Права потребителей в Республике Беларусь: характеристика и механизмы защиты
Каждое государство по-своему заботиться о соблюдении прав граждан. В странах, где развиты торговые отношения, приняты законы о защите прав потребителей. В Республике Беларусь этот документ тоже есть. Он соответствует мировым нормам, обеспечивая потребителям защиту со стороны государства. Этот закон позволяет покупателю выбирать товар на свое усмотрение, обменивать его в случае брака, узнавать дополнительную информацию о продукте и оставлять о нем правдивые отзывы.
Что такое права потребителя
Приобретая разные товары, многие потребители не догадываются о своих привилегиях. Существует такое понятие, как права потребителя, то есть покупатель может потребовать от продавца:
- подтверждения качества продукта;
- полную информацию о приобретении;
- возможность выбора товара;
- компенсацию всех затрат и морального вреда, полученного после приобретения некачественного товара или услуги.
Права потребителя существовали еще задолго до принятия официальных законов. Общественность всегда порицала обман покупателя. Со временем эти понятия выделили в специальный раздел.
В РБ права потребителя регламентируются отдельным законом. Там прописаны пункты с пояснениями, на что можно рассчитывать при покупке того или иного товара. Представителями торговых отношений выступают компании или торговые сети и рядовые обыватели. В некоторых случаях вместо простого гражданина в сделке участвует частная фирма. Это имеет место, когда совершаются оптовые закупки.
Краткая характеристика государственного закона
Любые вопросы, связанные с защитой прав потребителей в Республике Беларусь, решаются с помощью документа № 90-3. Он был принят в январе 2002 года. В июле 2008 года президент страны одобрил внесение поправок и дополнений, связанных с вопросами прав потребителей.
Все нормы, прописанные в законодательных документах, предназначены для осуществления контроля за торговыми и общественными отношениями. В Законе Республики Беларусь "О защите прав потребителей" прописаны правила, согласно которым участники должны осуществлять свои действия. За нарушение процесса распределения, выбора, потребления, обмена благ предусмотрены штрафные санкции.
Наряду с Конституцией Республики, Гражданским и Процессуальным кодексом, Постановлением о правилах торговли действуют и другие документы, защищающие права потребителя. Это нормативные акты, которые составлены в форме приказов и инструкций. Они выполняют ту же функцию, регламентируют правила и условия реализации товаров для населения.
Кроме того, эти приказы позволяют значительно расширить сферу влияния Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей". Часто приходится прибегать к этим документам, если ущемляются права покупателей. В законе не прописаны нормы, предназначенные для решения процессуальных и налоговых вопросов. Для них существует отдельный документ о государственной пошлине.
Очень важным является тот факт, что защита прав потребителей по Закону Республики Беларусь происходит на государственном уровне. Основная цель нормативного акта — дать полную информацию о предоставленных товарах и услугах клиенту, чтобы он имел возможность определиться с выбором. Нормативные документы, в которых прописаны любые нюансы по вопросам торговли, призваны защитить покупателей от недобросовестных продавцов и производителей.
Механизмы защиты
Если клиент получил некачественную услугу или товар, то он вправе обратиться в соответствующие органы по защите прав потребителей. В Беларуси существуют различные механизмы защиты покупателя. Его права могут отстаивать следующие субъекты:
- независимые представители;
- государственные органы;
- специально созданные общественные объединения.
Гражданин вправе сам осуществлять защиту прав потребителей по Закону Республики Беларусь, если знаком со всеми его разделами. Любые претензии, поданные покупателем по поводу ненадлежащего качества товара либо услуги, должны быть рассмотрены всеми инстанциями. Однако в первую очередь следует обратиться к продавцу. В некоторых случаях обмен либо возврат товара по требованию потребителя выполняется беспрепятственно. Общественные и государственные учреждения обязаны защищать гражданина в рамках полномочий, предоставленных Законом Республики Беларусь "О защите прав потребителей".
Общественные объединения создаются специально для поддержки покупателей, которые сталкиваются с подобной проблемой. Обратившись в такую организацию, гражданин получает всестороннюю помощь.
Она заключается в том, что его консультируют по интересующим вопросам, знакомят с основными тезисами существующего Закона "О защите прав потребителей", помогают составить претензии, подают иски в суд. При необходимости эти объединения приглашают квалифицированных юристов, экспертов в торговых отношениях для полноценной консультации.
Особенности Закона в Республике Беларусь
Закон, отвечающий за отношения между потребителем и продавцом, в Республике Беларусь представлен полноценным структурированным актом. Как и в России, он предназначен для того, чтобы отношения в торговой сфере были урегулированы. За основу взят один и тот же Закон "О защите прав потребителей". В Республике Беларусь документ точно так же поясняет возможности покупателя и меры защиты от некачественного товара или услуги.
Здесь четко прописаны его права и ответственность другой стороны в случае нарушений. Кроме действующего Закона, который в последний раз подвергался редактированию в 2008 году, имеются такие документы, как требования и нормативы для товаров.
