Русское язычество — описание, история и интересные факты
Русская культура, язычество зародились в глубокой древности. Они впитали в себя мировоззрение первобытных людей. Из него и вырастали все последующие религии. И без знания о русском язычестве религия современных россиян будет представать неполно.
Тенденции
При этом верования постоянно менялись с годами. Изменениям подвергались уклад жизни, занятия славян. Они по-разному представляли себе мир, но одно в истории язычества Древней Руси оставалось неизменным – эта вера была тесно связана с природными силами. Это было поклонение им. Монотеистическое православие впоследствии впитало в себя тысячелетние традиции русского язычества. Прежние боги переносились на новых.
Святой Илья обладал чертами Перуна, а Параскева – чертами Мокоши. Святой Власий отражал Велеса. Русское язычество и православие тесно взаимосвязаны. И божества постоянно обрастали новыми признаками, менялись имена, появлялись новые эпитеты. Они занимали новые места в пантеоне.
Источники
Источником тайной истории русского язычества остаются средневековые хроники, поучения против языческих божеств, летописи. Имеются и сведения, почерпнутые из фольклора, из археологических раскопок. При этом важно помнить, что историю пишет победитель. И о том, что древние славяне вцепились в религию своих предков, можно только догадываться благодаря тому, как многое переняло из язычества русское христианство. И нужно учитывать, что многие данные о древней религии были утеряны.
Так, не сохранились отреченные книги. Так называли волшебные писания, которые на Русь привезли из Византии и с западных территорий. То же наименование давали всем листам, на которых народ писал о своих приметах, повериях, суевериях. Примечательно, что русский народ массово умел писать, в отличие от европейцев той поры. Письму учились и мальчики, и девочки из крестьянских семей, и люди активно переписывались между собой. Поэтому таких ценных листов от разных пластов общества было много. Но остались сведения об этих ценнейших памятниках истории русского язычества только в христианской литературе, которую, в отличие от них, сохранили. Некогда все языческие артефакты были запрещены, их массово уничтожали. И лишь редкие экземпляры люди тайком хранили на протяжении долгих веков. И они всплывали у представителей современного русского язычества, ворожей, колдуний. Известная отреченная книга – «Остролог». Это астрологические замечания, которыми пользовались еще русские князья времен язычества. Древние славяне рассматривали, как влияли звезды на счастье новорожденных, предсказывали судьбы народов, войны и так далее. О болезнях и урожаях рассказывал «Громник». А «Молник» представляет собой сборник о предсказаниях молний.
В «Коляднике» имеются приметы, которые распределены по дням. Таких книг еще несколько, но большую часть повествований о русском язычестве приказал уничтожить отец Петра I, Алексей Михайлович.
Артефакты
Когда произошло крещение Руси, язычество сохранялось в стране в новых формах. В частности, хранились традиции в змеевиках. Они были сделаны из металла либо камня, это медальоны с сюжетами христианской религии. Но на обратной стороне, которая не была видна окружающим, находился мифологический символ, как правило, со змеями. Это языческий символ, как правило, змееногой прародительницы скифов либо голова Горгоны. Изготовление продолжалось вплоть до 15-16 веков.
Современные сведения
Так, русское язычество до сих пор остается мало изученным. На первом месте у древних славян находился бог Солнца – Даждьбог, Хорс, Велес. До сих пор нет точного объяснения того, почему у него было несколько имен. Даждьбог считался покровителем тепла, света. Велес был покровителем скота, а великий Хорс – это солнечное светило само.
Перун олицетворял собой грозу, страшные гром и молнию. Ветер был Стрибогом. Небеса назывались Сварогом, это был отец Даждьбога, и последнего называли Сварожичем. Землю называли Мать-Землей Сырой. Так, в русском язычестве почитали Мать-Землю, Даждьбога, Велеса.
При этом образы не были такими же яркими, как в греческой мифологии. Не было развитой сети храмов, четко оформленной касты жрецов. Известно, что открытые места оформлялись идолами, где происходили жертвоприношения. Порой они были человеческими, но это являлось скорее редкостью. При этом варяжские мифы не повлияли на развитие славянских, даже при том, что варяги были связаны со славянами. Они меняли свой культ на русское язычество порой. Известно, что варяг князь Игорь вместе с дружиной клялся славянским Перуном, поклонялся ему.
Языческий культ
Больше культа природных сил у русских был развит лишь культ предков. Давно умершие родственники обожествлялись, считались покровителями рода. Родоначальника так и называли – род либо щур. От последнего слова произошло современное слово пращур. Ему также совершали жертвоприношения. Прародительницу называли рожаницей, ее почитали таким же образом, как и род. Но когда родовые связи были разрушены, вместо щура стали почитать домовых. Это был покровитель двора, который управлял хозяйством.
Славяне верили в загробную жизнь, и считалось, что души ушедших в мир иной оставались на земле и селились в полях, лесах и водах – русалки, лешие, водяные. Все явления природы были одушевленными, древние русские общались с ними. Так формировались языческие празднества, которые напрямую были связаны с почитанием природных сил и культом предков.
К примеру, древние русские приветствовали «поворот солнца на лето». Особое празднество – это коляда, которая по-другому называлась «ов-сень». После этого празднества шли проводы зимы, встреча весны. Провожали и летнюю пору – «купалы».
