Музыкант Татьяна Сергеева: биография, творчество, фото
В музыкальном и околомузыкальном мире одни имена композиторов вызывают восторг, уважение и даже зависть. Другие — скепсис, пренебрежение и, что еще куда хуже, равнодушие. Имя же героини этой статьи прежде всего вызывает счастливую улыбку на лицах ее слушателей. Те, кому посчастливилось услышать ее произведения, как правило, начинают обожать ее творчество.
Детство и юность
Российский музыкант Татьяна Сергеева появилась на свет в Москве 28 ноября 1951 года. Ее родители никогда не были музыкантами, однако в доме Сергеевых наличествовал старый бабушкин рояль, к которому будущего Члена Союза композиторов и Заслуженного деятеля искусств России тянуло со страшной силой.
Видя такое стремление дочери, родители вскоре отдали ее Детскую музыкальную школу имени Дунаевского, расположенную совсем недалеко от их дома, а когда Татьяне исполнилось семь лет, перед ней открылись двери Центральной Музыкальной Школы, являющейся специальной школой при консерватории.
Уже во время обучения в Детской музыкальной школе у Татьяны Сергеевой проявился талант к музыкальному сочинительству, а к моменту начала занятий в Центральной Музыкальной Школы она уже могла импровизировать мелодии, возникающие, казалось бы, ниоткуда, и непохожие на какую-либо музыку, которая могла быть услышана ребенком в то время.
Когда Татьяна стала школьницей, к ее увлечению музыкой добавилась страсть к рисованию. Ее картины, написанные маслом, обрели собственный стиль, который она сама называла «вынужденным примитивизмом». Как в музыке, так и в живописи Татьяна также оказалась вне всяких школ. Самый любимый ею самой рисунок, представляющий творчество Татьяны Сергеевой еще школьного периода, назывался «Ковбойцы» — на фоне цвета кровавого бордо была процарапана барная стойка и характерные профили мужчин в ковбойских шляпах. На переднем же плане располагалась сексапильная и вызывающе выпятившая бедро дама.
Музыкальное сочинительство девочки при этом, в буквальном смысле, фонтанировало. В то время у нее уже начались довольно серьезные и систематические занятия по композиции, и ей писалось легко, быстро, бурно и много, во многом подобно тому, как многие подростки, достигнув отрочества, изливают на бумагу свои бесчисленные стихотворные переживания.
Когда же Татьяне Сергеевой исполнилось шестнадцать лет, музыкальный сочинительский «фонтан» внезапно закрылся. Девушка очень переживала. Это было похоже на то, как если бы она вдруг разучилась говорить. Однако через три года сочинительство музыки начало снова возвращаться к ней.
Ниже можно увидеть автошарж Татьяны.
Музыкальное образование
К моменту возвращения композиторских способностей в свою жизнь, Татьяна как раз успела закончить в 1970 году Центральную Музыкальную Школу, после чего поступила в одно из ведущих музыкальных высших учебных заведений России и мира — Консерваторию имени П. И. Чайковского.
Став его дипломированным выпускником по специальности «Фортепиано и органа», в 1975 году музыкальная биография Татьяны Сергеевой продолжилась в Московской консерватории, в которой она еще четыре года обучалась по специальности «Композиция».
С 1979 по 1981 год в той же консерватории Татьяна проходила ассистентуру-стажировку по классу композиции.
Мастер
Пройдя все тернии своего музыкального обучения, начавшегося еще до общеобразовательной школы, к моменту своего выхода в мир большой музыки, наша героиня стала исполнительницей вне существовавших ориентиров и апологетов современного мира искусств, подобно шумановскому определению музыканта:
Музыкант - тот, который поет естественно-непроизвольно, как птица на ветке дерева...
Татьяна Павловна Сергеева — не только оригинальный и непохожий ни на кого композитор, но и виртуозная пианистка, органистка и клавесинистка. Для нее нет каких-либо трудностей сыграть на любом из клавишных инструментов, для которых она виртуозно сочиняет транскрипции на созданную другими композиторами музыку.
Татьяна Павловна играет даже те марши и полонезы Бетховена, которые он сам наделил такой виртуозной роскошью, требующей от пианиста физически немыслимых трюков, что до них на протяжении многих десятилетий не было дела даже музыкантам, фанатично преданным творчеству этого великого композитора.
Сергеева также исполняет русскую музыку XVIII-XIX веков, что вообще является редкостью в музыкальном мире. В ее репертуаре можно услышать и Баха, и Генделя, и вообще все, чего вы даже не ожидаете от нее услышать.
Композитор
Творчество Татьяны Сергеевой в качестве композитора также свободно от какого-либо принуждения. Ее произведениями руководит только здравый смысл и какая-то найденная ей самой линия незыблемой истины, тянущаяся от одного ее сочинения к другому, подобно нити Ариадны из древнегреческой мифологии, на протяжении многих лет являющейся неиссякаемым источником вдохновения Татьяны.
Ей доступен минимализм, выраженный в мягкой, не концептуальной форме. Не чужды ей и неоромантические красоты, и неоэкспрессионистика. При этом она не примыкает ни к одному стилю, делая лишь то, что ей хочется именно сегодня и только потому, что сегодня у нее сложилось именно такое настроение.
К сочинениям Татьяны Сергеевой невозможно подобрать какой-то определенный обобщающий термин, ни один из них не подойдет. То, что она делает — это просто музыка, природная и естественная, удивляющая и живущая в каком-то собственном времени.
Заслуги
Татьяна Павловна — Заслуженный деятель искусств России. В 1982 году она стала Членом Союза композиторов России, а также была награждена Золотой медалью имени Бетховена (Германия).
В 1987 году Сергеева была удостоена композиторской премии имени Д. Д. Шостаковича, а в 2003 году стала лауреатом Международного конкурса композиторов имени С. С. Прокофьева.
В биографии Татьяны Сергеевой имеется бесчисленное количество записей на радио, и практически все из них входят в золотой фонд мира музыки. При этом Татьяна Павловна совершенно лишена амбициозности. Она не может отказать, если ее просят где-то что-либо сыграть. Однако когда речь идет о ее собственных гастролях в России или за рубежом, где ее также любят и ценят, они всегда будут носить случайный характер. Никаких продюсеров или директоров у нее нет.
В настоящее время Татьяна Павловна назначена ответственным секретарем Союза Композиторов России, однако это обстоятельство по-прежнему не имеет для нее значения. Ведь главное — музыка...
Сегодня
В настоящее время Сергеева занята широкой концертной деятельностью. Она активно гастролирует по России, странам бывшего СССР, Германии, Италии, США, Франции и везде, где ждут ее сольных выступлений с фортепианными, органными и клавесинными программами произведений собственного сочинения, а также творений любимых ею композиторов.
Сегодня ей совсем не важен результат. Куда интереснее сам процесс:
Я отношусь к этому несерьезно как к результату и очень серьезно как к процессу. Летом встаю на рассвете, ловлю солнце, переделываю, соскабливаю, добавляю, пребывая подолгу в творческом экстазе. Это дает полнейшее переключение, «подзарядку« и море удовольствия...
Татьяна Павловна Сергеева по-прежнему является участником множества международных фестивалей современной музыки, все так же занимается живописью и пишет стихи.