Они представлены специальной технической документацией, содержащей полные характеристики. Также должны прилагаться санитарные нормы хранения того или иного продукта. Во время проверок органов по надзору за качеством оказания услуг продавец обязан предоставить эти документы. Данные о товаре должны быть прописаны по регламенту, установленному Законом. При несоответствии контролирующий орган имеет право изъять товар из оборота.
Опираясь на Закон Республики Беларусь "О защите прав потребителей", а также на Гражданский кодекс, покупатель может предъявить претензию о приобретении некачественного товара/услуги и потребовать компенсацию за причиненный ущерб финансового или морального характера.
Какие права есть у потребителей
Регулирование государственного законодательного документа в первую очередь касается обеспечения прав каждого покупателя. В Законе прописаны все права, которые должен получить потребитель. В список входит:
- Получение полной и точной информации о любом товаре/услуге. Сюда относится название продукта, его характеристики, особенности и разновидности. В Беларуси по Закону о правах потребителя должна указываться цена, период годности, рекомендации по использованию. Кроме того, покупатель вправе потребовать нормативные акты, в которых сообщается информация о производителе и уровне качества товара.
- Просвещение в области торговли. Этот пункт подразумевает получение сведений о том, как регулируются отношения между покупателем, производителем и продавцом. Эту информацию он может получить, изучив Закон о правах потребителей в Республики Беларусь. Любые дополнения этого документа становятся достоянием общественности.
- Выбор товара на свое усмотрение. Продавец не вправе воздействовать на покупателя какими-либо методами, рекламируя свою продукцию. Потребитель должен решить самостоятельно, когда и у кого покупать товар.
- Покупка товара заявленного качества. Продукция, предоставленная компанией-производителем или другим продавцом, должна иметь соответствие нормативам и быть безопасной как до, так и во время применения. По Закону Республики Беларусь "О защите прав потребителей" клиент может выполнить проверку товара, установив его качество с помощью дополнительной экспертизы.
- Получение компенсации за некачественную продукцию. Если после приобретения будет установлено, что товар имеет качество, которое не соответствует заявленным характеристикам, то продавец обязан возместить потребителю все издержки. В некоторых случаях покупатель вправе просить о возмещении морального вреда, причиненного использованием некачественной продукции.
- Защита прав вышестоящих органах. Когда изготовитель или продавец отказывается выплачивать денежную компенсацию или обменивать товар плохого качества, покупатель может обратиться за помощью в судебную инстанцию или другие государственные/общественные органы.
Любой гражданин Республики Беларусь имеет право апеллировать знанием своих прав и добиваться предоставления качественных товаров и услуг. Эти пункты являются основными. Они помогут разрешить спор покупателя и продавца, если он возникнет.
Основные понятия
Рассматривая законодательный акт, следует отдельное внимание уделить определениям, которые помогут лучше понять смысл Закона и повлияют на решение судебного органа. В список основных понятий входят следующие:
- Чек товара, на котором указана дата и время приобретения. Также здесь находится полная информация о продавце.
- Гарантийный срок. Если иные правила не установлены производителем, претензию по поводу поломки товара можно предъявить в течение одного года. В некоторых ситуациях гарантийный срок может быть продлен, о чем говорится в технической документации. Покупатель вправе оспорить это в суде, если считает, что поломка произошла не по его вине.
- Недостатки товара. К понятию относятся видимые или скрытые изъяны строения и функционирования продукции. Несоответствие техническому описанию товара тоже является недостатком.
- Качество продукции. Это наличие или отсутствие каких-либо свойств, которые ранее были заявлены производителем. Если признаки не обнаружены, потребитель имеет право потребовать замены товара/возврата денежных средств.
- Срок годности. Означает, что любая продукция имеет определенный период использования. Предлагая покупателю товар, у которого вышел срок годности, продавец нарушает Закон Республики Беларусь "О защите прав потребителей".
- Срок и условия хранения. Покупатель должен получать полноценную информацию о том, сколько по времени продукт может оставаться сохранным и не терять своих свойств. К этому разделу относятся и сведения о температуре, освещенности помещения, в котором будет храниться товар.
Представленные понятия полезны для покупателя, желающего приобрести продукцию надлежащего качества. С их помощью он сможет оспорить свои права и добиться выполнения Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей".
Ответственность продавца
При регулировании споров законодательная власть находится на стороне покупателя, предоставляя ему возможность выставлять любые претензии продавцу, не боясь отказа. Если нарушены какие-либо права потребителя, возврат товара в Беларуси выполняется после проведения экспертизы. Изготовитель обязан уплатить неустойку или заменить продукцию на исправную. К продавцу или производителю некачественных товаров применяют следующие меры:
- Расторжение сделки из-за недостаточной информации. Если доказано, что во время выбора товара были предоставлены ложные сведения о характеристиках, качестве, наличии, то сделка может быть расторгнута.
