Трифон Вятский: житие, добрые дела, подвижничество и основание монастыря

Далекие от церкви люди зачастую бывают уверены в том, что большинство православных святых, почитаемых на Руси, связаны с Византией и Римской империей, к примеру, раннехристианские мученики. Между тем в славянских землях не так мало и своих «родных» небесных заступников. Одним из них и является Трифон — вятский чудотворец и основатель иноческой обители в этом городе.

Кем был этот человек?

Святыми люди не рождаются, ими становятся в течение всей своей жизни, являя ею пример другим, неустанно служа Господу и совершая благие дела с кротостью и смирением, не ища за них мирского признания и наград.

Таким человеком и был Трифон Вятский. Биография его, с одной стороны, полна неясностями, относящимися к периодам странствий, с другой же – о святом известно достаточно многое.

По происхождению Трифон являлся крестьянином, а по призванию – служителем Божиим. Посвятить жизнь Господу этот человек решил в ранней юности. Однако поступил он весьма своеобразно. Вместо того чтобы прийти послушником в ближайшую монастырскую обитель, будущий святой отправился в первое странствие. Подобных путешествий в его жизни было немало, поэтому можно утверждать, что был он странником Божиим.

Во время одного из таких путешествий и произошло чудо, считающееся первым, поскольку оно было зафиксировано. По молитве Трифона случилось исцеление ребенка. Вполне вероятно, что этот случай не был первым, но упоминаний о более ранних чудесах не сохранилось. Соответственно в жизни своей Трифон был не только странником Божиим, подвижником или же блаженным, но и чудотворцем.

Когда он родился? Когда скончался?

Родился будущий святой в 1546 году, упоминаний о дне и месяце не сохранилось. Родители его принадлежали к крестьянскому сословию и были весьма зажиточны и очень набожны. Отца Трифона звали Дмитрием Подвизаевым, являлся он человеком кроткого нрава, отличался богобоязненностью и слабым здоровьем. Сведений о матери не сохранилось, что и неудивительно, ведь в XVI столетии уклад жизни регламентировался Домостроем.

Будущий святой был младшим ребенком в семье. Крестили его именем Трофим. Трифоном его нарекли при пострижении. Иночество этот человек принял в двадцать два года.

Скончался чудотворец вятский Трифон в 1612 году, в октябре, в городе Хлынов, в основанном им же Успенском монастыре.

Подвижничество и первые чудеса

Странствия свои Трифон начал в ранней юности. Ходил он между селами, городами и деревнями пешком. Первого духовника, наставника своего будущий святой повстречал в Великом Устюге. Разумеется, этот человек был священником, а звали его – отец Иоанн. Других сведений о нем не сохранилось. Будучи благословлен отцом Иоанном, Трифон остается на некоторое время в Шомоксе, небольшой волости вблизи Великого Устюга. Здесь он трудится и ведет простую, крестьянскую жизнь.

Пробыв в Шомоксе некоторое время, будущий святой вновь отправляется в путь. Во время странствия он посещает Пермь, а после приходит в небольшой город на берегу Камы. Назывался он в то время – Орлов-городок. Сейчас это поселок Орел, находящийся, разумеется, в Пермском крае, в Усольском районе. Здесь будущий святой живет на церковной паперти и большую часть времени проводит, ходя по улицам.

Во время одной из таких прогулок происходит с Трифоном знаменательный случай. Над ним шутят дворовые люди Строгановых. Шутка заключается в том, что будущего святого сбрасывают с обрыва в сугробы. Однако к дворовым людям быстро приходит раскаяние, они откапывают странника из снега и поражаются отсутствию в нем даже тени досады или злости. Конечно же, о так впечатлившем их случае шутники рассказывают домочадцам, и о событии становится известно хозяину, Якову Строганову.

Он был человеком суеверным и богобоязненным. Узнав о поведении своих слуг, Строганов на следующий же день пришел на церковную паперть, отыскал Трифона и испросил у него прощения. Сообщил он и о тяжкой болезни своего единственного сына. Будущий святой и чудотворец вятский Трифон помолился о ребенке, и Господь даровал наследнику Строганова исцеление. Это и стало первым чудом, сведения о котором дошли до настоящего времени.

Отправившись дальше странствовать, Трифон приходит в село Никольское, находящееся на берегу реки Виледь. Здесь происходит второе чудо исцеления. К будущему святому обращается супруга приказчика Максима Федорова, Ульяна, с просьбой умолить Господа об исцелении ее двухлетнего сына. Целую ночь молился чудотворец вятский Трифон и чудо произошло. Пребывавший на краю гибели малыш проснулся здоровым.

После этого чуда будущий святой оставляет подвижничество, поскольку слава мирская тяготит его. Он приходит в село Пыскор, находящееся в том же Пермском крае и обращается к настоятелю местного монастыря, Варлааму. Отец Варлаам, конечно же, не отказывает подвижнику и постригает его в иноки, нарекая Трифоном.

Житие в Пыскорской обители и чудесные явления

В Пыскорской обители будущий святой и покровитель вятский Трифон усердно трудится, бодрствует ночами, проводя их в молениях, и удивляет братию кротостью и величайшим смирением душевным. Все работы монастырские выполнял он с радостью, без лени и ропота.

