Закон конкуренции: понятие, основы экономики и принцип действия
С того момента, когда в нашей стране произошла либерализация цен, начал свою работу неизвестный у нас доселе закон конкуренции. Ценообразование целиком и полностью вышло из ведения государства, которое ранее всегда самостоятельно устанавливало цены и в розничной, и в оптовой торговле, и они десятилетиями оставались твердыми. В настоящее время этот процесс чрезвычайно гибкий, и его контролирует только закон конкуренции.
Действие
Действовать закон конкуренции начал незамедлительно, как только ценообразование получило ориентацию на спрос и предложение, на максимилизацию прибыли, когда капиталы получили возможность свободно переливаться, тогда и восторжествовала триада рынка, мотивации, конкуренции. Появились антимонопольные законы, распространявшиеся все более широко и с течением времени соблюдавшиеся все более строго.
Ранее закон конкуренции подменялся соревнованием среди производителей, и это был тоже стимул, однако "живая" прибыль гораздо более способствует повышению производительности труда, а потому и технический прогресс развивается стремительнее. В отношении производительных сил монополии никогда не стеснялись творить полнейший произвол. Однако теперь значительно большая часть прибыли наращивается за счет увеличения производительности труда.
Немного истории
Антимонопольное законодательство создавалось не вдруг, постепенно устанавливая самое рациональное соотношение конкуренции и монополии, предотвращая разрушительные последствия непродуманных действий. Первые основы закона конкуренции увидели свет в 1890 году (Закон Шермана, или Антитрестовский закон) в США. Таким образом, впервые конкуренция была взята под защиту самим государством.
В СССР законы сбыта продукции кардинально отличались от капиталистических. Экономика была плановой, где отсутствие принципов закона конкуренции не создавало условий для анархии производства, а сбыт был просчитан вне зависимости от проблем прибавочной стоимости и не создавал необходимости разыскивать наиболее выгодные рынки. У капиталиста обязателен выбор специальных коммерческих операций, для успешного проведения которых оправданы любые пути вплоть до рекламного обмана, товарной фальсификации. Главное - вытеснить конкурента.
Такие принципы
Для большей прибыли капиталисту выгодно даже искусственно создавать трудности при сбыте той или иной продукции, а чем хуже пойдут дела у соперников (в том числе и у потребителей тоже!), тем более явно вырисовывается дополнительная прибыль. Система законов конкуренции такова, что общечеловеческие ценности и тем более развитие отдельных стран гораздо ниже стоят в ряду первоочередных задач капиталиста, чем получение немедленной и как можно более высокой прибыли.
Так, капитал многие десятилетия выкачивает нефть на Ближнем Востоке, всячески препятствуя странам-владельцам ресурсов создавать собственную нефтеперерабатывающую промышленность. В том числе и наша страна гонит на продажу только сырье, поскольку именно такие условия создает мировой бизнес, именно таковы законы конкуренции в экономике капиталистических стран.
И так же, как и другие владельцы богатых месторождений, наша страна закупает у иностранного капитала нефтепродукты, изготовленные из нашей же нефти, но уже по более высоким ценам, чем те, которые образовались бы при переработке нефти на месте.
Искусственный дефицит
Разве когда-либо капиталиста интересовала судьба потребителей? Главное условие экономического закона - свободная конкуренция, но вот это так и остается на словах. В реальности происходит обратное. Капиталисту нужно поднять как можно выше цены, чтобы получить больший доход за счет потребителей. Поэтому ему выгоден дефицит той или иной продукции, который создается искусственно. Например, практически всегда так регулируется продажа нефтепродуктов.
Экономический закон конкуренции должен приводить к тому объективному процессу, когда качество услуг и продукции постоянно повышается, а их удельная цена снижается. Однако, судя по реалиям, работает этот принцип плохо. Должны вымываться с рынков все некачественные и все слишком дорогие продукты. Но для реализации этих процессов нужен как минимум качественно работающий антимонопольный закон.
Как должно быть
Предпринимательство является способом получения прибыли посредством удовлетворения спроса потребителей своим предложением именно тех товаров, которые потребителям требуются в данный момент. Но и здесь мы видим действие закона конкуренции, регулируемое не в пользу общественным надобностям. Даже если направление деятельности предпринимателем выбрано удачно, если есть умение производства товара лучшего качества с наименьшими издержками, в конкурентной борьбе предприниматель может и не победить.
Виной тому - невидимые законы рынка. Конкуренция практически никогда не бывает честной. Она должна оказывать очень сильное воздействие на поведение каждого субъекта рынка. И оказывает. Законы спроса и предложения действенны значительно менее. При действительно свободной конкуренции все чрезмерно высокие и слишком низкие цены должны двигаться к усреднению, к точке равновесия.
Однако так почему-то не происходит. Равенства противоборствующих в конкуренции сторон не получается. Наверняка здесь действуют иные правила конкурентной игры, без прямой причастности состязательности конкурентов к выявлению равновесной цены и четко обозначенного количества нужных товаров.
Стратегические решения
Для успешной работы в условиях рыночной экономики нужен оптимизационный подход с установлением зависимости между экономическими показателями, техническими и организационными. Необходимо изучить рыночные механизмы: законы экономии времени, масштаба, конкуренции, прочих зависимостей.
