Теории Выготского. Лев Семенович Выготский: вклад в развитие отечественной психологии
Лев Семенович Выготский был одним из основоположников современной психологии. Его исследования привели к появлению крупнейшей психологической школы в Советском Союзе. Его наследие много раз переосмысливалось, было забыто и открыто заново. До сих пор споры о теориях Выготского ведутся на международном уровне.
Ранние годы
Лев Семенович Выготский (настоящее имя - Лев Симхович Выгодский) родился в 1896 году в белорусском городе Орше, где семья его родителей была вынуждена жить за чертой оседлости. Вскоре они переехали в Гомель Могилевской губернии. В конце XIX века этот город был центром торговли и промышленности.
Родители Выготского ценили образованность, обладали широким кругозором и старались привить своим детям любовь к искусству и науке. Лучшим отдыхом в семействе были чтение и поездки в театр.
Первый учитель юного Льва, Соломон Ашпиз, активист социал-демократической партии, побуждал учеников развивать свободное мышление с помощью сократического диалога. Еще до поступления в гимназию Лев выучил английский, древнееврейский и древнегреческий языки, а позже к ним прибавились латынь, французский, эсперанто и немецкий.
После успешного окончания гимназического обучения Лев Выготский собирался изучать филологию в Московском университете, но получил отказ. В то время евреи не могли свободно выбирать специальность. Тогда Выготский поступил на медицинский. А после перевелся на юридический факультет. Помимо этого он посещал лекции по психологии и философии у Г. Шпета и П. Блонского в Народном университете, а после 1917 года и вовсе перевелся туда.
Научные труды
Еще будучи студентом, Выготский начал публиковаться в журналах со статьями о литературе и еврейской культуре. Его много печатали в журналах "Новая жизнь", "Новый путь" и в горьковской "Летописи". Психолог уделял большое внимание проблеме антисемитизма в русской литературе.
После революции Выготский оставил юридическую карьеру. Он сотрудничал с гомельскими газетами и журналами, писал театральные рецензии. Лев Семенович преподавал в школах и техникумах логику, литературу, читал лекции по психологии. Опыт работы в учебных заведениях стал для ученого серьезным толчком. Который сподвиг его к решения развить психологические теории в педагогике.
Давний интерес к культуре подтолкнул к созданию одной из самых значительных работ. Речь идет о книге Выготского "Психология искусства". Она писалась в качестве диссертации и впервые была опубликована только в 1965 году.
Другая основополагающая работа называлась "Педагогическая психология". Автор анализировал собственный опыт преподавания и развивал на его основе свои научные теории. В более поздних трудах "Мышление и речь" и "Учения об эмоциях" эти идеи находят свое продолжение.
Среди наследия Л. С. Выготского - книги, монографии, научные статьи. Он успел опубликовать множество сочинений, которые начали попадать под запрет советской власти его при его жизни. После смерти ученого его труды изъяли из библиотек и объявили вне закона.
Теории Выготского обрели новую жизнь только в конце пятидесятых годов. А после публикаций книг за рубежом к ученому пришла мировая известность. До сих пор его научные концепции вызывают восхищение и споры среди коллег.
Культурно-историческая теория. Суть
Основная психологическая теория Выготского начала складываться с его ранних публикаций в журналах и приобрела законченную форму в 30-х годах. Ученый настаивал на том, чтобы рассматривать социальную среду, в которой находится ребенок, как главный фактор в развитии личности.
Лев Семенович считал, что причина кризиса современной ему психологии состояла в том, что исследователи рассматривали только примитивную сторону человеческого сознания, при этом игнорируя высшие функции. Он различал два уровня поведения:
- натуральный, непроизвольный, сформировавшийся путем эволюции биологических процессов;
- культурный, основанный на историческом развитии человеческого общества, управляемый.
Выготский считал, что сознание имеет социокультурную, знаковую природу. Знаки формируются обществом в историческом контексте и влияют на перестройку психической деятельности ребенка. Ученый утверждал, что речь - важнейший фактор психологического развития. Она объединяет физический, культурный, коммуникативный и смысловой уровни сознания.
Высшие психологические функции при помощи знаков (в основном, речи) перенимаются извне и только потом становятся частью внутреннего мира человека. Выготский вывел понятие социальной ситуации развития. Оно может быть ступенчатым, эволюционным или кризисным.
Знаки и мышление
Под термином "знак" Лев Семенович Выготский понимал условный символ, несущий определенное значение. Слово можно считать универсальным знаком, изменяющим, формирующим сознание субъекта, его освоившего.
