Гремина Елена: фото, биография, личная жизнь

Героиня этой статьи - выдающийся российский драматург, сценарист и режиссер. Начав свою деятельность в постперестроечный период с основания театрального движения "Новая драма", она стала самым настоящим идеологом основного его направления, более всего ценившего близость к существующей действительности, какой бы она ни была. С годами "Новая драма" переросла в современный независимый проект "Документальный театр" - "Театр.doc".

Ранние годы

Елена Гремина появилась на свет в городе Москве 20 ноября 1956 года, и ее будущая драматургическая судьба была предопределена уже с самого рождения.

Все юные годы Елены прошли в насыщенной творческой обстановке, царящей в семье двух главных на то время мужчин в ее жизни - отца, известного киносценариста Анатолия Борисовича Гребнева, и старшего брата Александра Миндадзе, продолжившего его дело в кинематографии, а к тому времени уже ставшего авторитетным сценаристом и кинорежиссером.

Невольно влившись в непрекращающийся в их семье процесс создания новых сценариев и обсуждения событий, происходящих на съемочных площадках, Елена уже с ранних лет начала пробовать писать. Год за годом ее талант развивался все больше.

К моменту же окончания общеобразовательной школы Елена Гремина была полностью определившейся в своем жизненном предназначении девушкой и поэтому поступила на драматургическое отделение Литературного института имени А. М. Горького.

Уже в 1983 году на сцене Ленинградского театра юного зрителя состоялась премьера спектакля "Миф о Светлане", поставленного по одной из первых пьес Елены.

Отец

Анатолий Борисович Гребнев, отец Елены, был известным сценаристом, режиссером и кинодраматургом. Когда его дочери исполнилось двадцать лет, он был удостоен высокого звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а позже стал и Лауреатом Ленинской премии.

Проработав в разное время в таких газетах, как "Молодой сталинец" и "Советское искусство", в 1960 году он стал профессиональным литератором и сценаристом, писавшем о своих современниках, тонко и точно прорисовывая их характеры. На счету Анатолия Борисовича сценарии к таким известным и полюбившимся миллионам зрителям картинам, как "Дикая собака Динго", "Разбудите Мухина!", "Старые стены", "Сильные духом", "Время желаний", "Прохиндиада, или Бег на месте", сериал "Петербургские тайны" и множество других.

19 июня 2002 года жизнь замечательного кинодраматурга трагически оборвалась в результате автомобильной катастрофы.

Творчество

В постперестроечный период, которым ознаменовалось начало 90-х, в существовавшей до того времени отечественной драматургии наступил кризис. Требовались какие-то перемены в устоявшейся театральной системе, к которой у большинства зрителей уже был утерян интерес. В это время и началось становление театрального движения "Новая драма", одним из основателей которого стала Елена Гремина. Авторы "Новой драмы" старались максимально честно писать о настоящей жизни и реалиях тех дней, насколько это было возможно при существующем в те годы политическом устройстве страны.

Елена Анатольевна стала известна широкому кругу зрителей с 1992 года, когда по ее пьесе в Московском театре имени А. С. Пушкина был поставлен спектакль "Русское затмение"(«Дело корнета О-ва»). В разные годы востребованными становились и такие пьесы Греминой, как "За зеркалом", "Сахалинская жена", "Глаза дня - Мата Хари", "Нылка и Вылка в детском саду", постановки которых можно было увидеть в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Саратова, Красноярска и множества других городов России.

Не обошлось без творчества Елены Анатольевны и телевидение. Вместе со своим отцом Анатолием Борисовичем Гребневым она стала одним из соавторов сценария популярнейшего многосерийного телефильма "Петербургские тайны", а также была главным автором таких сериалов, как «Адъютанты любви», «Тридцатилетние» и «Любовь на районе».

В 2014 году Михаил Угаров, муж Елены Греминой, снял по ее пьесе "Братья Ч." одноименный художественный фильм, посвященный одному дню из юности А. П. Чехова и его братьев.