А стратегическим решениям нужен исключительно подробный анализ спроса и предложения, зависимостей между ними, возрастания непредусмотренных затрат, убыли доходности, экономических взаимосвязей производства и потребления, масштаба производства и многого еще.
Непременным условием действия экономических законов является конкуренция, и анализ должен проводиться не только на уровне действующей фирмы, но и на уровне отрасли: как действует механизм конкуренции, антимонопольное законодательство, каковы формы конкуренции в отрасли и какова ее сила.
Структура рынка
Рыночная экономика может быть представлена монополией или олигополией, монополистической конкуренцией или конкуренцией совершенной, чистой. Форма рынка зависит от количества оригинальных товаров, имеющих патент, от качества информации (рекламы) о товарах, необходимых потребителю. Действующий закон конкуренции должен помогать прогнозированию цен, возможностей конкурентов и определяющих это факторов.
Например, одинаковую продукцию выпускают несколько фирм. Сравнивать ее можно по показателям удельной цены (соотношение "цена - полезный эффект", которое отражает потребительские свойства данной продукции в тех или иных условиях). Все фирмы будут стараться разработать модель товара с лучшими показателями. Конкуренция - состязательность, когда самостоятельные действия хозяйствующих субъектов не предоставляют возможности ограничить шансы на успех соперников или иначе воздействовать на созданные общие условия движения на товарном рынке данной продукции.
Конкурентная борьба
Это борьба напряженная, где за покупателя бьются и физические, и юридические лица, иначе при жестком законе конкуренции производителю просто не выжить. Необходимо каждому продавцу услуг и товаров найти более выгодные условия для производства продукта и его реализации, расширить рынок сбыта за счет улучшения качества и понижения индивидуальной стоимости товара. Тогда получится добавочная прибыль (избыточный доход).
И поскольку непременным условием действия экономических законов является конкуренция, это вынуждает производителя бросить все имеющиеся силы на борьбу за приоритет на рыночном пространстве. Если же рынок оккупировали производители-монополисты, получающие посредством внедрения монопольных цен сверхприбыль, конкуренция ослабевает. В результате экономика не развивается, производство становится менее эффективным. Тогда государство вынуждено вмешиваться в развитие конкурентной борьбы.
Функции: регулирующая и стимулирующая
Конкуренция постоянно оказывает огромное воздействие на любые затраты хозяйственника, который производит продукт. Именно благодаря ей должно достигаться рыночное равновесие при реализации товаров.
Ее главная функция - регулирующая. Обеспечивается приток капитала в самые прибыльные отрасли, поскольку цены устанавливаются конкурентные, за счет чего происходит баланс между потребностями и производством.
Другая функция конкуренции - стимулирующая. Производители противостоят в борьбе за условия производства и рынок сбыта, а это стимул для развития хозяйственников, которые вынуждены внедрять инновации и оптимально использовать ресурсы - как трудовые, так и сырьевые.
Функции: контролирующая и дифференцирующая
Конкуренция должна обеспечивать полноценное развитие технологий, эффективность управления и качество ресурсов. В этом ее контролирующая функция: контроль над сопоставимостью затрат и необходимых издержек при производстве, соблюдение качества продукции, контроль над изменяющимися потребностями общества.
Помимо этого, важной функцией конкуренции является дифференциация: производители одинакового товара имеют на рынке совершенно разные результаты. Лучшие условия достаются производителю, обошедшему конкурентов за счет повышения эффективности производства, учета общественных запросов и тому подобного. Конкурентоспособность определяет и рост прибыли.
Закон конкуренции как закон природы
Любое явление вмещает в себя и особенности, и общие свойства, то есть - индивидуальное и специфическое. Экономические законы не являются исключением. Общее здесь состоит в том, что любые законы природы или общества объективны не зависят от сознания. Это значит, что они будут действовать даже в том случае, если мы ничего о них не знаем.
Закон рынка - стоимость, спрос, предложение, конкуренция - так же существует вне зависимости от знаний участников рынка. Субъекты рынка труда - наемные рабочие и работодатели. Последние могут быть представлены любыми предприятиями, фирмами (государственными, индивидуальными, товариществами, корпорациями и так далее). Наемные рабочие являются собственниками рабочей силы. Союзы предпринимателей и профсоюзы делают мировой рынок единой системой с целостными торговыми, финансовыми и экономическими связями.
На другом уровне
Интеграционные процессы в мире развиваются, и самые новые тенденции, такие как вывоз капиталов, например, неизбежно приводят к борьбе, которую тоже можно назвать конкурентной, поскольку она подчиняется тем же законам. Каждый субъект международных отношений пытается обеспечить превосходство собственных интересов.
Стремление не только создавать, но чаще присваивать, накапливать жизненно важные ресурсы приводит субъекта социально-экономических отношений к соперничеству, которое тоже можно объяснить законами конкуренции, проявляющимися на другом, более высоком уровне - на международном. И здесь выявляется наиболее сильный соперник, который безжалостно подавляет конкурентов.
Таким образом сильные страны, использующие законы конкуренции более давно, развиваются еще стремительнее, всеми силами подавляя экономику стран "третьего мира", развитие которых совершенно невыгодно игрокам международного рынка.