыграли значительную роль в развитии духовной культуры населения этого государства, в том числе и в становлении философского направления.

Значение ведов

Практически вся философская литература, написанная в последующих периодах, тесно связана с комментариями и толкованием первых религиозных текстов. Все веды, по уже установившейся традиции, делят на четыре группы. В них входят самхиты и брахманы, араньяки и упанишады. Подобное разделение на группы не является чем-то случайным. В ведической философии самые древние тексты представлены самхитами. Это четыре сборника гимнов, молитв, магических заклинаний и песнопений. Среди них ригведы и самаведы, яджурведы и атхарваведы. Все они входят в первую группу ведов.

Несколько позже каждый сборник самхитов начал обрастать различными дополнениями и комментариями философской, магической и ритуальной направленности. Ими стали:

  1. Брахманы. Это священные индуистские писания, относящиеся к литературе шрути. Брахманы являются комментариями к ведам, которые объясняют ритуалы.
  2. Араньяки.
  3. Упанишады. Буквальный перевод этих писаний звучит как «сидеть около». То есть находиться у ног учителя при получении от него наставлений. Порой этот комментарий трактуют как «сокровенное тайное учение».

Книги, входящие в последние три группы, являются лишь дополнениями к сборникам первой. В связи с этим самхиты порой и называют ведами. Но в более широком смысле слова сюда входят все перечисленные выше четыре группы, представляющие собой комплекс философской литературы Древней Индии.

Веданги

Литература ведического периода индийской философии в целом являлась религиозной. Однако она была тесно связана с народными традициями и повседневной жизнью. Именно поэтому нередко она считалась светской поэзией. И это можно отнести к характерным чертам ведического периода индийской философии.

Помимо этого, в литературе данного направления находила отражение специфика религии брахманизма, а также антропоморфность различных представлений о мире. Боги в ведах были представлены существами, подобными людям. Именно поэтому в обращениях и гимнах к ним авторы стремились передать свои чувства и переживания, рассказывая о пришедших к ним радостях и постигших горестях.

В такую литературу входят и веданги. В этих писаниях нашел свое отражение новый этап развития научных знаний. Всего существует шесть веданг. Среди них:

  • шикша, что является учением о словах;
  • вьякарана, дающая понятия о грамматике;
  • нирукта – учение об этимологии;
  • кальпа, описывающая обряды;
  • чхандас, знакомящая с метриками;
  • дьютиша, дающая представление об астрономии.

Данные писания относились к шрути, то есть к услышанному. В более поздней литературе они были заменены на смрити, что означало «запомненное».

Упанишады

Тому, кто желает ознакомиться с ведической философией кратко, стоит изучить именно эту группу текстов. Упанишады являются концом вед. И именно в них нашла свое отражение основная философская мысль того периода. Исходя из дословного перевода получить такие знания могли только те ученики, которые сидели у ног своего учителя. Несколько позднее название «упанишады» стали толковать несколько иначе - «тайное познание». Считалось, что получить его мог далеко не каждый человек.

В ведический период индийской философии таких текстов было создано около сотни. В самых знаменитых из них можно встретить мифологическо-религиозное толкование окружающего мира, перерастающее в некое дифференцированное осмысление возникающих явлений. Таким образом и возникли идеи о том, что существуют различные виды знаний, в числе которых находится логика (риторика), грамматика, астрономия, а также военная наука и изучающая числа.

В упанишадах можно увидеть зарождение идеи о самой философии. Она представлялась как своеобразная область знаний.

Полностью избавиться от религиозного и мифологического представления мира в ведический период философии Древней Индии авторам упанишад не удалось. Тем не менее в некоторых текстах, например, в таких, как катха, кена, иша и некоторых других, уже сделана попытка выяснения сущности человека, его первоосновы, роли и места в окружающей действительности, познавательных способностей, норм поведения и роли в них психики людей. Конечно, объяснение и толкование подобных проблем встречаются не только противоречивые, но и порой исключающие друг друга. Тем не менее в упанишадах была предпринята первая попытка решения многих вопросов с точки зрения философии.

Брахман

Каким образом ведическая философия объясняла первоосновы и первопричины явлений мира? Главенствующая роль в их возникновении отводилась брахману, или духовному началу (оно же атман). Но порой вместо толкования первопричин явлений окружающей среды использовалась пища - анна, или бухта, служившая неким вещественным элементом, представленным чаще всего водой или ее совокупностью с огнем, землей и воздухом.

