Что такое скерцо: характеристика и история развития
Скерцо в музыке – это произведение, написанное в очень подвижном темпе. В переводе с итальянского scherzo означает «шутка». Для такой пьесы характерен преимущественно трехдольный метр, быстрый темп и острые ритмические обороты. Резкая смена контрастных художественных образов является еще одной характерной чертой данного произведения. Далее будет изложено более подробно, что такое скерцо и как оно используется в творчестве различных композиторов.
Характерные особенности и история возникновения
Что такое скерцо, можно понять, рассмотрев его основные характеристики. Это, прежде всего, музыкальный юмор. Неожиданное сопоставление художественных образов, смена настроений, переклички регистров и инструментов, подвижный темп, ритмические особенности – это лишь некоторые характерные для этого произведения приемы, которыми пользуются композиторы, создавая музыкальную шутку. Круг передаваемых образов здесь самый разнообразный – фантастические, гротескные, причудливые, но неизменно юмористические. Иногда скерцо приобретало народно-жанровую окраску.
На протяжении нескольких веков отношение композиторов к этому жанру претерпевало некоторые изменения.
Первые образцы музыкальной шутки можно встретить в 16 веке в вокальной музыке К. Монтеверди. Тогда они назывались канцонеттами. Для них использовались шутливые юмористические стихи.
К 17 веку появляется инструментальное скерцо. Первоначально оно было одним из частей инструментальной сюиты или партиты. В таком виде это произведение встречается в творчестве И.С. Баха. Самое известное из них – Скерцо из оркестровой сюиты №2 си-минор, где солирует флейта. В настоящее время оно часто исполняется как отдельное произведение.
Скерцо как часть сонатно-симфонического цикла
С конца 18 века оно становится частью сонатно-симфонического цикла, постепенно вытесняя менуэт.
Впервые в таком качестве скерцо появляется у основоположника венского классицизма Йозефа Гайдна в сонате № 9 для фортепиано. Но в его творчестве это не становится традицией. Только со временем скерцо, как часть сонатно-симфонического цикла, утверждается в сонатах и симфониях Л. Бетховена. Анализируя его творчество, можно увидеть, что в своих ранних симфониях и сонатах композитор вносит в менуэт лишь черты скерцо. Позже менуэт полностью им заменяется.
В последующие века скерцо, как часть сонатно-симфонического цикла, продолжает свое существование в симфоническом творчестве Д. Шостаковича, Г. Малера, А. Брукнера.
Определяя, что такое скерцо в сонатно-симфоническом цикле, и каково значение этой части, необходимо отметить его исключительно важную роль в общей драматургии цикла.
Скерцо - самостоятельный жанр инструментальной музыки
В начале 19 века скерцо выходит за пределы сонатно-симфонического цикла и становится жанром инструментальной музыки. Оно является обособленным музыкальным произведением. Основные черты в нем сохраняются, неизменной остается и его виртуозность. Известны фортепианные скерцо, для скрипки, а также для других солирующих инструментов. Этот жанр приближается к каприччо.
Для фортепиано скерцо было написано такими известными западноевропейскими представителями романтического направления в музыке, как Фредерик Шопен, Р. Шуман, И. Брамс. Из русской композиторской школы к жанру инструментального скерцо обращался П.И. Чайковский, М.А. Балакирев.
Наибольшее развитие получил этот жанр в фортепианном творчестве Ф. Шопена. Композитор делает его более серьезным, насыщая глубоким драматическим, а иногда и трагедийным содержанием. Минорный лад становится характерным для скерцо.
Скерцо в музыке для оркестра
Анализируя, что такое скерцо и как этот жанр представлен в разных музыкальных направлениях, можно отметить, что к нему обращались композиторы различных эпох.
Этот жанр достаточно широко представлен и в оркестровой музыке.
Одним из ярких образцов оркестрового скерцо является «Ученик чародея» французского композитора Поля Дюка. В основе содержания – история незадачливого ученика чародея, решившего самостоятельно поколдовать.
Другими широко известными примерами скерцо в оркестровой музыке служат следующие произведения: «Фантастическое скерцо» И. Стравинского, скерцо из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь».