Кулак поворотный "УАЗ Патриот": устройство, характеристики и назначение
Узел, который входит в состав поворотного кулака на УАЗ «Патриот», называется шаровой шкворень. Данная запчасть транспортного средства берет на себя всю нагрузку, оказываемую на подвеску автомобиля. Кроме того именно шкворень поглощает все удары во время движения джипа по неровным дорогам и бездорожью.
В процессе эксплуатации многие автолюбители замечают, что данная деталь внедорожника быстро выходит из строя даже при бережной эксплуатации и езде только по ровному асфальту. В результате возникшего дефекта в передней подвеске появляются зазоры и люфт колес. Исправить данную ситуацию может капитальный ремонт поворотного кулака на УАЗ «Патриот».
Устройство переднего моста на УАЗе
На автомобилях УАЗ «Патриот» установлен комбинированный передний мост типа «Спайсер» с размером колеи 1,6 метра и передаточным числом 4.111 или 4.625 в зависимости от модификации внедорожника. Абсолютно такое же устройство ставят на машинах Ульяновского автозавода марки «Карго» и пикапах.
Передний мост одновременно является ведущим и управляемым. Состоит такое устройство из пустотелой балки, внутри которой компактно размещено два устройства:
- Дифференциал.
- Главная гипоидная передача.
Также на передний мост установлены два поворотных кулака (правый и левый), они служат для удобства управления автомобилем.
Признаки неисправности поворотного кулака
Довольно часто на автомобилях УАЗ «Патриот» выходит из строя такой важный элемент передней подвески, как поворотный кулак. Со временем он подвергается деформации, выходит из строя шаровая опора.
Ремонт поворотного кулака на УАЗ «Патриот» необходимо провести, если:
- Производилась замена сальника и вкладышей данного узла.
- Износился шаровый шкворень.
Часто поворотный кулак выходит из строя в результате некачественного подбора комплектующих запчастей, установленных при его ремонте. К примеру:
- диаметр опоры больше вставляемой в нее полусферы;
- толщина сальника меньше, чем посадочное место, предназначенное для его запрессовки;
- толщины вкладышей недостаточно для герметизации механизма, в результате чего в поворотный кулак попадает дорожная грязь и пыль.
Профилактика и ремонт передней подвески
Произвести замену поворотного кулака на УАЗ «Патриот» можно самостоятельно в теплом гараже, оборудованном ямой или автомобильным подъемником. При этом стоимость запчастей будет зависеть от того, какие запасные детали были приобретены в автомагазине - оригинальные, сделанные на Ульяновском автозаводе, или более бюджетные, сделанные в Китае.
Если у владельца внедорожника есть небольшой опыт в ремонте автомобилей и минимальный набор инструментов, то изучив руководство по эксплуатации автомобиля УАЗ «Патриот» он может самостоятельно отремонтировать поворотный кулак на своей машине. Это позволит ему не только сэкономить крупную сумму денег, но и понять, как устроена конструкция передней подвески его внедорожника.
Чтобы содержать свой автомобиль в рабочем состоянии автовладельцу необходимо регулярно проводить профилактические мероприятия, которые подразумевают под собой внешний осмотр втулок левого и правого поворотных кулаков на УАЗ «Патриот», а также выявлению наличия люфта колес на передней оси джипа.
Правила безопасности и подготовка к ремонту
Перед ремонтом передней подвески мастеру необходимо знать все особенности ремонта отечественного внедорожника, а также строго соблюдать технику безопасности во время проведения работ. Перед разборкой поворотного кулака на УАЗ «Патриот» запомните:
- Нельзя ставить транспортное средство на передние колеса, если к ступице не присоединен приводной вал. В противном случае можно повредить подшипники ступицы. Если машину необходимо переставить в другое место на небольшое расстояние, то следует в обязательном порядке установить вал в ступиц, а затем зафиксировать его гайкой.
- Перед тем как приступить к ремонту поворотного кулака на УАЗ «Патриот», следует поднять рычаг ручного тормоза в максимальное верхнее положение.
- После того как передняя часть джипа приподнята домкратом вверх таким образом, что ее колеса не касаются пола, кузов автомобиля необходимо зафиксировать с помощью упоров. После этого следует убедиться, что крепление установлено надежно, возможность перемещение и срыв автомобиля исключен.
- В том случае, если на машине подвеска закреплена гайками фирмы Nyloc, то их необходимо заменить на вновь купленные. Это необходимо сделать, поскольку данные метизы имеют специальное покрытие, препятствующее их демонтажу. После снятия гайки будут уже непригодны к повторному использованию.
- Под задние колеса необходимо поставить упоры, которые воспрепятствуют произвольному скату транспортного средства.
- В зависимости от модели машины УАЗ «Патриот» и его модификации кулак поворотного механизма может быть двух видов. У первого типа запчасти ступицы сплошные, а у другой – полые. У последних присутствуют небольшие отверстия на корпусе.
Демонтаж колес и тормозного механизма
Перед тем как приступить к непосредственному ремонту поворотного кулака, механику необходимо снять колесо, а затем разобрать тормозной механизм внедорожника. Чтобы правильно открутить колесо с УАЗа, следует придерживаться пошаговой инструкции, которая размещена в статье:
- С колеса снимают декоративный колпак, а затем извлекают скобку в виде буквы R. После этого можно вытащить головку блокирующего устройства.
- На приводном валу нужно открутить все гайки, которые навинчены на шпильки ступицы. После этого колесо легко снимается с автомобиля.
