Виды государственной службы
Виды государственной службы обусловлены специализацией, которую определяют цели, уровень и функции соответствующих органов. Под этим понятием понимается особая профессиональная работа, направленная на обеспечение предоставленных законом полномочий аппарату власти.
Различные виды государственной службы возникли в связи с устройством РФ, имеющим федеративный характер. На эти разграничения повлияло также разделение властей и особенности различных секторов и сфер, относящихся к исполнительному аппарату.
По принципам федерализма различают следующие виды государственной службы РФ:
- служба субъектов государства, которые находятся в его ведении;
- федеральная.
Совместным ведением государства и его субъектов являются только кадры, относящиеся к правоохранительным и судебным органам.
Также подразделяют виды государственной службы на:
- гражданскую;
- общеадминистративную;
- специализированную;
- правоохранительную;
- военную;
- войсковую;
- военизированную.
Госслужба обладает многоцелевым функциональным характером. Ее основной задачей является обеспечение исполнения всех полномочий, которые возложены на аппарат управления обществом. Именно это многообразие функций диктует специализацию и дифференциацию профессиональной служебной деятельности государственных органов. Глубокое понимание структуры этого механизма способствует решению проблемы модернизации и совершенствования работы всех его подразделений с целью повышения эффективности их функционирования.
Виды государственной службы, которые классифицируются в зависимости от типа власти, можно разделить на несколько категорий. К ним относят:
- парламентскую службу;
- работу исполнительных органов (правительственную);
- судебную деятельность.
Различные элементы структуры государственной службы обладают специфическими особенностями и функциональными возможностями, которые зависят от предмета деятельности и компетенции соответствующего аппарата власти.
К управленческим или общеадминистративным органам относят:
- службу Президента и его Администрации;
- парламентские органы;
- правительственную службу;
- исполнительные органы.
Вид государственной службы, являющийся специализированным, решает задачи по реализации особых полномочий. Они предоставляются служащим со специфической профессиональной подготовкой. Как правило, их целью является регулирование определенной однородной деятельности. Служба в специализированных государственных подразделениях относится к гражданскому виду. Деятельность таких госорганов основана на правовых актах, которые издаются для их функционирования. К ним можно отнести:
- дипломатическую службу;
- налоговые органы;
- правозащитный аппарат;
- службу контроля и надзора;
- финансово-кредитные госорганы;
- гражданскую службу, являющуюся альтернативной;
- избирательные комиссии.
Понятие и виды государственной службы со специальными компетенциями и функциями включают в себя также органы, которые решают правоохранительные задачи. Их деятельность основана на применении мер воздействия юридического характера, которые соответствуют действующему законодательству. Такая служба осуществляется в органах:
- суда;
- прокуратуры;
- налоговой полиции;
- внутренних дел;
- таможни;
- юстиции;
- нотариальной службы.
По своей специфике к правоохранительной службе тесно примыкает военная. Это особый вид, отличающийся от гражданской рядом особенностей:
- условиями труда, сопряженными с риском;
- специфическими профессиональными особенностями;
- должностными обязанностями, в основе которых – защита здоровья и жизни граждан, а также обеспечение их безопасности;
- наличие дисциплинарного устава;
- особыми условиями приема на службу и порядком ее прохождения.