Социальная ситуация: понятие, основные характеристики и история возникновения
Что такое социальная ситуация? Если на вопрос ответит хотя бы два человека из десяти это уже будет успех. Но к сожалению, в большинстве своем люди далеки от социологии. Предлагаем восполнить пробелы в знаниях! И выяснить не только понятие социальной ситуации, но и ее виды.
Терминология
Что же вкладывается в это понятие? Социальной ситуацией называют комплекс положений, обстоятельств и обстановки. При этом обстоятельством считается такое условие, которое определяет положение существования чего-либо.
Термин считается одним из самых важных понятий социальной психологии. Ситуацию можно рассматривать по-разному, например, как что-то, созданное человеком в процессе взаимодействия с окружающими. К ней так же можно отнестись, как к ситуации, которая существует автономно от участников или участника.
Как вы уже поняли, специалисты придерживаются разных точек зрения, поэтому стоит рассмотреть каждую.
Символический интеракционизм
В чем же суть? Приверженцы этой теории считают "обстановку" сценарием, который просто ждет своих актеров. Они обращают внимание на то, что со стороны можно наблюдать лишь за актерским восприятием социальной ситуации, то есть она имеет последствия для опыта и поведения. Также последователи считают, что практически все определения "обстановки" происходят через процесс общения. Специалисты считают, что участники контактируют между собой для того, чтобы сохранить взаимное понимание обстоятельств, которые сопровождающих их взаимодействие. То есть люди стремятся помогать друг другу в правильной идентификации собственной личности и уменьшать возникающие неудобства.
Чтобы было яснее, приведем наглядный пример: каждый человек ежедневно оказывается в какой-то "обстановке", необязательно это социальная чрезвычайная ситуация. Чаще имеется в виду работа или тусовка, словом, привычные действия. Естественно, что человек своим поведением старается соответствовать ситуации, при этом наблюдатели могут посчитать такую форму поведения противоречащей. Можно проанализировать поведение людей на нудистском пляже. Пример не относится к чрезвычайной социальной ситуации, скорее, к обычной жизненной. Итак, человек, который не является участником "обстановки", посчитает обнажение явно сексуальным, в то время как сами участники стараются нивелировать любые намеки на секс.
Таким образом, мнение, что ситуация — это то, что есть лишь в голове имеет место. То есть человек относится к происходящему сообразно своему мироощущению и устоям.
Независимая ситуация. Особенности
Примеров социальных ситуаций довольно много: одни говорят в пользу первой теории, а вот другие подтверждают правоту второй. В чем же заключается вторая теория? Ее сторонники считают, что ситуация существует автономно и не зависит от людей, которые в ней задействованы. Получается, что никто из людей не создает самостоятельно ситуации обучения, тренировки, продажи и прочего. По этой причине каждая из ситуаций имеет влияние на поведение людей, взаимодействующих друг с другом. Проще говоря, то как люди выражают свои чувства, устанавливают физический контакт, показывают эмоции, зависит от того, в какой ситуации человек оказался.
Некоторые специалисты утверждают, что повседневные ситуации имеют немалое количество черт, которые определяют сами по себе мысли людей, их поведение. Если так рассуждать, то субъективная природа для определения ситуации не подходит. А вот для того чтобы изучить объективную природу, придется немало потрудиться. Связано это, прежде всего, с тем, что классифицировать все "обстановки" попросту невозможно, ведь их огромное множество. Можно привести примеры социальных ситуаций по месту действия: на работе, дома, на отдыхе и так далее. Конечно, можно попытаться систематизировать их с типом отношений, как то: интимные, формальные, партнерские, конкурентные, но и здесь не все гладко. Рано или поздно может оказаться, что ситуация не подходит ни под одну категорию. Опять же разные индивиды не всегда могут оценить ситуацию одинаково. Например, одна и та же игра у любителя и профессионала вызовет разную оценку.
Специалисты попытались использовать и третий подход — характеристики восприятия. Что это значит? Ситуации делились по типу сложная-простая, невключенность-включенность, пассивность проявляется или активность, неприятная ситуация или приятная и так далее. Но опять же нельзя сказать, что такой способ помог на 100%. Все-таки невозможно классифицировать все на свете, нужно оставлять место для чего-то нового.
Факторы взаимодействия
Когда ученые Оксфордского университета занимались изучением видов социальных ситуаций, они выделили несколько факторов взаимодействия, которые помогают определить "обстановку":
- Правила.
- Цели.
- Роли.
- Последовательность поведенческих актов. Примером послужит смена ролей слушающего и говорящего.
- Элементарные действия. Речь идет о невербальных и вербальных формах участия в содействии.
- Физическая среда. Ее элементами считаются границы ситуации. Это может быть улица, какое-либо закрытое помещение, площадь и прочее. Сюда же относятся физические качества среды, которые воздействуют на органы чувств (запахи, шум или цвет), пространственные условия, например, расстояние между кем-то или чем-то и реквизит (парты в школе или доска).