Помимо забот о благе обители, будущий святой неустанно истязал плоть свою. Спал он мало и на голой земле. Постился без устали, никогда не нарушал келейного правила, а в летние дни выходил раздетым на подворье и отдавал плоть свою мошкаре, оводам и комарам. Целые ночи выстаивал среди туч насекомых Трифон, молясь Господу.

Вскорости будущий святой тяжело заболел. Пролежал он сорок дней, после чего было Трифону явлено два видения – Ангела, Господом посланного, и святого Николая Чудотворца. Николай Угодник, явившись к иноку, исцелил его.

После выздоровления, дарованного Богом через Великого Чудотворца Николая Мирликийского, служение Трифона стало еще более усердным. И так случилось, что в монастырь стали приходить люди, изнемогающие от болезней. Немало исцелений произошло по молитве Трифона как детей, так и взрослых, являющихся бесноватыми.

Слава мирская Трифона была чрезвычайно велика. Конечно же, это обстоятельство пробуждало зависть и иные, темные качества, среди остальных иноков. Это тяготило будущего святого. В один из дней, помолившись Господу, он покинул обитель, не имея ничего с собой.

Отшельничество и обращение язычников в веру Христову

Идя вдоль Камы, Трифон нашел старенькую брошенную лодку. Сел в нее и поплыл по течению. Неподалеку от устья реки Мулянки услышал Трифон Глас, указавший ему место на берегу. Было на той поляне древнее остяцкое капище, языческое святилище, в котором приносились жертвы идолам. Вблизи него и поселился отшельником Трифон.

Старейшина остяцкой общины, которого звали Зевендук, направил к отшельнику около семидесяти вооруженных человек. Трифон проповедовал им веру Христову и разъяснял об их идолах. Люди покинули отшельника в смятении и, разумеется, поведали обо всем местному князю, звали которого Амбал. Тот изъявил желание воочию увидеть отшельника и послушать его.

Однако события не стали развиваться мирно. Отшельника навестил купец Сухоятин, ведший торговые дела с местными языческими племенами. Он оставил Трифону топор и, вероятно, еще какие-то нужные для жизни вещи. Отшельник же решился использовать их для уничтожения капища и всех даров языческим идолам, в чем и преуспел. Узнав об этом, Амбал и его люди пришли к Трифону и поразились тому, как смог этот человек уничтожить древнее их святилище, не пострадав при этом.

Хотя сам Амбал не поносил святого и не гневался на него, многие остяки пылали жаждой мести. Как раз в это время на их земли пошли войной племена черемисов. Очень боялись их остяки, и особенно велик был страх их из-за уверенности в том, что отшельник укажет врагам на нахождение жилищ. Но когда пошли они убивать Трифона, то не смогли найти его хижины-кельи. Сам же святой в это время молился в ней, не прячась от своей участи.

Чудо это послужило толчком к тому, что остяки приняли веру Христову. Новообращенные часто приходили к отшельнику, слушали его проповеди и несли ему дары – мед, пищу, меха и многое другое. Вновь настигла Трифона мирская слава. Через некоторое время покинул он свою келью и вернулся в Пырскую обитель.

Основание Успенского монастыря и канонизация Трифона

Возвратившись в Пырский монастырь, будущий святой Трифон Вятский вел жизнь простую. Хотя молва и разнесла весть о возвращении в стены обители чудотворца, Трифон не покидал своей кельи, за исключением тех моментов, когда это было необходимо, проводил дни и ночи в молитвах и постижении Священного Писания.

Вскорости Трифон вновь покинул обитель и уединился на землях Строгановых, на горе близ реки Чусовая. Однако люди и сюда приходили бесконечным потоком и далеко не все из них действительно испытывали нужду в помощи. Прожил в этих землях будущий святой девять лет, а покинул их по просьбе Григория Строганова.

Уйдя из владений Строгановых, Трифон направился к своему духовному наставнику, отцу Варлааму. Поделился с ним мыслями о том, что нет в землях Вятских ни одной обители. Получив от Варлаама благословение на основание монастыря, будущий святой отправился в дальний путь, в котором было ему видение места, где и следовало выстроить обитель.

24 марта 1580 года митрополит благословил основание монастыря и положил Трифона в сан священника. А 12 июня того же года особую грамоту на обустройство обители дал царь Иоанн Васильевич, добавив к ней колокола и богослужебные книги.

Само строительство же шло со значительными препонами до того момента, пока одному из местных крестьян не было явлено во сне видение Божьей Матери, указавшей место для храма. Таким образом была заложена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, и дела по обустройству новой обители тут же пошли на лад. Вскоре небольшой монастырь стал тесен и его расширили, заложив большой храм Успения Божией Матери. В наше время эта церковь является Успенским Кафедральным собором Трифонова монастыря и в ней покоятся мощи вятского святого.

Канонизирован же чудотворец вятский был решением Священного Синода только в 1903 году, в лике преподобного. Днем его памяти является 21 октября по григорианскому стилю. Почитаем преподобный Трифон Вятский по всей Руси. Но особенной любовью и уважением пользуется этот святой у жителей Вятского и Пермского края.

Комментарии