Некоторые цитаты о ведической философии позволяют осознать ее основную идею. Самая короткая из них представляет собой фразу из шести слов: «Атман есть брахман, а брахман есть атман». Разъяснив это изречение, можно понять смысл философских текстов. Атман является индивидуальной душой, внутренним «Я», духовным субъективным началом каждой вещи. Брахман же представляет собой то, что служит началом всего мира с его элементами.

Интересно, что в ведах имя Брахма отсутствует. Оно заменено понятием «брахман», которым у народа Индии называли жрецов, а также ту молитву, которая была обращена к создателю мира. Размышления над судьбой и происхождением Бога-творца и понимание его роли во Вселенной стали основой брахманизма - религиозной философии, нашедшей свое отражение в упанишадах. Своей универсальности брахмана может достичь только благодаря познанию самого себя. Другими словами, брахман является объективным объектом. Атман же - чем-то личностным.

Брахман - это высшая реальность, абсолютное и безличное духовное начало. Из него возникает мир и все то, что в нем находится. Помимо этого, то, что разрушается в окружающей среде, непременно растворяется в брахмане. Это духовное начало находится вне времени и пространства, свободно от действий и качеств, от причинно-следственных связей, и не может быть выражено в границах логики человека.

Атман

Под этим термином понимается душа. Происходит данное название от корня «аз», означающего «дышать».

Описание атмана можно встретить в ригведе. Здесь оно не только дыхание как физиологическая функция, но и дух жизни, а также ее принцип.

В упанишадах атман является обозначением души, то есть психического субъективного начала. Данное понятие может быть растолковано и в личностном плане, и в универсальном. В последнем случае атман служит основой всего. Он буквально пронизывает окружающую действительность. Его величина одновременно «меньше ядра просяного зернышка и более всех миров».

В упанишадах понятие атмана существенно вырастает и становится причиной всего сущего в брахмане. А он, в свою очередь, является материализованной во всех вещах силой, создающей, поддерживающей, сохраняющей и возвращающей к себе обратно всю природу и «все миры». Именно поэтому столь важна для понимания сущности философии ведов цитата «Все есть брахман, а брахман есть атман».

Сансара

Нравственно-этическое учение брахманизма придерживается основных принципов. Ими стали такие понятия, как сансара, карма, дхарма и мокши. Первое из них в своем буквальном переводе означает «беспрерывное прохождение». Понятие сансары базируется на представлении о том, что все живое обладает душами. При этом душа является бессмертной, и после того как тело умирает, она способна переселиться в другого человека, в животного, в растение, а порой и в Бога. Сансара, таким образом, является бесконечным путем реинкарнации.

Карма

Данный принцип стал одним из основных положений многих индийских религий. Карма при этом обладала еще и определенным социальным звучанием. Данное понятие позволило указать на причину человеческих невзгод и страданий. Впервые не боги, а сам человек стал считаться судьей собственных деяний.

Некоторые положения кармы использовались несколько позже в буддизме, а также в джайнизме. Ее считали причинно-обусловленным законом судьбы и той силой, которую порождает действие и которая способна оказывать определенное влияние на человека. Так, его хороший поступок позволит в следующей жизни случиться чему-либо радостному, а плохой – вызвать несчастье.

Интересным по этому поводу является следующая цитата из ведов:

Если ты хочешь начать свою жизнь завтра, значит, уже сегодня ты мертв, и останешься мертвым и завтра.

Дхарма

Соблюдение или игнорирование этого принципа приводит к перерождению души человека. Таким образом, дхарма оказывает непосредственное влияние на повышение или понижение социального статуса людей в последующей жизни, а также включает в себя возможность превращения в животных. Человек, постоянно и ревностно исполнявший дхарму, способен достичь освобождения, которое даст ему поток сансар, и сольется с брахманом. Подобное состояние описывается как абсолютное блаженство.

Подтверждением этому служат следующие цитаты из ведов:

Душа получает материальное тело сообразно своей деятельности в прошлом, поэтому каждый должен следовать заповедям религии.
Никто и никогда не может быть источником наших страданий, кроме нас самих.
К тому, кто все отдает, все приходит.

Мокша

Этот принцип означает освобождение человека от реанкарнации. Человек, познавший учение о мокше, способен преодолеть зависимость от мира, избавиться от всякой изменчивости, от страданий, перерождений и превратного бытия. Достигается подобное состояние при осознании тождества «Я» атмана с реальностью бытия, то есть брахманом.

Каким образом человек может достигнуть этой ступени окончательного спасения и нравственного совершенствования души? Для этого ему понадобится пройти базовый курс ведической философии, который на сегодняшний день предлагается многими ее последователями.

Комментарии