- Несение ответственности за поставку продукции ненадлежащего качества. В этом случае покупатель также может потребовать возмещение вреда. Различают виды воздействия в связи с использованием некачественного товара: вред для имущества, жизни или здоровья потребителя. Здесь большое значение имеет срок службы продукта. Если покупатель не имел возможности удостовериться в том, что этот период вышел, изготовитель должен компенсировать любые расходы клиента.
- Компенсация морального вреда. Часто эта мера применяется вместе с предшествующими вариантами. Размер этого возмещения назначает судебная комиссия. При рассмотрении дела она учитывает все факторы риска, из-за которых потребитель получил моральный вред.
- Расторжение договора купли-продажи из-за невыгодных для потребителя условий. Если на судебном процессе выясняется, что условия приобретения товара изначально были невыгодны для покупателя, сделку можно расторгнуть. В этом случае продавец обязан выполнить возмещение денежных издержек, которые были связаны с приобретением товаром и ведением судебного процесса.
Согласно документу о правах потребителей в Республике Беларусь, возврат товара и рассмотрение претензии должно занимать не больше недели. Если в течение этого срока покупатель не получил никаких сведений о ремонте, замене товара или денежной компенсации, то сторона ответчика будет вынуждена выплатить дополнительное возмещение за каждый день просрочки по одному проценту от стоимости товара.
Изготовитель/продавец должен выплатить компенсацию или осуществить обмен товара на более качественный только в том случае, когда он признан виновным. Если на судебном заседании доказано, что недостатки продукции возникли из-за неправильного обращения потребителя, в выплатах и обмене товара будет отказано.
Что делать в конкретной ситуации
Знание Закона "О защите прав потребителей" является очень важным, так как граждане ежедневно сталкиваются с недобросовестным отношением продавцов. Если возникнет такая ситуация, покупатель сможет применить эти знания на практике, выполнив защиту своих прав. Еще до совершения покупки нужно изучить всю имеющуюся информацию. Когда недостаток обнаружен после приобретения и уплаты денежных средств, следует как можно быстрее вернуть эту продукцию и предъявить претензию продавцу.
По Закону покупатель может рассчитывать:
- На замену плохого продукта на более качественный, если в магазине есть аналогичный.
- На снижение стоимости. Если недостатки незначительные, потребитель вправе потребовать уменьшение цены на приобретаемый товар.
- На возмещение денег за покупку. Клиенту возвращается именно та сумма, которую он заплатил. Если установлено после приобретения, что товар испорчен не по вине покупателя, то денежные средства должны быть возвращены в полном объеме.
- На устранение изъянов. Изготовитель может по желанию клиента устранить предъявленные недостатки бесплатно.
- На возмещение стоимости. Когда покупатель самостоятельно выполняет ремонт из-за поломки товара в рамках гарантийного срока, он может предъявить продавцу чеки из мастерской, где ремонтировали товар, и потребовать возмещения расходов.
Согласно Закону о правах потребителей в Республике Беларусь, возврат денег или более качественного товара должен произойти в установленные сроки, но не позднее 2 месяцев с начала процедуры. Когда требование о возврате денег за покупку предъявляется в течение 2 недель с момента приобретения той или иной продукции, покупатель вправе рассчитывать на полное возмещение без проведения дополнительной экспертизы. Однако при наличии внешних дефектов, которые говорят о вмешательстве потребителя в конструкцию товара, гарантийные условия перестают действовать.
В нормативных актах к Закону Республики Беларусь "О защите прав потребителей" указан список товаров, имеющих категорию сложности. К ним относятся вычислительные приборы, счетчики, оборудование для отопительных котлов любого типа. Они подлежат возврату/замене, если достоверно доказано, что конкретное устройство имеет существенные недостатки, возникшие по вине производителя.
Предъявляя претензию, покупатель должен апеллировать такими понятиями, как гарантийный срок, изъяны товара, чек, сроки годности и хранения.
Недостатки системы
Знание Закона о правах потребителей в Республики Беларусь не всегда является положительным фактором. В некоторых случаях этим нормативным документом пользуются мошенники. Продавцам приходится проявлять бдительность при каждом обращении покупателей, чтобы не разориться на выплате компенсаций.
Иногда потребители из-за собственной безграмотности повреждают товар, предварительно не ознакомившись с его документацией. После этих действий они спешат обвинить изготовителя в распространении некачественной продукции. Из-за этого продавцам приходится доказывать свою компетентность, выделяя дополнительные расходы на исследования и экспертизы. Среди социологов это явление получило название потребительского экстремизма. Это означает неверное толкование законодательства в своих интересах. Некоторые клиенты крупных компаний в Беларуси умудряются добиться возврата денег за дорогостоящий автомобиль из-за нескольких сгоревших светодиодов.
Вывод
Закон "О защите прав потребителей" в Беларуси — полноценный нормативный документ, разработанный с учетом особенностей государства. Он полностью выполняет свои функции, предоставляя покупателям возможность ознакомиться с законодательными актами, узнать свои возможности. Осуществляя покупки в виртуальных и реальных магазинах, потребители могут потребовать выполнения своих прав в соответствии с Федеральным Законом.