Философия кайдзен - японская система достижения успеха. Организация бережливого производства

Менеджмент - это не только наука, но и настоящее искусство. Особенно мудро и изящно к этому вопросу подходят японцы. Их система менеджмента считается классикой и признана одной из самых эффективных в мире. В частности, стоит обратить внимания на философию кайдзен.

Что это такое

Кайдзен - философия и практика японского менеджмента, сосредоточенная на постоянном совершенствовании производственного и управленческого процесса, а также вспомогательных бизнес-процессов. Стоит отметить, что эта философия распространяется не только на работу, но и на все сферы жизни человека.

В переводе с японского языка слово "кайдзен" переводится как "непрерывное совершенствование". С точки зрения менеджмента подразумевается вовлечение в этот процесс всех - от топ-менеджеров до рядовых работников.

Впервые данная философия была применена в период восстановления после Второй мировой войны. В частности, ее взяли на вооружение крупные компании вроде Toyota. После выхода в 1986 году книги "Кайдзен: секрет успеха японских компаний" эта концепция приобрела широкую известность и стала одной из ключевых в практике управления.

Основные принципы

Среди ученых-экономистов нет единого мнения относительно количества принципов кайдзен. Обобщив информацию, содержащуюся в трудах исследователей, можно выделить такие пункты:

  • Сортировка. Каждый должен делать только свою работу. Таким образом, каждому сотруднику стоит выявить лишние операции и постепенно устранить их. Что касается руководителя, ему стоит научиться делегировать ответственность.
  • Организация порядка. Сосредоточившись на ключевых задачах, стоит переходить к оптимизации процесса работы, то есть выстраиванию операций в приоритетном порядке. Также полезно вести рабочий дневник, где будут фиксироваться выполненные задачи с указанием их приоритетности и важности.
  • Уборка. Чтобы мысли были в порядке, важно, чтобы рабочее место содержалось в порядке. Ежедневно после трудового дня нужно проводить уборку в помещении и в голове (забывать о делах, выходя за порог организации).
  • Систематизация. После освобождения от лишних обязанностей и построения рабочего процесса, нужно объединить это все в систему и следовать ей на постоянной основе.
  • Практика. Кайдзен подразумевает формирование нового способа работы, от которого нельзя отходить в угоду старым привычкам.

Суть концепции

Философия кайдзен - философия постоянных улучшений. Эта идея просматривается в таких основных моментах:

  • Фокусировка на клиентах. Товары или услуги, реализуемые компанией, должны в максимальной степени удовлетворять потребности покупателей.

  • Непрерывность изменений. Совершенствование всех подразделений организации должно производиться постоянно с учетом новых веяний и разработок.

  • Признание проблем и их открытое обсуждение. Если проблемы замалчиваются и игнорируются, решить их невозможно.

  • Открытость. Имеется в виду стирание барьеров между подразделениями предприятия и рабочими местами.

  • Создание команд. Каждый работник в обязательном порядке должен быть членом рабочей группы, кружка качества, клуба и так далее.

  • Межфункциональность. Управление проектами должно осуществляться при помощи межфункциональных команд. Работа не будет эффективной, если группа будет действовать в рамках одной функции.

  • Поддерживающие взаимоотношения. Работники должны чувствовать свою значимость, должны быть вовлечены во все процессы, происходящие в организации. Также важны доброжелательные взаимоотношения в коллективе.

  • Горизонтальное развитие. Опыт и успехи работника должны быть не личным достоянием, а достижением всей компании.

  • Самодисциплина. Важно, чтобы работники умели контролировать и себя, и коллег, и всю организацию.

  • Самосовершенствование. Работник должен уметь отделять вопросы, за которые он несет личную ответственность, выполнять их в первую очередь и совершенствовать навыки.

  • Тотальное информирование. Каждый работник должен обладать максимально полной информацией о компании.

  • Делегирование полномочий. Каждый сотрудник должен обладать достаточно широкими умениями и навыками, чтобы на него можно было возложить определенные полномочия.

  • Анализ на основе фактов. Делать выводы и принимать решения можно только на основе достоверных данных.

