Русские князья Борис и Глеб: жизнеописание, гибель, канонизация. Мученики-страстотерпцы: благоверные князья Борис и Глеб
Русские князья Борис и Глеб стали первыми святыми, продемонстрировав людям, как следует принимать Божью волю, как жить и умирать с именем Господа и по его заветам. С их именами связаны три даты православного календаря:
- 2 мая – день переноса мощей в усыпальницу новой церкви;
- 24 июля – день памяти князя Бориса;
- 5 сентября – день памяти князя Глеба.
Семья князя Владимира
В X веке, когда Русь была раздробленной и языческой землей, у киевского князя Владимира и его супруги Милолики родились сыновья Борис и Глеб. Браков у язычника-князя было уже несколько, а, соответственно, и детей он имел множество. Князья Борис и Глеб, будучи младшими, не претендовали на киевский престол.
Из старших детей, тех, что могли по правилам наследовать после отца княжескую власть, были Святополк и Ярослав. Ярослав был родным княжеским сыном, а Святополк – только признанный таковым, то есть усыновленным в более раннем браке.
Жизнь князя Владимира проходила в постоянных войнах и битвах, именно так жили князья в то время: умение защитить свои земли от внешнего врага, да присоединить к своим землям добытые у соседей – ценилось превыше всего.
Крещение князя Владимира
В 988 году, победив в очередной войне с Византией и захватив город Корсунь, Владимир стал угрожать Царьграду. Византийские соправители-императоры соглашаются выдать свою сестру Анну за князя, но при условии отречения того от языческой веры.
Князь склонялся к византийской вере, христианство уже давно постепенно проникало в русские души. В 957 году православие приняла княгиня Ольга. И Владимир дал свое согласие. При совершении таинства он был окрещен именем Василий. Возвращаясь в Киев, он забрал из побежденной Корсуни жену, священников, мощи, церковную утварь, иконы.
По возвращении в родной город он обратился к жителям Киева с указом: всем явиться на берег Днепра для крещения в православную веру. Киевляне относились к своему князю с уважением и страхом, поэтому выполнили его требование, и таинство крещения Руси прошло в мирной обстановке.
Житие Бориса и Глеба
В это время сыновья князя Владимира Борис и Глеб получали хорошее образование, воспитывались в благочестии. Они были окрещены вместе со всем киевским народом в Днепре и получили православные имена Романа и Давида.
Старший Борис много времени уделял изучению Святого Писания, читал житие святых, интересовался их деянием, хотел во всем следовать их примеру. Оба брата отличались добрым сердцем, стремились оказать посильную помощь всем нуждающимся в ней.
Когда пришло время, князь женил своего Бориса и выделил ему для правления небольшой удел во Владимире-Волынском княжестве с центром в городе Муроме. В 1010 году он перевел Бориса княжить в Ростов Великий, а Муром отдал повзрослевшему Глебу.
Братья княжили справедливо, служили поведением примером своим поданным, распространяли в княжествах православную веру.
Князь Владимир и его сыновья
В 1015 году, под конец жизни у семидесятилетнего князя Владимира Святославовича от разных жен было одиннадцать родных и один приемный сын, а дочерей было четырнадцать.
Когда князь заболел и понял, что его жизненный путь подходит к концу, он решил передать киевское княжество в наследство не старшим сыновьям Святополку и Ярославу, а Борису, к которому испытывал большую любовь.
Да и, кроме того, не было доверия у старого князя к старшим сыновьям. Святополк Окаянный, приемный сын, уже подозревался в организации заговора с целью покушения на власть князя, за что был посажен вместе с супругой в темницу.
Ярослав, княживший в Великом Новгороде с 1010 года, четыре года вел себя разумно, а потом отказался подчиняться отцу и платить в киевскую казну положенную дань. Князь Владимир, возмущенный мятежным поведением наследника, решает идти войной на Великий Новгород, а испуганный Ярослав призывает на помощь варягов. Чем бы обернулось противостояние в 1014 году старого князя и старших сыновей, неизвестно. Но князь заболел.
Смерть князя Владимира
Борис находился в эти тяжелые часы рядом с больным отцом. И тут некстати пришло известие о набеге на киевские земли печенегов. Больной отец дал Борису восьмитысячное войско и отправил его в поход. Печенеги, прослышав о шедшей на них силе, скрылись в степях. На обратном пути в Киев Борис получил от гонца скорбное известие о смерти князя.
