Флажолет - это что за музыкальный прием? Определение, техника игры флажолета на гитаре

Флажолет - это крайне важный технический элемент для любого музыканта. Как появился данный прием? На каких инструментах можно его исполнять и как научиться брать на гитаре все виды флажолетов? Какие способы для этого существуют? Давайте разберемся с этими вопросами и научимся данному приему!

Флажолет - что это в музыке?

Каждый музыкант с чего-то начинает и постепенно осваивает все новые и новые техники, которые повышают уровень его игры и качество исполнения.

Флажолет - это музыкальный прием, который выполняется на струнных инструментах. С помощью него можно получить мягкое и воздушное звучание. Такой прием позволит добавить новые краски в игру на музыкальных инструментах, звук при этом тембрально отличается от звука при полном нажатии на струну, а с точки зрения физики возникают разные колебания. Прием используется в различных музыкальных жанрах, особое внимание ему уделяется в тяжелом роке, где его исполняют на электрогитаре. Флажолеты - это излюбленный прием соло метал-гитаристов.

Инструмент, как оказалось, прекрасно подходит для исполнения этого технического элемента, поскольку позволяет усилить слабый звук флажолета, и часто используется вместе с эффектом "дисторшн". На струнно-смычковых инструментах тембр звука при исполнении флажолета напоминает свист, на щипковых - звон.

Далее более подробно остановимся на различиях между видами флажолетов как в техническом исполнении, так и в звучании. Например, на духовых инструментах флажолеты соответствуют определенному способу игры, заключающемуся в передувании на нестандартные обертоны, что достигается сильным напряжением губ.

Из истории появления

Первым известным произведением, в котором применялась данная техника, является четвертый опус Lessonsharmonique французского музыканта Жана-Жозефа Мондонвиля.

В нем встречаются только натуральные флажолеты. С тех пор техника исполнения их совершенствовалась, появлялись новые виды, много почерпнуть можно из произведений итальянского композитора Сальваторе Шиаррино. Позже появились мультифлажолеты и даже флажолетные аккорды, которые, несмотря на название, образуются и берутся на одной струне. А в XX веке было популярно использовать флажолеты в технике игры на фортепиано, их можно услышать во многих произведениях Джоржда Крама.

Виды флажолетов

Выделяют два основных вида флажолетов - это натуральные и искусственные. Натуральные соответствуют открытым струнам, а искусственные возникают на прижатых к ладу. Если разбираться в физике процесса появления флажолета, то различий в колебаниях в зависимости от вида флажолета нет, а вот в сложности их исполнения они есть. Легче научиться выполнять натуральные флажолеты.

Помимо данного подразделения можно также классифицировать флажолеты по способу извлечения. Здесь выделяют следующие виды:

  1. Пальцевой (им может являться как натуральный, так и искусственный флажолет).
  2. Медиаторный (берется при помощи медиатора)
  3. Полуфлажолет - получаются два звука на одной струне посредством слабого касания струны, от которого остается звучать как основной тон, так и флажолет.

Кроме того, можно выделить еще один вид - это сложные флажолеты. Они представляют собой искусственные флажолеты, дополненные аккомпанементом. При их исполнении правая рука оказывается задействованной как в игре самих флажолетов, так и музыкального сопровождения к ним.

Как играть флажолеты на гитаре?

Дернув открытую или плотно зажатую струну на инструменте, можно заметить появление колебаний. Такой звук представляет собой основной тон, а звук флажолета на гитаре - это обертон, остаточный призвук, который не входит в основной тон. Колебания при этом отличны от колебаний на открытой струне. Обертон всегда выше основного тона.

Принцип флажолетов в том, что палец исполнителя, неплотно прижатый к струне, заглушает все обертоны кроме одного. Для этого важно прикоснуться пальцем именно в месте наименьшего колебания струны. Заметим, что таких мест может быть несколько.

Натуральные флажолеты на гитаре берутся при легком касании струны в местах деления, а искусственные - на плотно прижатой струне, при этом другой палец легко касается струны в интервале кварты или квинты от плотно прижатого первого пальца.

Техника натурального флажолета

Натуральные флажолеты на гитаре получится исполнить, если еле дотронуться подушечкой пальца на струне на двенадцатом, девятом, седьмом, пятом, четвертом, третьем ладах, а правой рукой при этом дернуть струну. Однако наиболее распространен этот вид флажолета на пятом, седьмом и двенадцатом ладах, поскольку именно они делят гитарную струну на равные части. Чтобы его извлечь, нужно пальцем левой руки коснуться над ладовой чертой между ладами (к примеру, пятым и шестым и далее по аналогии), при этом лад зажимать не нужно. Это сможет сделать без дополнительной подготовки любой начинающий гитарист, главное при этом не давить на струну, звук должен быть легким и мягким.

В нотах он записывается с помощью специального обозначения Fl (в советских изданиях - ФЛ), а головка ноты имеет форму ромба (для пальцевого способа) и треугольника (для медиаторного). Выглядит это так: Fl.VII (то есть здесь записан флажолет на седьмом ладу). В зарубежных изданиях используется обозначение harm (arm). Высота ноты при этом соответствует высоте звучания флажолета.

Техника искусственного флажолета

Технически данный прием осуществить сложнее, поскольку при игре натурального флажолета левая рука помогает правой, в нужный момент прекращая звучание касанием. Здесь это невозможно, поскольку она прижата к грифу. Для исполнения этого приема нужно указательным пальцем правой руки едва коснуться двенадцатого лада, а средним пальцем при этом дернуть струну, после чего нужно сразу же отпустить указательный палец и освободить струну. При исполнении нужно заглушить основной тон и слышать только обертон. В таком случае можно услышать искусственный флажолет.

Искусственные флажолеты также отображаются в нотах в форме ромба, при этом указано, на каком ладу необходимо исполнить флажолет. Особенно удобно исполнять данный прием на электрогитаре. Обозначается в табулатуре такой флажолет тремя нотами: нижняя показывает, где должна быть левая рука гитариста, также она определяет длительность звучания, средняя нота показывает, где должен прикоснуться к струне указательный палец правой руки (ромбовидная), а верхняя показывает собственно сам флажолет (ее мы слышим). В нотах написание сложных флажолетов аналогично написанию искусственных.

Медиаторный способ извлечения

Задача здесь похожая, как была и раньше. Нужно зажать лад на струне, затем дернуть ее и сразу дотронуться до нее, чтобы как бы заглушить звук. Это нужно делать либо указательным, либо большим пальцем, любой его частью. При таком способе важно не только знать и уметь исполнять технику искусственного флажолета, но и правильно держать медиатор, то есть должна быть правильная постановка рук. Как правило, именно этим способом исполняют флажолеты музыканты, играющие на электрогитаре.

Пальцевой способ извлечения

При игре перебором предыдущий метод не подойдет. Эта техника более сложная, здесь важно найти удобное положение пальцев и довести механизм выполнения флажолета до автоматизма.

Заключение

Прием флажолетов весьма непрост и, как любой музыкальный прием, требует много времени, внимания со стороны исполнителя и тренировок. Помимо гитары флажолеты активно применяют на струнно-смычковых элементах, где их можно брать также смычком, и звучание у них совсем другое. Если есть возможность, рекомендуется осваивать данный прием под руководством педагога по специальности, так процесс пойдет куда быстрее и продуктивнее.

Умение исполнять этот прием добавит всем музыкантам уверенности в себе, а применять его можно практически в любом стиле. Это позволит акцентировать внимание на своем исполнении в самых разных местах любой аранжировки.

Комментарии