- Если автомобиль оснащен системой, которая препятствует полной блокировки колес во время торможения (АБС), то следует отсоединить контакт датчика. Он расположен на колесе.
- Далее нужно открутить гайки крепления приводного вала и снять данный механизм.
- Затем необходимо снять суппорт тормоза, который крепится непосредственно к кулаку поворотного механизма двумя болтами. Их необходимо выкрутить, а затем отсоединить от тормозного диска машины.
- Следующим шагом во время разборки передней подвески является снятие тормозного диска, но перед этим его необходимо пометить мелом или краской для того, чтобы правильно его установить во время сборки после успешного ремонта поворотного кулака.
- Чтобы аккуратно извлечь кулак из передней оси автомобиля, необходимо воспользоваться специальным инструментом для сжатия и фиксации пружин подвески специально предназначенными для этой операции тросиками.
Процесс сжатия и фиксации пружин происходит следующим образом:
- Необходимо вставить тросик в отверстие в верхней части стойки стабилизатора.
- Далее нужно повернуть руль вбок таким образом, чтобы мастеру было удобно вставить другой тросик во второе отверстие стойки.
- Два свободных конца тросиков необходимо зацепить за нижний край чашки.
- Верхние концы тросиков требуется надежно зафиксировать путем вкручивания в отверстия болтов размером М6.
Как разобрать кулак поворотного механизма?
После того как поворотный кулак появился в зоне видимости, требуется демонтировать стабилизатор поперечной устойчивости. Он закреплен всего одним болтом к рычагу подвески. Далее нужно снять рулевую тягу, которая установлена непосредственно на кулак одной гайкой небольшого размера. После откручивания данного метиза необходимо аккуратно вытащить шаровой шарнир, используя при этом специальный инструмент, служащий для извлечения шарниров из поворотных кулаков.
Далее необходимо демонтировать цапфу шарнира, для чего слесарю нужно открутить гайку шарнира, которая крепит запчасть к рычагу.
После того как цапфа извлечена, необходимо открутить крепеж на стойке поворотного кулака. Стоит помнить, что все снятые метизы уже непригодны для дальнейшего использования, необходимо заменить их в процессе последующей сборки подвески автомобиля.
Далее необходимо вставить рычаг в паз на кулаке. Затем можно спокойно отсоединять кулак от стойки, используя специальный съемник. Для успешного извлечения детали достаточно провернуть ее на 90 градусов и потянуть на себя.
После снятия поворотного кулака на УАЗ «Патриот» нужно отсоединить его от вала. После этого вал необходимо прикрепить к раме джипа проволокой.
Сборка кулака после ремонта
После того как поворотный кулак автомобиля УАЗ «Патриот» починен, его необходимо установить в обратной последовательности. Все метизы лучше заменить, поскольку на них в процессе эксплуатации и демонтажа могут образоваться скрытые повреждения, которые обязательно проявятся при дальнейшем их использовании. Все трущиеся детали, резьбу и подшипники необходимо смазать предназначенными для этого химическими составами (смазки и масла).
Устройство поворотного кулака на автомобиле с АБС
Устройство поворотного кулака на УАЗ «Патриот» с системой АБС состоит из нескольких деталей:
- ступица;
- тормозной диск;
- прокладки;
- цапфа;
- щиток для защиты датчика АБС от сильного нагрева во время торможения;
- муфта для отключения тормозной системы;
- подшипник, запрессованный в ступицу;
- шарнир;
- болты для крепления колеса;
- цапфа;
- корпус кулака;
- шкворень;
- опора шкворня;
- уплотнительные кольца;
- кронштейн для крепления жгута системы АБС;
- вкладыш шкворня;
- шаровая опора;
- шайбы;
- гайки;
- замочная и стопорная шайба;
- обойма сальника;
- импульсный диск;
- накладки;
- манжета.
Устройство поворотного кулака на автомобиле без АБС
Схема поворотного кулака на УАЗ «Патриот» в сборе со ступицей без системы АБС состоит из:
- ступица;
- тормозной диск;
- прокладки;
- цапфа;
- муфта для отключения тормозной системы;
- подшипник, запрессованный в ступицу;
- шарнир;
- болты для крепления колеса;
- корпус кулака;
- шкворень;
- опора шкворня;
- уплотнительные кольца;
- вкладыш шкворня;
- шаровая опора;
- шайбы;
- гайки;
- замочная и стопорная шайба;
- обойма сальника;
- импульсный диск;
- накладки;
- манжета.
Обслуживание поворотного кулака в процессе эксплуатации
В процессе эксплуатации автомобиля УАЗ «Патриот» необходимо периодически проводить регулировку затяжки шаровых шкворней поворотного кулака. При сильном износе вкладышей и шкворней образуется большой зазор, который легко можно устранить методом протяжки втулки для зажима механизма. Такую операцию автомеханики проводят следующим образом:
- для начала следует отвернуть гайку и снять прокладку;
- используя специальный инструмент, следует затянуть зажимную втулку до тех пор, пока не исчезнет зазор, видимый невооруженным глазом; если сделать это не удается, нужно слегка ударить по резьбовой части шкворня молотком из меди;
- затем следует провернуть втулку на 15-20 градусов по часовой стрелке, используя ключ;
- далее необходимо установить прокладку и затянуть гайку динамометрическим ключом; крутящий момент при выполнении данной операции не должен превышать 100 Нм.
Если после проведения данных манипуляций зазор не исчез, то придется установить новый поворотный кулак на УАЗ «Патриот» взамен вышедшей из строя запчасти.