Святополк, как старший наследник, был сразу же освобожден из темницы и занял киевский престол, вопреки планам старого князя. Понимая, что он не получит княжества по закону из-за отцовского завещания, а также оценивая любовь простого народа к Борису, он замысливает недоброе. Обращаясь за поддержкой к жителям Киева, он не жалеет обещаний и казны. Сам же строит кровавые планы, чтобы устранить всех конкурентов на отцовское наследство.
Гибель Бориса
Тем временем сыновья князя Владимира Борис и Глеб молятся о душе умершего отца. Борис с войском возвращается из неудачного похода и, узнав о смерти Владимира, останавливается на реке Альте, что в одном дне пути до Киева. Гонец, принесший печальную весть, сообщил также о захвате престола Святополком. Возмущенные воеводы, верная дружина князя Владимира, стали звать Бориса в поход на самозванца и силой отбить у него Киев. Борис отказался от их помощи, и они покинули его.
Догадываясь, какая ему уготована участь, молодой князь принимает решение не противиться судьбе. Не желая проливать братскую кровь, он отказывается от самозащиты. Так Борис понимал Христовы заповеди.
Двадцатипятилетний Борис, ожидая своих убийц, провел всю ночь в молитве. Утром в его шатер ворвались посланные Святополком Окаянным люди и закололи его копьями. Они завернули тело князя в шатер и повезли в столицу в качестве доказательства выполненного приказа. Но по дороге стало ясно, что Борис еще дышит. Тогда два наемных варяга добили его мечами.
Тело Бориса было тайно захоронено в пятнадцати верстах от Киева, в Вышгороде, у старой деревянной церкви святителя Василия Великого.
Глеб: смерть
Князья Борис и Глеб были во многом похожи при жизни. Им нравились одни и те же люди, они любили одно и то же занятие, мысли и поступки их тоже были похожи. И смерть они приняли от рук одного злодея.
Святополк, расчищая себе дорогу к престолу, не останавливался ни перед чем. Он обманом зазывает молодого князя приехать из Мурома в Киев, и тот, не мешкая, отправляется в путь по зову брата. Очередной привал был устроен в районе города Смоленска, где Глеб и получает известие от старшего брата Ярослава. Гонец передает ему рассказ о смерти отца и Бориса и остерегает его от имени Ярослава, передает его наказ не ездить в Киев.
Услышав страшные новости, Глеб обращается за помощью к Богу и принимает решение не противиться судьбе. Следуя примеру любимого брата Бориса, он молится на берегу Днепра в ожидании своих убийц. Злодеи, совершив свое черное дело, не стали затрудняться перевозкой тела, а похоронили Глеба на берегу реки.
Еще один из братьев, который мог бы претендовать на киевский престол, Святослав, князь древлянский, был убит дружинниками Святополка. Ему не удалось скрыться в Карпатах.
Христианское служение благоверных князей Бориса и Глеба
Исследователи жития князей, павших от рук злодеев, утверждают, что их подвиг состоит в том, что они отказались проливать кровь своего брата. Будучи глубоко верующими людьми, они чтили Божьи заповеди.
Святые Борис и Глеб – первые на Руси христиане, показавшие своим примером подлинное смирение. Языческая вера, пребывавшая в этих краях долгое время, допускала, и даже считала доблестью кровную месть. Братья, всей душой приняв православное крещение, не стали злом отвечать на зло. Они остановили кровопролитие ценой собственных жизней.
Как пишут исследователи тех событий, Господь наказал властолюбивого братоубийцу. В 1019 году после многочисленных и кровопролитных сражений за русские земли дружина Ярослава Мудрого разбила войско Святополка Окаянного. Тот бежал в Польшу, но и там не нашел пристанища и покоя. Умер он на чужбине.
Почитание князей Бориса и Глеба
Летом 1019 года великий киевский князь Ярослав Мудрый начинает поиски тела своего младшего брата Глеба. Он посылает в Смоленск священников, которые узнают, что на берегу реки часто видно красивое сияние. Найденное тело молодого князя перевозят в Вышгород и хоронят рядом с останками Бориса. Местом их погребения стала старая деревянная церковь святителя Василия, построенная в честь своего святого еще их отцом, князем Владимиром.
Через некоторое время люди стали замечать непонятные явления, происходящие на могиле братьев. Все стали видеть свет и огонь, слышать пение ангелов, а когда один из варягов нечаянно наступил на могилу, оттуда вырвалось пламя и опалило ноги осквернителю.