Речь несет информацию социокультурной среды, в которой растет ребенок. С ее помощью формируются такие важные функции сознания как логическое мышление, воля, творческое воображение.
Психология педагогики
Большая часть работ Льва Семеновича Выготского посвящена изучению психологических закономерностей человеческого развития, которые возникают в процессе воспитания и обучения. Для обозначения этой области знаний используется также термин "педология".
Под обучением в психологии понимается развитие способностей человека, передача навыков и знаний. Под воспитанием - работа с личностью, поведением. Это область чувств и взаимоотношений между людьми. Педагогическая психология имеет тесную связь с социологией и физиологией.
Развивающее обучение
Выготский впервые в российской психологии начал изучать соотношение обучения и развития человека. Под термином "развитие" он понимал постепенные изменения в физиологии, поведении и мышлении ребенка. Они происходят со временем под воздействием окружающей среды и естественных процессов в организме.
Изменения происходят в нескольких областях:
- Физической - изменения в строении мозга, внутренних органов, двигательных и сенсорных навыков.
- Когнитивной - в психических процессах, умственных способностях, воображении, речи, памяти.
- Психосоциальной - в поведении личности и эмоциях.
Эти области развиваются одновременно и связаны между собой. Появляется необходимость в составлении примерного графика появления конкретных форм поведения у детей. Лев Семенович Выготский разрабатывал учение о возрасте как центральной проблемы и теоретической психологии. А также педагогической практики.
В последующие годы советскими учеными В. Давыдовым, П. Гальпериным, М. Еникеевым и другими на основе теорий Л. С. Выготского о психологии развития ребенка была разработана концепция развивающего обучения. То есть труды ученого были продолжены его последователями.
Законы возрастного развития
Л. С. Выгодский в психологии развития ребенка сформулировал несколько общих положений:
- Возрастное развитие имеет сложную организацию, собственный ритм, которые меняется в различные периоды жизни;
- Развитие - последовательность качественных изменений;
- Психика развивается неравномерно, у каждой ее стороны есть свой период изменений;
- Высшие психические функции являются коллективными формами поведения и только потом становятся индивидуальными функциями человека.
Уровни
В теории возрастного развития Выготский выделял два важных уровня. Рассмотрим их:
- Зона актуального развития. Это уровень доступной подготовленности ребенка, те задачи, которые он способен выполнить без помощи со стороны взрослых.
- Зона ближайшего развития. Она включает в себя задачи, которые ребенок не может решить сам, только при помощи взрослого. Однако, благодаря взаимодействию с другими людьми, ребенок приобретает необходимый опыт и впоследствии становится способным выполнять такие же действия самостоятельно.
По мнению Выготского, обучение должно всегда идти впереди развития. Оно должно опираться на уже пройденные возрастные этапы и ориентироваться на функции, которые еще не до конца сформировались, потенциальные возможности ребенка.
Важнейший фактор развития ребенка - это сотрудничество со взрослым. При этом обучение происходит не только в школе, но и в повседневной жизни, и в семье.
Личностно-деятельный подход
Лев Семенович Выготский считал, что человеческая личность формируется в процессе сложного взаимодействия со средой. Не существует немотивированной деятельности. Ее мотив происходит из определенной потребности. Психическое развитие индивида направлено на формирование внутренних действий, направленных на достижение сознательных целей.
Теория личности Выготского ставит в центр процесса обучения самого учащегося, его цели, мотивы, индивидуальные психологические особенности. Учитель определяет направление и методы обучения, исходя из интересов и перспектив ребенка.
Влияние на развитие науки
В мировой психологии теория Выготского о культурно-историческом развитии личности приобрела популярность в 70-х годах, когда книги ученого начали издаваться на Западе. Появилось множество трудов, посвященных осмыслению и развитию его идей.
Американские и европейские психологи применяют находки Выготского для разработки методик изучения иностранных языков и даже исследования современных компьютерных технологий. В контексте культурно-исторической теории рассматриваются возможности новых форм обучения: дистанционного и электронного. Ученые Д. Париси и М. Миролли предложили использовать достижения советского психолога для придания роботам более "человечных" черт.
В России теории Выготского развивали и переосмысляли ученики и последователи. Среди них выдающиеся ученые П. Гальперин, А. Леонтьев, В. Давыдов, А. Лурия, Л. Божович, А. Запорожец, Д. Эльконин.
В 2007 году издательство Кембриджского университета опубликовало крупное исследование работ Л. С. Выготского. В его создании принимали участие ученые из десяти стран мира, включая Россию.