Римская скульптура. Коллекция древнеримской скульптуры в Эрмитаже

Скульптура Древнего Рима в первую очередь отличается разнообразием и эклектичным сочетанием. Эта форма искусства смешала идеализированное совершенство ранних классических греческих произведений с большим стремлением к реализму и впитала художественные особенности стилей Востока для создания каменных и бронзовых изображений, которые теперь по праву считаются лучшими образцами периода античности. Также римские скульпторы с помощью своих популярных копий более ранних греческих шедевров сохранили для потомков бесценные экземпляры, которые в противном случае были бы полностью потеряны для мировой культуры.

Особенности

Как и греческие коллеги, римляне обрабатывали камень, драгоценные металлы, стекло и терракоту, но предпочитали бронзу и мрамор. Так как металл часто использовался повторно, большая часть сохранившихся римских изваяний выполнена из мрамора.

Любовь римлян к греческой и эллинистической скульптуре означала, что после того, как запасы оригинальных произведений были исчерпаны, мастерам приходилось делать копии, и они могли быть разного качества. Действительно, в Афинах и в самом Риме были школы, специально занимавшиеся копированием греческих оригиналов. Их возглавляли: Паситель, Аполлоний и другие известные мастера. Римские скульпторы также изготовляли и миниатюрные копии греческих оригиналов, чаще всего из бронзы.

Эволюция

С течением времени начались поиски новых путей художественного выражения, уход от стилей этрусков и греков, и к середине I века н. э. это вылилось в стремление запечатлеть и создать для большего реализма визуальные эффекты с использованием света и тени. В период поздней античности был даже переход к импрессионизму с использованием светотени и абстрактных форм.

Римская скульптура приобрела более монументальный характер благодаря массивным, почти что «живым» статуям императоров, богов и героев, таким как огромные бронзовые изображения Марка Аврелия на коне или еще большая статуя Константина I (сохранилась частично). Обе они в настоящее время находятся в Капитолийском музее Рима. К концу Империи появилась тенденция к изменению пропорций, особенно были увеличены головы, а фигуры чаще всего представлялись более плоскими спереди, что демонстрировало влияние восточного искусства.

Также важно различать два по-разному ориентированных «рынка»: представители правящего класса предпочитали более классические и идеалистические изображения, в то время как второму, более провинциальному рынку «среднего класса» нравился натуралистический эмоциональный тип античной скульптуры, особенно в портретных и погребальных работах.

Статуарная и портретная пластика

Как и в случае с греками, римляне любили делать статуи своих богов. Когда императоры начали претендовать на божественность, им посвящались колоссальные и идеализированные изображения, часто с предметом, изображенным в поднятой руке, и занимавшими достаточно значимое место. Например, статуя Августа в Прима-Порта.

Также изваяния использовали в декоративных целях дома или в саду, и они могли быть миниатюрными, отлитыми из металла, в том числе и серебра. Одним из типов таких статуй, которые были свойственны римлянам, были Lares Familiares (семейные духи-хранители). Обычно их изготавливали из бронзы. Они, как правило, выставлялись парами в нише дома. Это были изображения молодых людей с поднятыми руками, длинными волосами, в тунике и сандалиях.

Тенденции и особенности

Однако именно в специфической области портретов римская скульптура становится ведущим видом искусства, приобретая определенные отличия от других художественных традиций. Реализм, ей свойственный, вполне мог развиться из традиции хранить восковые похоронные маски умерших членов семьи, которые носили скорбящие на похоронах, в доме. Это были, как правило, довольно точные изображения, включавшие даже дефекты и не самые лестные аспекты конкретного лица. Переданные в камне, они представляют большое количество дошедших до нас портретных бюстов, которые удаляются от идеализированных изображений более раннего периода.

Таким образом, официальные портреты правящей элиты, как правило, идеализировались. Примером этому может послужить статуя Августа, где император выглядит намного более молодым и свежим, чем он был на самом деле во время ее создания (конец I века до н. э.). Однако ко времени Клавдия в середине I века н. э. и тем более при Нероне и Флавиях официальное портретное искусство стремилось к большему реализму. В тот же период римские скульптуры женщин отличались наличием сложных причесок, и их, без сомнения, считали родоначальниками модных тенденций.