Также распространен был тризн – это воспоминание об умерших. Были праздники «русалий», «радуница» — во время них русские язычники вспоминали ушедших в мир иной. Примечательно, что многие обычаи, принятые в то время, пережили язычество. Так, коляда осталась на Святках, проводы зимы — в Масленице, а радуница — на Святой и Фоминой неделях. Русалии принято отмечать на Иванов день.
Смена язычества
Примечательно, что за восемь лет до принятия христианства сам князь Владимир на государственном уровне установил несколько важнейших божеств. В летописях сохранились сведения о человеческих жертвоприношениях той эпохи.
Следы культа
Мать-Сыра Земля, как считали язычники, и отдавала жизнь, и забирала ее. В славянском культе ее представляли в виде женщины, и все зеленое было ее волосами, корни были жилами, скалы – костьми. А реки были кровью. Когда клялись ее именем, при этом ели горсть земли. И если человек ее нарушает – это было подобно смерти. Считалось, что Мать-Земля не будет носить на себе того, кто предал клятву. И это верование осталось во фразе: «Чтоб мне сквозь землю провалиться».
Требой для нее являлось зерно. Почитался род, и самыми известными рожаницами были Лада с дочерью Лелей. Лада – это защитница семьи, любви, плодородия. Ладо в древних преданиях обозначало любимого друга, любовника. Женская форма того же слова – это любовница, невеста, жена.
Леля считалась покровительницей весенних ростков и цветов. Она являлась богиней девичьей любви. Им представительницы женского пола собирали цветы с ягодами. Обычаи, которые связывались с плодородием, проводились с обнаженными телами.
Обычаи
Так, сохранились сведения о таком древнем языческом обычае русских. Хозяйка ложилась в поле, претворяясь, что родит. Между ног у нее был каравай. Колдовали русские на Страстной неделе, чтобы хлеб был урожайнее. Хозяин тряс сохой, будто пашет. А голая хозяйка собирала тараканов, а после, свернув их в тряпку, относила на улицу.
Был наговор на скот. А также в Вятской области хозяйка голышом бежала со старым горшком в сад и опрокидывала на кол. Так его оставляли на все лето. Считалось, что горшок будет охранять домашнюю птицу от хищников. Ритуал делали строго до того, как взошло солнце.
А в Костроме даже в 18 веке проводился следующий языческий обычай. Голая хозяйка, сидя на черенке помела, три раза обходила дом, как ведьма.
Ярило
Ярило был веселым божеством плодородия. Он покровительствовал любви, появлению детей. «Яр» переводится как «сила». Это был молодой мужчина в белом. Иногда его изображали с супругой, которая также была одета в белое. В правой руке у нее была человеческая голова, а в левой – колосья. Это символизировало жизнь и смерть.
На голове Ярило всегда был венок из цветов. Его днем было 27 апреля. В тот день женщина садилась на белую лошадь и ходила вокруг высокого дерева. После этого лошадь привязывали и начинали хоровод. Так встречали весну. Кроме того, был второй праздник Ярило, отмечали его в летнюю пору во время Петровского поста. Тогда его изображали в виде юноши в белом, он был с лентами, цветами. Это был глава празднества, которое сопровождалось угощениями и гуляниями.
Считалось, что это божество пробуждало растения, юношескую силу и храбрость в людях.
Почитание Велеса
Велес был божеством и покровителем животных, а также подземного мира. Крылатого змея Велеса считали божеством лесных зверей. В его честь разжигали огонь, который не угасал. Собирая хлеб, язычники оставляли Велесу колосья. Чтобы скот был здоровым и плодовитым, в жертву приносили ягненка белого цвета.
Это был бог, которому приносили человеческие жертвы. Сведения об этом сохранились в древнейших записях русских язычников. Жертву – животного либо человека – убивали, а после сжигали. И если этот огонь у Велеса гас, волхва отрешали от керемети, избирая при этом нового жреца по жребию. Волхва, который не уследил, закалывали, труп сжигая в священном огне. Считалось, что только такая процедура увеселяла этого грозного бога.
Огонь добывали, растирая дерево о дерево – только так добытую искру считали «живой». И когда Русь приняла крещение, вместо Велеса появился Власий. И в день этого святого русские приносили угощения домашним животным, поили их крещенской водой. Если же у домашних зверей появлялись болезни, люди создавали вокруг деревни борозду и ходили по кругу с иконой Власия.
Сварог
Божество огня – это Сварог. Огонь древние язычники почитали как нечто святое. Запрещалось в него плевать либо выкидывать мусор. Если он горел, нельзя было произносить грязных слов. Считалось, что огонь исцеляет и очищает. Больных людей носили через костер, и считалось, что в нем гибнут злые силы. Брачный обряд заключался в том, что жених и невеста шли между двумя огнями. Так семья очищалась от порчи.
В честь Сварога были и жертвы. Их выбирали по жребию либо по указанию волхвов. Как правило, убивали животных, но могли выбрать и человека. В «Славянское хронике» 12 века сохранилась такая строчка: «...приносить иногда в жертву и людей – христиан… такого рода кровь доставляет особое наслаждение богам». А в хрониках 11 века «Деяния гамбургских епископов» сохранилось повествование о смерти Иоанна: «Варвары отрубили ему руки и ноги, тело выбросили на дорогу… в жертву богу Радегасту». Позже культ плодородия сменился культом войны.
Около Великого Новгорода находилось капище Перынь, здесь приносили людей в жертву. Перынь некогда была островом. Но в 60-е годы ХХ века здесь возвели дамбу. И тогда остров стал частью материка.