Внереализационные расходы: учет скидок

 

Внереализационные расходы – это несвязанные с реализацией продукции или производством затраты организации. Несомненно, они должны документально подтверждаться и быть экономически оправданными. В качестве примера внереализационных расходов можно привести уплаченные за пользование кредитом проценты, затраты на оплату различных услуг банков, скидки на товары, отрицательные разницы курсов и др. Также внереализационные расходы включают в свой состав полученные в прошлом убытки, недостачу материальных ценностей, потери, произошедшие в результате стихийных бедствий.

Премии и скидки, предоставляемые покупателям

В настоящее время продавцы товаров могут включать в число внереализационных расходов денежные суммы, которые были предоставлены клиентам в качестве скидок и премий. Чаще всего такие бонусы предоставляются продавцами оптовым покупателям. Обычно данные внереализационные расходы представляют скидки в виде уменьшения первоначальной стоимости товара или списания части долга клиента (без изменения начальной цены).

Устанавливая скидки в виде уменьшения первоначальной цены, продавец должен отобразить данное условие в договоре о купле-продаже. Часто случается, что происходят затруднения при определении величины скидки при отгрузке продукции, и это не всегда можно сделать. В таком случае первичные документы на отгружаемый товар оформляют из учета первоначальной цены. А затем, после выполнения покупателем условия скидки, переписывают документы.

Согласно Налогового кодекса России, доход от реализации продукции называется выручкой, которую определяют из учета всех связанных с расчетами за реализованный товар поступлений. Из этого определения следует, что предоставляемая скидка ведет к уменьшению выручки. Если это происходит во время отгрузки, то это хорошо. Но так не всегда бывает. Случается, что компания работает по методу начисления, и у нее могут возникать некоторые сложности. Это происходит потому, что дата получения доходов от реализации товара приходится на день передачи покупателю прав собственности на продукцию.

Таким образом, получается, что сумму скидки необходимо учитывать в том отчетном периоде, когда указанные товары подлежали реализации покупателю. Получается, что при отношении предоставляемой скидки и продажи к разным периодам, компании придется пересчитывать налоги и подавать уточненную декларацию.

Организациям, работающим по кассовому методу, в налоговом учете не придется ничего корректировать. Однако ранее оформленные первичные документы придется все равно поправлять.

Скидки могут предоставляться без изменений начальной цены продукции. Тогда ее включают во внереализационные расходы. Причем они будут признаны в том периоде, когда была выплачена премия или предоставлена скидка. Данный способ более предпочтителен, поскольку на сумму скидки не приходится корректировать цену отгруженного товара. Соответственно, не потребуется переписывать первичные документы, подавать уточненные декларации, исправлять данные в налоговом учете.

Следует обратить пристальное внимание на то, будет ли скидка экономически оправдана. Лучше всего предусмотреть данный инструмент в приказе о политике маркетинга, проводимой компанией. На это указывает и 40-я статья Налогового кодекса, об этом говорит и письмо Минфина.

Прочие внереализационные расходы

В данную группу относят расходы предприятия на проведение спортивных, культурно- просветительских мероприятий, развлечений, отдыха. Сюда же включают перечисления средств, связанные с благотворительностью. Данные внереализационные расходы отражаются на субсчете «Прочие расходы».

 

Комментарии