При Адриане произошел возврат к идеализированным изображениям, таким как в классической греческой манере, однако стали использовать более естественное изображение глаз в скульптурах из мрамора.

Реализм снова вернулся во время династии Антонинов, а с ним – изображение таких черт, как «гусиные лапки» и дряблость. Тогда же появилась тенденция к полировке мрамора на тех частях, где была кожа. После такой обработки они сильно контрастировали, например, с волосами, которые вырезались глубоко и оставались без обработки. Также в этот период появилась мода на изображение торса или его части, а не только плеч (например, бюст Коммода в образе Геркулеса, ок. 190 г. н. э.). Бюст Каракаллы (ок. 215 г. н. э.) - это еще один пример отказа от идеализма в элитной портретной римской скульптуре.

К концу Империи искусство пластики отказывается от всех попыток реалистично передать физические признаки субъекта. Например, изображения императоров (Диоклетиана, Галерия и Константина I) едва ли имеют какие-либо отличимые физиономические особенности. Возможно, это было сделано в попытке отдалить императора от обычных смертных и приблизить его к божествам.

Использование в архитектуре

Изваяния на римских зданиях могли быть просто декоративным элементом или иметь политическое значение, например, на триумфальных арках. Архитектурная римская скульптура в этом случае отражала ключевые события кампании и победу императора. Примером этому является Арка Константина в Риме (ок. 315 г. н. э.), на которой также изображены побежденные и порабощенные «варвары», с целью донести послание о превосходстве Рима. Такое изображение реальных людей и конкретных исторических фигур в архитектуре резко контрастирует с греческим стилем, где великие военные победы обычно представлены в виде метафоры с использованием фигур из греческой мифологии, таких как амазонки и кентавры, как на Парфеноне.

Погребальные традиции

Похоронные бюсты и стелы (надгробия) - это одни из самых распространенных форм скульптурного искусства в римском мире. Они представляли собой изображения покойного его с партнером, детьми и даже рабами. Такие фигуры обычно одеты в тогу, а женщины изображались в скромной позе с рукой на подбородке.

Со II века н. э. стало более распространенным захоронение (в отличие от более традиционной кремации), это способствовало развитию рынка саркофагов. Их высекали из камня, и на них часто изображались сцены из мифологии, выполненные в высоком рельефе со всех четырех сторон и даже на крышке. Саркофаги азиатского типа были украшены рельефами, вырезанными почти по кругу. Для проконнесского типа были характерны изображения девушек с гирляндами.

Примеры

Две большие рельефные панели из Арки Тита в Риме считаются первой успешной попыткой создания глубины и пространства в скульптуре. На панелях изображены сцены триумфального шествия императора в 71 году н. э. после его походов в Иудею. На одной изображен Тит на колеснице с четырьмя лошадьми, а на другой - добыча из Иерусалимского храма. Перспектива успешно достигается за счет разной высоты рельефа.

Среди других известных римских скульптур следует назвать статую борцов, выполненную по греческому оригиналу; Спящую Ариадну (еще одну копию); мраморную статую Венеры Капитолийской; Антиноя Капитолийского; Колосса Константина.

Конная статуя Марка Аврелия, высота которой составляет 3,52 м, представляет собой одну из самых внушительных бронзовых статуй, сохранившихся с древности. Вероятно, она была создана между 176-180 гг. н. э.

Римская скульптура в Эрмитаже

В музее представлена коллекция памятников искусства, датируемая I в. до н. э. – IV в. н. э. Здесь имеются скульптурные портреты, включающие изображения мужчин, женщин, детей, императоров, выдающихся государственных деятелей и частных лиц. Благодаря им можно отследить развитие скульптурного портрета Древнего Рима. К наиболее выдающимся образцам относят бронзовый бюст римлянина (I в. до н. э.), так называемую Сириянку (II в н. э.), портреты императоров Бальбина и Филиппа Аравитянина (оба III в н. э.).

Среди изображений императоров следует отметить Августа в образе Юпитера (I в н. э.), бюст Луция Вера (II в. н. э.). Также можно обратить внимание на статую Юпитера (I в. н. э.), найденную в загородной вилле императора Домициана. Коллекцию также дополняют римские алтари, рельефы, мраморные саркофаги.

Комментарии
Круто.