  • Устранение основной причины. Важно уметь отличить основную проблему от тех, что возникли из-за нее.

  • Качество как процесс. Проверка и контроль не гарантируют качества. Оно должно присутствовать на всех этапах работы.

  • Стандартизация. Необходимо выделение и применение приемов и методов, которые гарантированно приводят к успеху.

Цели

Внедрение кайдзен, или организация бережливого производства, преследует некоторые цели. А именно:

  • повышение качества производимой продукции или оказываемых услуг;
  • устойчивое повышение производительности труда;
  • максимально возможное сокращение потерь;
  • максимально эффективное использование производственных мощностей;
  • повышение гибкости по отношению к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды;
  • эффективная система мотивации сотрудников;
  • улучшение системы командной работы;
  • повышение уровня личной ответственности сотрудников путем сглаживания иерархии;
  • обеспечение непрерывности процесса обучения и повышения квалификации сотрудников.

Управление людьми

В системе кайдзен огромное внимание уделяется отношению руководителя к подчиненным. Оно должно следовать таким правилам:

  • человека нельзя прилюдно наказывать;
  • нельзя разговаривать с подчиненным в приказном тоне;
  • необходимо учитывать мнение сотрудников;
  • не стоит скупиться на поощрение;
  • сотрудников нужно поддерживать как в рабочих, так и в личных проблемах;
  • необходима положительная мотивация;
  • нужно давать подчиненным определенную степень самостоятельности;
  • ошибки не возбраняются - за их счет сотрудники учатся;
  • не стоит недооценивать интеллект подчиненных;
  • важно поощрять инициативу.

Нулевые потери

В соответствии с системой кайдзен, все действия в организации делятся на те, что приносят пользу, и те, что не приносят пользу. Таким образом, задача руководства - устранить или свести к минимуму действия, которые могут привести к потерям или не несут никакой ценности. Так, в соответствии с японской философией, важно свести к нулю такие потери:

  • перепроизводство;
  • перенаполнение складских помещений;
  • ожидание и простаивание;
  • потери, связанные с транспортировкой;
  • потери от бесполезных действий сотрудников (курение, болтовня и так далее);
  • бракованная продукция и так далее.

Гемба

В Кайдзен существует термин "гемба". Он означает передовую производства. Ключом к успеху является осведомленность менеджера о процессах, происходящих в самых "низах" бизнеса. То есть руководитель должен иметь четкое представление о процессах, которые происходят во всех подразделениях, о специфике их работы. В идеале, чтобы принимать эффективные управленческие решения, руководитель должен проделать путь по горизонтали и по вертикали организационной структуры (начиная с рядового сотрудника, поработать в разных подразделениях).

Правила Siemens

Многие успешные фирмы работают в соответствии с философией бережливого производства кайдзен. Одна из них - немецкий концерн Siemens. Для сотрудников фирмы действуют такие правила:

  • Работник, который перестал становиться лучше - плохой работник.
  • Нужно быть готовым к отказу от традиционного мышления.
  • Нужно думать над тем, как выполнить задачу, а не над тем, почему она не может быть выполнена.
  • Лучше решить задачу наполовину, чем не решить ее вообще.
  • Нужно исправлять ошибки сразу по мере их выявления.
  • Нужно искать решения, которые стоят максимально дешево.
  • Учитесь решать проблемы по мере их возникновения.
  • Важно задавать много вопросов, чтобы выяснить истинную суть проблемы.
  • Коллектив решает проблему лучше, чем один специалист.

Отличия кайдзен от традиционной системы менеджмента

Кайдзен в бизнесе - это не просто путь зарабатывания денег. Это путь достижения совершенства в своей сфере деятельности. Отличия японской концепции от классической системы менеджмента приведены в таблице.

