Преподавание истории в школе: методика преподавания, типы и формы уроков

Преподавание истории в школе предназначено для формирования у подрастающего поколения личностных гражданских качеств, подготовки к жизни в социуме, правовой адаптации выпускников в мире. Существенные изменения произошли в последние годы в российском образовании. В настоящее время решение воспитательных, образовательных, развивающих задач в рамках личностно-ориентированного обучения направлено на саморазвитие и самосовершенствование каждой отдельной личности.

Именно поэтому меняется и характер отношений между детьми и педагогом. Постепенный переход от помощи к поддержке и самостоятельной деятельности ребенка привел к тому, что преподавание истории в современной школе существенно изменилось.

Приемы и методы работы

В настоящее время для стимулирования развития познавательного интереса у обучающихся, применяются следующие приемы и методы работы:

  • педагогическая помощь, предполагающая порицание и поощрение, игровую организацию учебной деятельности;

  • поддержка, состоящая в аргументированном выборе содержания учебного занятия, источников, варианта отчетности, режима деятельности, выявления оптимального способа решения поставленной задачи;

  • педагогическое продвижение — это самооценка по схеме, плану, самостоятельная оценка своих достижений, составление схем по определенному событию, подбор занятий для коррекции выявленных проблем.

Преподавание истории в школе предполагает выстраивание учебного процесса так, чтобы в нем было максимальное количество объективной реальности, различных отношений и связей. Благодаря такому варианту обучения, педагог не только ускоряет темп развития каждого ребенка, но и прививает у подрастающего поколения любовь и интерес к своему предмету.

Выстраивание индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика — это задача, решением которой и является показатель истинного профессионализма педагога.

Качественное преподавание истории и обществознания в школе позволяет воспитывать активных граждан своей страны, которые гордятся ее культурным наследием.

Задачи методики

Достичь оптимального обучения можно только на основе управления, организованного на базе использования современных методов и форм преподавания.

Преподавание истории в школе основывается на специальной программе, объектом которой выступают содержание, формы, организация и методы обучения.

Выстраивается процесс обучения на умении организовать творческую деятельность обучающихся так, чтобы сформировать у них интерес к предмету. Сделать это может только педагог, который обладает качественными знаниями по своему предмету.

С помощью методики изучения истории можно ответить на несколько вопросов:

  • зачем учить (определяет развивающие, образовательные, воспитательные цели общества и государства в зависимости от темы, класса и возраста);

  • чему учить (структура и содержание исторического образования указана в ФГОС);

  • как учить (методы, средства, способы организации образовательной деятельности).

Факторы

Преподавание истории в школе основывается на нескольких факторах, каждый из которых заслуживает детального изучения и рассмотрения.

Цели изучения предмета изменялись на различных этапах формирования государства. Преподавание истории в средней в школе связано с эволюцией общества. В частности, в дореволюционной России ставились следующие цели обучения детей истории:

  • формирование гармоничного сознания;

  • усвоение демократических ценностей;

  • развитие гражданских качеств (законопослушание, преданность Родине) и основ патриотизма;

  • формирование интереса к истории как к предмету.

Реалии

В настоящее время линейное преподавание истории в школе связано со следующими целями:

  • овладение школьниками основных знаний об историческом пути человечества с древних времен и до современности;

  • формирование навыков анализа явлений и событий реальности на основе исторической информации;

  • становление ценностных ориентиров и убеждений школьников на базе гуманизма, исторического опыта, патриотизма;

  • развитие уважения и интереса к культуре и истории своего народа.

Линейная система преподавания истории в школе — это новая образовательная концепция, позволяющая воспитывать человека-патриота, уважающего общечеловеческие и национальные ценности, ориентированного на бережное отношение к окружающей природе.

Отбор содержания обучения истории в РФ

Изменение содержания обучения связано с развитием исторической науки. Методика позволяет отбирать главные факты, основные события, явления всеобщей и отечественной истории, обобщения и теоретические определения.

Выбранное содержание оформляется в качестве Госстандарта, вписывается в учебники, пособия, справочники. Именно этот материал и усваивается обучающимися путем проведения методической работы, предполагающей не только урочную деятельность, но и внеклассные мероприятия.

Методы работы

Для реализации требований ФГОС по учебной дисциплине «История», педагоги используют определенные методы работы:

  • наглядные;

  • словесные;

  • практические;

  • печатно-рукописные (при ознакомлении с историческими текстами).

При правильно продуманной методической организации обучающего и развивающего процесса у подрастающего поколения россиян формируется правильное представление о конкретных исторических событиях, отрабатываются познавательные умения. Ребята учатся отстаивать свою точку зрения на основе исторических фактов.

С методами связаны и формы обучения (групповая, индивидуальная, фронтальная), типы учебных занятий (новый материал, закрепление ЗУН, комбинированный, систематизации и контроля). Средствами учебной работы считают все материалы, которые способствуют организации процесса: рабочие тетради, учебники, исторические фильмы, карты.

Подведем итоги

Результаты обучения свидетельствуют о том, в каком объеме педагогом реализованы цели. Методика обучения истории взаимосвязана с иными науками, в частности, с географией, биологией, философией. К сожалению, современные реалии таковы, что далеко не все учителя истории и обществознания работают на основе конкретных методик, ответственно подходят к своей профессиональной деятельности.

Многие из них «однобоко» относятся к рассмотрению исторических событий, что негативно отражается на восприятии исторической информации подрастающим поколением. Именно поэтому в настоящее время пристальное внимание уделяется именно предмету «История», разрабатывается новое содержание учебника для общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений. Единство теоретического материала, общие методические приемы - все это должно повысить познавательный интерес к предмету у современных школьников.

Комментарии