Фильм «Разделитель». Отзывы о дерзком проекте Ксавье Жанса

Пытаясь в лучшей степени реализовать свою творческую идею, режиссеры порой помещают своих персонажей в замкнутое пространство. Размеры помещений варьируются: героям приходится томиться в космическом челноке, комнате и даже в гробу. Фильм «Разделитель» (2011 г.) относится к этой серии, охватывающая зрителя клаустрофобия в нем присутствует по максимуму. Действие разворачивается в пределах подвала многоквартирного дома. Творение Ксавьера Жанса смотрится на ура, особенно если зритель любит напряженные кровавые психологические триллеры на грани хоррора.

Постапокалиптический фильм ужасов

Французский режиссер Ксавье Жанс – визионер неоднозначный. С одной стороны, общественность клеймила его как постановщика после, мягко сказать, неудачной экранизации «Хитмана», с другой, он снял «Границу» - самый прямолинейный и жесткий хоррор всей волны французского экстремистского кино. Потом Жанс решил испробовать свои силы на постапокалиптической территории. В фильме «Разделитель» он смешал несколько жанров и разбавил повествование клиповым монтажом. Свой замысел режиссер воплотил с таким натурализмом, что иным зрителям во время просмотра становилось дурно. Естественно, лента получила возрастное ограничение – R. Возможно, поэтому фильм «Разделитель» в отзывах зрители зачастую позиционируют как постапокалиптический хоррор. Кинокритики склонны определять проект как триллер.

Премьерный показ проекта состоялся в рамках кинофестиваля South by Southwest 13 марта 2011 года.

Описание сюжетной линии

Сюжет фильма «Разделитель» разворачивается в подвале многоэтажного здания города Нью-Йорка. Он становится спасательным бункером для группы персонажей после ядерного удара по мегаполису. Прилетевшие ракеты отражаются в глазах одной из героинь картины в первом же эпизоде. После начала атаки в подвал успевают забежать восемь героев. Бункер был подготовлен к такому развитию событий пожарным-спасателем Микки. Мужчина, соответственно, объявляет себя главным и устанавливает правила, выделяет каждому комнату, занимается распределением воды и продовольствия. Всем несчастным категорически запрещается входить в его комнату, увешанную фотографиями со службы. В дальнейшем атмосфера накаляется до предела, срывая маски и обнажая все пороки персонажей.

Режиссер не изменяет своим привычкам: если в «Границе» злодеями выступают нацисты-каннибалы, то в кино 2011 года на несчастных обитателей бункера будут охотиться военные-азиаты, предположительно из Северной Кореи.

Вызов публике

Серая, беспросветная (в буквальном смысле – цветовая гамма фильма намеренно сведена к нулю), предельно пессимистичная картина предлагает зрителю не строить иллюзий. Ксавье Жанс акцентирует внимание на том, что в безнадежных обстоятельствах человеческие нормы морали, законы цивилизации не значат ничего. Человек превращается в животное и для того, чтобы выжить, ничего и никого не стесняется.

Как подчеркивают авторы отзывов, в фильме «Разделитель» эта мысль выражена настолько доходчиво, что лента, которая сразу задумывалась не как развлекательное кино, в широком прокате ожидаемо провалилась. При начальном бюджете в 3 000 000 $ прокатные сборы не достигли 100 тысяч.

Не ищущий компромиссов с традиционными пристрастиями публики и жанровыми тенденциями постановщик не оставил в бункере ни одного персонажа, не подверженного моральной деградации. С этим зрительской аудитории, нуждающейся в положительном герое для сопереживания, было крайне тяжело смириться. Поэтому зрительские отзывы о фильме «Разделитель» довольно негативные. Рейтинг ленты по версии IMDb: 5.80.

Критика

От кинокритиков фильм «Разделитель» (2011) отзывы получил не менее отрицательные. Зарубежные эксперты кино буквально забросали ленту камнями. На агрегаторе Rotten Tomatoes картина имеет рейтинг 25 %: он составлен на основании 53 рецензий, авторы которых выставили проекту 4 балла из 10 возможных. На Metacritic работа Ксавье Жанса получила 28 баллов из 100 возможных на основе 17 рецензий критиков, а это соответствует статусу «в целом неблагоприятные отзывы».

Справедливости ради стоит упомянуть, что есть рецензенты, считающие, что подобные проекты необходимы, так как они спускают зрителя с небес на землю. Просто чтоб публика не забывала, из чего состоит человек. Но вряд ли можно отыскать киномана, посмотревшего «Разделителя» дважды.

Ожидание и реальность

В большинстве отзывов о фильме «Разделитель» авторы заявляли, что пошли в кинотеатр заинтригованные трейлером, представляющим собой нарезку джампскейров и пугающих образов. Хотя в работе Жанса хватает резких движений и жутковатых ситуаций, маслянистого саспенса, все эти хоррор-элементы похожи на откуп перед фанатами жанра. По-настоящему режиссеру интересна лишь история деградации персонажей, он не стесняется вытаскивать эмоциональные переживания героев по любому случаю. Все оттенки их внутреннего состояния как на ладони: отрицание, гнев, скепсис, страх, сомнения, паника… В этом плане киноведы зачастую сравнивают картину с фильмом «Слепота» Фернанду Мейреллиша. При этом финал основной сюжетной линии динамичен и драматичен. Выжившая героиня, бросившая погибать близких, выходит на поверхность и видит руины города и небо, закрытое слоем пепла.

На перспективу

Кстати, подобную авторскую интерпретацию, в которой переживания героев выходят на первый план, затмив сюжетную канву, Ксавье Жанс продемонстрирует в своей следующей работе, тоже в жанре хоррор, «Заклятье. Наши дни». Ничего общего с культовым фильмом ужасов Джеймса Вана данный проект не имеет. Это привычная для поклонников жанра история об изгнании демона, перенесенная Жансом в антураж православной церкви, разворачивающаяся в декорациях румынской деревни.

Комментарии