Спустя время случился в старой церкви пожар, и она сгорела дотла. Но среди угольев остались нетронутыми огнем все святые иконы и церковная утварь. Тогда поняли прихожане, что это действует заступничество братьев-князей Бориса и Глеба. Ярослав доложил о чуде митрополиту Иоанну I, и владыка принимает решение о вскрытии гробницы.
Построили на месте старой церкви маленькую часовню и перенесли туда обретенные мощи, которые оказались нетленными.
Два новых чуда, исправление хромоты и прозрение слепца, убеждают самых недоверчивых в святости княжеских мощей. Тогда принимается решение о строительстве новой церкви, куда в 1021 году и поместили, наконец, мощи святых Бориса и Глеба. Новая, возведенная на месте старой церковь была освящена в честь князей и стала именоваться Борисоглебской. А сами князья были канонизированы при великом князе Ярославе Мудром и митрополите Иоанне I 24 июля 1037 года в Киевской епархии.
По церковным законам процесс канонизации святых производится в три этапа. Второй этап происходит в 1073 году, когда мощи святых переносят в новую церковь, построенную взамен уже состарившейся прежней. С этого момента начинается процесс прославления мучеников-страстотерпцев Бориса и Глеба.
Претерпевшие страдания во имя Христа
Страстотерпцами в православии называют претерпевших страдания ради Господа Бога. Но разве гибель братьев была во имя Божье? Разве они своей смертью и муками прославляли Спасителя?
Исследователи событий тех времен вели долгие споры на эту тему. Среди братии были сомневающиеся в законности канонизации князей. Ведь убийство князей Бориса и Глеба носило чисто политический характер, как сказали бы сегодня: «Оно было заказным». В княжеской междоусобице гибли многие князья того времени, жертвы были до и после них. Наконец, их старший брат, Святослав, погиб по той же причине, от рук того же убийцы. Но вопрос о канонизации этого князя не стоял никогда. Так в чем же разница?
Оказывается, дело в том, что побуждения к поступку у братьев были совершенно разными. Святость Бориса и Глеба в том, что они совершили подвиг, ранее невиданный на Руси: просто они хотели жить и умереть по слову Христову, своей кончиной сохранить мир.
К слову сказать, аргументы за канонизацию, были поначалу не всем понятны, и канонизация князей даже потребовала дополнительных согласований с Константинополем.
Память о князьях
В 1113 году в Вышгороде был возведен новый храм благоверных князей Бориса и Глеба, но перенесение мощей и освящение собора состоялось только при киевском князе Владимире Мономахе в мае 1115 года. Борисоглебская церковь была самой большой и красивой в домонгольской Руси.
С течением времени вера в заступничество и чудодейственную силу князей все возрастала. Считается, что благодаря им состоялись такие победы русского оружия:
- при борьбе с половцами в XI веке;
- при Невской битве в 1240 году, когда оба брата явились в ладье перед войском;
- при сражении на Чудском озере в 1242 году;
- при взятии новгородским войском шведской крепости Ландскрона в устье Невы;
- при Куликовской битве в 1380 году, где князь Дмитрий Иванович и другие воины видели своими глазами, как на поле боя им помогали небесные воины, возглавляемые Борисом и Глебом.
Участие святых в других, более поздних событиях в истории русского государства, происходящих в XIV-XVI веках, описаны в многочисленных сказаниях о Борисе и Глебе.
В честь святых князей на Руси освящено немало церквей, возведены памятники и монастыри, написаны иконы, литературные произведения.
Недалеко от Москвы, на территории Борисоглебского монастыря в городе Дмитрове в 2006 году установлен красивый памятник. Борис и Глеб, два бронзовых всадника, возвышаются на высоком постаменте. Автор Александр Рукавишников посвятил свою работу юбилейной годовщине создания монастыря.
Именами братьев названы города и улицы. Много талантливых иконописцев в своих работах отражали фрагменты из жития святых князей Бориса и Глеба. Есть иконы парные и одиночные, есть в полный рост и на конях. О подвиге братьев написаны книги и стихи, авторами которых являются великие литераторы, такие как Иосиф Бродский и Борис Чичибабин.
Но главное то, что в летописях описано немало случаев исцеления больных и покалеченных людей, которые своей верой в Господа способствовали сотворению чуда.