Грех осуждения: понятие, способы борьбы с искушениям и раскаяние

Каждый день мы сталкиваемся с осуждением. В нас словно заложена программа обвинять всех и вся. Мы осуждаем людей исходя из собственных понятий, слабостей и преимуществ, порой унижая и оскорбляя других. Как понять грех осуждения? Оно бывает разным за одно и то же прегрешение, особенно когда касается себя, любимого. Можем всегда оправдать себя и любимых нами людей. Да и ошибки свои не кажутся такими уж серьезными, но те же самые прегрешения других просто унизительны, грязны и невыносимы. Значение греха осуждения - это всегда отрицательная оценка человека, его действий, обвинение.

Во многих религиях осуждение является нормальным явлением. Люди не только порицались, но и сурово наказывались физически за свои прегрешения, вплоть до смертной казни. Мы считаем это естественным: преступление должно быть наказано, и грешника должно настигнуть возмездие. Но в православии грех осуждения считается тяжким.

В православии

В Евангелие осуждение считается одним из тягчайших грехов, который ведет к уходу от Христа, потере любви, к душевным потерям. В большинстве люди не делятся на два противоположных лагеря, а в каждом из нас присутствует и зло, и добро в разных пропорциях. Поэтому в нашем отношении к людям должно, превыше всего, быть прощение, всеобъемлющее прощение, так как нас самих постоянно надо прощать.

Люди часто не видят в своем поведении, своих словах, мыслях ничего предосудительного. Мы должны осознанно подходить к своим поступкам, большое внимание уделять мыслям, в которых можем осудить кого-то, а это тоже большой грех. Мы не имеем права осуждать людей. Сам Иисус Христос, будучи распятым на кресте, молил Отца простить тех, кто это сделал, считая, что они не понимают своих поступков... Иисус Христос оправдал такое злодеяние относительно его самого, разве мы можем осуждать людей за какие-то прегрешения, порой вовсе не касающиеся нас лично?

Понятие

Осуждать - значит оценивать негативные стороны характера, поступков другого человека. Осуждение - это всегда отрицательное мнение о человеке, когда с пристрастием характеризуют его недостатки, ищут виновность в чем-либо, уличают в чем-то недостойном, относятся к нему с недоверием, с неодобрением.

В православии грех осуждения считается признаком тщеславия. Это последствия ненависти, это сердечная пустота, потеря любви, это очень опасное состояние человеческой души.

Порой мы подшучиваем над прегрешениями кого-то просто ради развлечения, и, как правило, происходит это в виде сплетни без присутствия осуждаемого. Мы совсем не задумываемся, что завтра не только сами будем объектами потехи, но и придется предстать перед Божьим судом. Тогда вряд ли будет нам до смеха, ведь осуждать - значит судить. Мы все страдаем порицанием ближнего, порой даже не обращая внимания на свои же слова. А ведь осуждение - тягчайший грех. "Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься", - сказано в Евангелии от Матфея.

Опасность греха

Мы буквально в каждом разговоре кого-то осуждаем, подчас считая это своей непогрешимостью, образованностью. Этим мы просто губим свои души, блокируя дальнейший рост своей духовной жизни, уводим свои души от Христа, а это опасно для нас самих. Осуждение человека - это грех большой и опасный для нас, с которым надо бороться. Оно страшно тем, что мы по собственной свободной воле присоединяемся к злу и делаемся соучастниками.

Осуждая, начинаем судить людей, а это вправе делать только верховный судья. Порицая неправильные, на первый взгляд, действия других, мы как бы претендуем на права Бога. А ведь только он вправе наказать или помиловать человека.

Обычным людям видны лишь сегодняшнее прегрешение осуждаемого, они не знают обстоятельств, которые привели человека к такому поступку. И лишь Богу известны все нюансы его жизни. Только ему известны мысли и желания, все плохие и благочестивые дела и их количество.

И если судят людей, то недовольны решением Всевышнего? Поэтому грех осуждения, прежде всего, страшен для самого осуждающего, для его души.

Причины порока

Одна из причин порока - это гордыня. Гордый не способен непредвзято оценить свои недостатки. Однако замечает, что остальные, по его меркам, все делают не так, даже едят и спят, что уж говорить о серьезных прегрешениях. Собственная гордость застилает глаза, и человек уже не видит, что сам более грешен перед Богом, чем им осуждаемые. Обвиняя человека, мы как бы поднимаем себя в собственных глазах и в глазах других, принижая обвиняемого и возвышая себя над ним.