Характеристики Традиционная система Кайдзен
Цель Победить конкурентов Завоевать любовь клиентов
Направленность Производить то, что возможно Производить то, что нужно потребителю
Приоритеты Ориентация на результат Ориентация не только на результат, но и на сам процесс
Когда решаются проблемы После возникновения Недопущение возникновения
Подход к решению проблем Поиск виновного Поиск объективных причин
Рассмотрение проблем В кабинете начальника На передовой производства
Отношение к переменам Должны происходить как можно реже Должны происходить непрерывно
Связь между производством и продажами Отдельные сферы деятельности Неразрывно связаны
Роль руководителя Начальник Наставник
Отношение к сотруднику Статья затрат Актив
Регламенты Действуют на постоянной основе Динамичны, подвержены изменениям
Производство Источник проблем Источник возможностей
Обучение сотрудников Для узкого круга Для всего трудового коллектива
Оценка сотрудников По слабым сторонам По сильным сторонам
Специализация руководителя Узкая Широкая
Доступ к управленческой информации Ограничен Открыт

Перспективы кайдзен в отечественном бизнесе

Достаточно трудно представить кайдзен в бизнесе на отечественном пространстве. Действительно, между культурами и философиями России и Японии есть существенные различия. Например, в Стране восходящего солнца кайдзен прививается еще с детства. В школах ребят учат, что и большое, и малое дело одинаково значимы для конечного результата. Поэтому устранение недочетов и улучшения должны проводиться методично.

Помимо иного подхода к воспитанию и обучению, стоит также отметить, что развитие отечественного бизнеса происходило в специфических условиях. Так, после советской философии, нацеленной на рекорды и нестабильности 90-х, отечественные предприниматели ориентированы на получение результата в краткосрочной перспективе. Но кайдзен - это иная философия. Она подразумевает медленный, но планомерный рост посредством постоянных улучшений.

Пожалуй, основная причина, по которой кайдзен не получил распространения в России - это ориентированность философии на порядочное и честное предпринимательство (так сказано в предисловии к книге Имаи). К сожалению, отечественный бизнес еще не "пришел в себя" после лихих 90-х, а потому внедрить кайдзен в большинстве организаций практически невозможно. Тем не менее данная практика начинает набрать обороты. Философию постепенно внедряют в "Алроса", "ГАЗ", "Балтике", "Гидросиле" и в других крупных организациях.

Кайдзен в психологии

Философия кайдзен нашла свое применение не только в менеджменте, но и в психологической практике. Применение данной концепции позволяет добиться успехов в карьере, творчестве и даже личной жизни.

Подавляющее большинство людей боится перемен. У некоторых этот страх является паническим. Таким образом, многим людям проще постоянно находиться в зоне комфорта (без потрясений, но и без развития). Концепция кайдзен подразумевает медленное, но непрерывное развитие. Таким образом, эти маленькие шаги подготавливают мозг к глобальным изменениям и смягчают негативную реакцию на них.

Внедрение философии свою в жизнь

Жить в соответствии с философией кайдзен не так уж и сложно. Нужно лишь придерживаться пяти основополагающих принципов:

  • Аккуратность. Разделите лист бумаги на две колонки. В одну напишите все, что вам помогает, а в другую - то, что мешает (это касается и предметов, и связей, и личных качеств). Постепенно избавляйтесь от пунктов, содержащихся во второй колонке.
  • Порядок. Составьте подробный распорядок дня. Помимо общих пунктов, нужно детально прописать разные мелочи, которые делают вас лучше, которые приносят вам пользу.
  • Чистота. Помещение, в котором находится человек (жилище или рабочий кабинет), должно содержаться в идеальном порядке. К тому же уборка - это чисто механический труд, который помогает отвлечься и освободиться от негативных мыслей.
  • Стандартизирование. Придерживайтесь определенных норм, правил, графиков и уровня качества в вашей жизни.
  • Дисциплина. Пресекайте в себе малейшие порывы и слабости, которые могут привести к возврату к старым привычкам.

Заключение

Кайдзен в бизнесе и в жизни - это мудрая философия, которая помогает медленно, но уверенно двигаться к успеху. По сути, это не рецепт достижения целей, а образ мышления. Чтобы быть успешным, нужно постоянно развиваться. Любая пауза подобна поражению, ведь мир не стоит на месте, а вы не поспеваете за ним. Кайдзен объединяет в себе восточную мудрость и выдержку.

Комментарии