Личная жизнь

Михаил Угаров и Елена Анатольевна познакомились в 1993 году. Это произошло во время семинара молодых драматургов, на котором Михаилу была представлена пьеса Елены "Колесо фортуны", чрезвычайно ему понравившаяся. В свою очередь Гремина пришла в настоящий восторг от произведения Угарова "Голуби". Как они потом вспоминали, между ними прежде всего возник "роман текстов", в скором времени переросший в официальное супружество.

Когда два драматурга объединились в одну семью, все, что было в жизни каждого из них до встречи друг с другом, стало общим. На двоих два сына Иван и Александр - дети Елены Греминой и Михаила Угарова от прежних браков. На двоих одна любовь. На двоих одно новое общее дело - создание театра.

И Елене, и Михаилу было не только важно, но и интересно мнение друг друга о собственном творчестве. То и дело один из них становился писателем-драматургом, а другой - супругом и критиком, после чего они менялись ролями.

Михаил Угаров был известным режиссером и драматургом, а позже и художественным руководителем нового "Театра.doc", который он создал вместе с Еленой в 2002 году.

По воспоминаниям Греминой, Михаил был тихим, интеллигентным и скромным человеком. В их союзе именно Елене Анатольевне было суждено стать семейным локомотивом, взявшим на себя всю прозу жизни, оставив мужу его творческий гений и замыслы. Так оно и было поначалу, пока не пришло время нового театра. Когда же это произошло, они на равных выступили его создателями и борцами за право существования, честно и бесстрашно отстаивая свой маленький независимый театр до самого конца.

В апреле 2018 года Михаил Юрьевич Угаров, единственная настоящая большая любовь в личной жизни Елены Греминой, скончался от сердечного приступа.

Позже Елена Анатольевна написала:

Не надо соболезнований. Мне очень, очень повезло, что мы встретились — этого могло и не быть. Мы слишком разные. Но повезло мне раз в жизни, мне, травмированному, несчастному, неспособному, как я думала до этой встречи, к личному счастью человеку — я с ним встретилась, мы узнали друг друга и решили быть вместе...

Сын

Александр Родионов, сын Елены Анатольевны, на сегодняшний день является одним из самых востребованных киносценаристов России. В 1999 году он, последовав по пути своей мамы и отчима Михаила Угарова, закончил Литературный институт. И уже за последующие десять лет успел зарекомендовать себя десятками пьес, получившими свое воплощение как в театре, так и в кинематографе.

На счету Александра сценарии к таким известным картинам, как «Свободное плавание» и «Сумасшедшая помощь» Б. Хлебникова, «Живи и помни» А. Прошкина, «Все умрут, а я останусь» В. Гай-Германики и "Сказка про темноту" Н. Хомерики.

Также Александр Родионов является одним из драматургов "Театра.doc".

"Театр.doc"

Созданный в 2002 году Михаилом Угаровым и Еленой Греминой, "Театр.док" по сей день является одним из самых уникальных проектов отечественной театральной жизни.

На его сцене можно увидеть откровенные документальные спектакли, отражающие все социальные и политические события, происходящие в современной России. Этот независимый некоммерческий театр посвящал свои постановки делу Магнитского, матерям Беслана, "Болотному делу" и даже активисткам Pussy Riot, основываясь на подлинных событиях и интервью с реальными людьми, непосредственно в них участвовавших.

В связи с нестандартной тематикой спектаклей театра и остротой его социального и политического взгляда, у "Театра.doc" на протяжении всей его деятельности неоднократно возникали проблемы с властями.

Вместо послесловия

Елена Анатольевна Гремина пережила своего мужа Михаила Угарова всего на несколько недель.

Будучи абсолютным человеком искусства, она была очень эмоциональной, остро чувствующей и переживающей любую боль. Уход из жизни супруга в апреле 2018 года, с которым она прожила 25 лет, отразился на ее здоровье. В связи с резко ухудшившимся самочувствием Елена Анатольевна была помещена в Городскую клиническую больницу имени Боткина, однако все усилия врачей так и не увенчались успехом.

16 мая 2018 года ее не стало.

"Театр.doc", любимое детище Елены Греминой, фото которой можно увидеть в этой статье, продолжил свою работу в плановом режиме. Ведь пока существует этот театр и на его сцене идут спектакли, созданные Еленой Анатольевной, лучшего способа почтить ее память не существует.

Комментарии