А также в жизни людей много и злобы, а это особо опасно, так как рядом со злом всегда дьявол. Он первый, кто оклеветал Бога, осудил его, а затем начал искушать и людей. Осуждение - это демоническое состояние, которое начинается от нехватки любви. Мы не должны обвинять и даже слушать обвиняющих, так как это тоже уже грех. Право осуждать и судить принадлежит только Богу. Только он властен миловать или наказывать.

Осуждение - это мощное дьявольское оружие, которое блокирует нашу духовную жизнь, лишая возможности искренне молиться Богу, ввергая его в греховные страсти.

Также причинами греховного порицания являются такие людские пороки, как злопамятность, подозрительность, мстительность, насмешки, злорадство, самодовольство, злословие.

Бог допускает искушение тому, в ком есть грех осуждения. Когда человек возгордился или обвиняет ближнего своего, в душу его закрадывается искушение, пройдя через которое человек должен усвоить урок, прочувствовать истинные ценности и смирение.

Почему нельзя осуждать человека?

Хорошие людские дела и поступки, как правило, не оговариваются, да и забываются они быстро. А вот все плохое и помнится очень долго и осуждается, пока помнится. Мы часто просто не осознаем, почему недопустимо клеймить презрением, когда сталкиваешься с насилием, ужасающей жестокостью и так далее.

Христос дал нам пример доброго отношения к людям, к чему все мы должны стремиться. Он не осудил развратницу, не осудил людей, отказавших ему в пище и крове, не осудил Иуду и разбойника, он отнесся к ним с жалостью, с любовью. Только первосвященников, книжников и фарисеев Иисус назвал "змиями", "порождениями ехидниными". Это в их руках находилась высшая власть, и это они присвоили себе право судить, выносить приговоры и приводить их в действие...

Всякое осуждение является большим прегрешением в христианстве. Во всех людей Бог заложил тягу ко всему хорошему, к добру. А когда осуждаем чьи-то поступки, то ставим планку, ниже которой не должны скатываться сами. Поэтому осуждение вправе действовать на самого человека. Именно так работает чудесное правило духовной жизни: "Каким судом судите, таким будете судимы". Нам всем надо научиться отделять грешника от неблагочестивых поступков его. Мы должны любить самих согрешивших людей и презирать грех. Ведь в любом человеке есть частичка Божья.

Отношение к священнослужителям

Какой это грех - осуждение священника? Мы любим ходить в те церкви, где нам нравятся священники, которые кажутся нам почти святыми. Но бывает, что служители церкви явно имеют те же пороки, что и мы, и тогда их проповеди воспринимаются нами с недоумением. Если сам не можешь справиться с грехом, как нас можешь призывать избавиться от того же?

Иисус Христос представлял, кто будет служить в создаваемых им церквях. Среди людей нет совершенно святых, и поэтому священниками будут просто люди, каждый со своим пороком. Но в любом случае они совершают разрешенные Богом действия, и это не так уж сильно зависит от их личных качеств, и нет разницы, какой священник крестил. Сила крещения будет одинакова. Нет разницы, какой священник о тебе будет молиться, вся благодать от Бога. И церковь, и само православие не зависят от священнослужителей.

Особо тяжкий грех - грех осуждение священника. Церковнослужители олицетворяют церковь, соответственно, отношение к ним переносится на религию. Осуждение священника приравнено к осуждению слуги и помощника Бога, чьими руками он творит таинства. Обвиняя, человек выражает негативное отношение к церкви и к Господу. Осуждение представителей церкви говорит о недоверии к ней. Такое поведение лишает человека благодати, ведь не ради священника ходят в церковь, а ради благословения, которое возложено на каждом служителе.

У нас нет прав на осуждение кого-либо, а тем более священника. Перед самим Богом он будет отчитываться. И наказание ему будет гораздо серьезнее по сравнению с простыми людьми. За каждое прегрешение на Страшном суде священнослужителям будет сложно оправдаться.

Равно с духовенством, осуждение властей - грех тяжкий. Все люди должны подчиняться высшим властям, так как право на власть человек получает только с Божьего позволения.

Грех осуждения и плата за него

Постепенно влияя на подсознание людей, осуждение разъедает их души, препятствуя нашей духовной жизни, что влечет за собой и телесные страдания. Поэтому начинаются болезни, которые медицина не может излечить. Болезнь как бы останавливает дальнейшее подсознательную программу разрушения. От осуждения страдает не только общество, но в большей степени и Вселенная, так как каждый человек, каким бы он ни был, - это частица Бога, Вселенной, и мы не знаем, для чего он здесь, какие жизненные задачи выполняет. Отсюда и недуги страшные, связанные со смертью и разрушающие наши принципы.

Одни получают сами онкологические заболевания, алкоголизм и так далее. Другие за свое осуждение имеют другие наказания. Так, в семьях, порицающих плотские грехи, могут появиться дети-развратники, употребляющие наркотики. А в хорошей и благополучной семье, но ненавидящей алкоголиков, вдруг появляется пьющий сын.

От постоянных осуждений появляется ненависть, а это уже как мучительная душевная болезнь, которая влечет за собой большие страдания. Она может уничтожить человека как личность, лишить работы, разрушить семьи и заставить враждовать страны. К примеру, когда в семье постоянно кого-то осуждают (жену, мужа, детей), то появляется ненависть, начинаются скандалы, и такая семья перестает существовать.

Естественно, не Бог наказывает людей за их грехи, а они создают эти болезни и невыносимые для себя житейские ситуации своим осуждением, неправедными действиями, злобными разговорами, чем нарушают правила мироздания. Часто надо только поменять свои взгляды на окружающее, и заболевание уже ни к чему, отпадает его необходимость.

Как бороться с грехом осуждения православному

Самый легкий путь к спасению - никого не осуждать. Он-то для нас самый тяжелым получается. Этот грех, словно хроническая болезнь, внедрился в жизнь.

Духовные люди считают, что можно победить этот грех. Они советуют чаще обращаться к Богу с просьбой о помощи, потому что нам может не хватить своих сил в борьбе с грехом осуждения, ведь это борьба с самим собой. Люди практически поголовно "больны" осуждением. Надо сильно захотеть и приложить максимум усилий на борьбу с ним. Надо постоянно думать о своих прегрешениях, анализировать поступки, подходить к своим слабостям очень сурово. Надо от всего сердца молиться чаще за осужденного нами и за свою душу.

Проверенный способ и помогающий справиться со своими слабостями - это замена их на хорошие мысли и дела. Надо заставить себя поначалу, а потом будет легче, а затем будет естественным любить всех людей, относиться к их и своим грехам одинаково, со снисхождением и состраданием. Надо понять, насколько греховен сам, и тогда уйдет потребность думать о чьих-то грехах.

Надо жалеть всех людей, и тогда не будет места и времени для порицания. Ведь, осуждая, мы сами впадаем в грех и теряем милость Бога, а полное покаяние, не только на словах, но и в делах, может поднять нас на новый духовный уровень.

Что делать, если осуждают нас

Нас могут осудить, обвинить в чем-то, иногда случайно, так сказать, под горячую руку попал, а иногда специально очернить, что особенно обидно и оскорбительно. Порой от возмущения человек готов броситься на своего обидчика с кулаками, плакать и проклинать его. Так что же делать? Ответить осуждением?

Осуждению подвергались и святые отцы, которые принимали это со смирением. Нельзя на зло отвечать злом. Осуждающие сами себя осуждают, уводя свою душу от Христа. Святые отцы рекомендуют принимать порицание спокойно, как еще одно испытание в борьбе с грехами, и тогда осудившему вас будет совестно. Ведь мы все дети Божьи, а Бог и есть любовь.

Иисус Христос сам пострадал от порицания. Он не занимался разбирательствами, не осуждал, и не оправдывался. Надо обойтись без возмущений и молиться за порицающих нас.

Мы должны помнить одну истину, что если нас никто не осуждает, но мы сами постоянно грешим, и жизнь наша греховна, то не стоит надеяться на милость Божью. И наоборот, если мы живем в благочестии, нам не навредят никакие осуждения, и мы будем достойны Царствия небесного. Поэтому не надо смотреть на обвиняющих нас, а думать о праведности нашей жизни и прилагать к этому усилия.

Выводы

Бог всегда помнит о людях, всегда вместе с нами, внимательно слушает и видит нас, и мы должны уяснить себе это. Он дал нам свои заповеди и хочет, чтобы мы жили по его законам. Любой человек может согрешить нечаянно, и каждый молит для себя прощения, каждый трепещет перед будущим Судом Всевышнего, и каждому хочется лояльности и снисхождения к нам.

Христос говорил, что "от слов своих оправдаетесь и от слов своих осудитесь". Всегда вспоминая об этом, надо изжить из себя этот грех и любить всех людей, без исключения, быть к ним милосердными. Тогда, быть может, слова наши оправдают нас перед Богом.

Комментарии