- Концепты-знания. Что это такое? То есть должны быть определенные категории, которые обеспечивают понимание любого вида социальной ситуации. Сюда относятся знания правил игры, обозначения фигур, узких терминов. Если брать изучаемый термин, то в нем такими концептами считаются представления о социальной структуре, о людях, об объектах, которые включены во взаимодействие, и элементах того самого взаимодействия.
- Речь и язык. Это касается определенных оборотов речи, словаря и интонаций, которые используют участники ситуации.
- Навыки и трудности. Что это значит? Под этим пунктом специалисты понимают все препятствия для контактирования, а также навыки, которые помогают их преодолеть.
Важно понимать, что ученые соединили вместе объективные и субъективные аспекты ситуаций.
Исследователи также считают наиболее важными цели. Поговорим подробнее.
Цели
Выше уже было отмечено, что цели занимают ключевое положение. Так происходит потому, что они рассматриваются в качестве независимых переменных. Получается, что другие параметры зависят именно от целей.
Кроме них, есть и другие значимые факторы, правда, они имеют меньшее значение. К этим факторам относится эмоциональная атмосфера, правила, умение преодолевать трудности на своем пути. Ярким примером является встреча друзей через много лет, общение научного руководителя и студента по поводу дипломной работы будет отличаться, в первую очередь, этими параметрами, а потом уже добавится разный стиль общения и прочее.
Особенности "обстановки"
К характеристикам социальной ситуации, которые воздействуют на поведение человека, можно отнести следующее:
- Незнакомая-знакомая.
- Ориентированная на общение-ориентированная на выполнение чего-либо.
- Неформальная-формальная.
- Глубокая включенность или поверхностная. Кстати, к глубокой относят в том числе и интимную включенность.
На основе этих самых характеристик и выделяются определенные типы ситуаций:
- Личностные контакты с родственниками и близкими друзьями.
- Официальные мероприятия.
- Случайные редкие встречи со знакомыми.
- Формальные контакты на работе и, например, в магазинах.
- Переговоры и конфликт.
- Несимметричные контакты, которые связаны с социальными навыками. Примером служит руководство, обучение, интервьюирование.
- Групповая дискуссия.
Примечательно, что такая классификация не является единственной. Социальная ситуация в странах может иметь разную типологию. Кстати, самой известной классификацией видов считается работа Эрика Берна. Она основывается на потребности структурирования времени. Берн предлагает шесть способов этого самого структурирования, которые делит на два пограничных случая и четыре основных.
Рассмотрим подробнее.
Классификация Берна
Его деление таково:
- Пограничный случай. Основной его особенностью является замкнутость. То есть человек психологически не дает какого-либо контакта, он погружен в собственные мысли. Подобное поведение воспринимается как норма лишь в том случае, если оно не стало привычкой.
- Повторяющиеся, привычные действия и ритуалы. Социальная ситуация и трудная жизненная ситуация невозможны без этого. Речь идет о действиях, носящих как формальный, так и неформальный характер. К первым можно отнести деловой этикет, а ко второй — приветствие, благодарность и прочее. Ритуалы нужны для того, чтобы поддерживать общение при этом не сближаясь.
- Времяпрепровождение. Речь идет о полуритуальных разговорах о проблемах и каких-то жизненных неурядицах. Такое общение носит повторяющийся характер, хотя его и трудно назвать предсказуемым. За разговорами проводят время на вечеринке, как правило, незнакомые люди или чтобы скоротать часы во время ожидания начала чего-то. Времяпровождение считается социально запрограммированным, ведь разговоры в это время допускаются только на некоторые темы. Целью такого общения является не только поддержание приятельских отношений, но и заведение новых знакомств и даже связей.
- Совместная деятельность. Речь идет о тех ситуациях, когда люди контактируют на работе, ведь им нужно хорошо выполнять поставленные задачи.
- Игры. Берн считает, что это самый сложный тип общения. А дело в том, что в игре одна сторона пытается превзойти другую и, соответственно, получить награду. Чтобы было понятнее приведем следующую схему: если человек просит утешения и, получив его, успокаивается, то он добился того, чего хотел. Но в ситуации когда человека утешили, а он обратил это против утешителя, то это называется игрой. Она отличается скрытой мотивацией участников игры. Ученый считает, что все важные контакты протекают в виде игры, которая составляет большую часть общения между людьми. Основной причиной игры является то, что в жизни у людей очень мало возможностей для близости. Например, на Западе искренность и откровенность не в почете, ведь ее можно использовать против человека. Опять же повторяющееся времяпрепровождение рано или поздно надоедает. Чтобы не подвергать себя опасности и избавиться от скуки люди начинают играть. Это и есть ключевое социальное значение игр. Как правило, люди выбирают партнеров и друзей из тех людей, которые играют в те же игры. Если человек начинает играть в другие игры, то из привычного общества его обычно изгоняют. Опять же игры нужны для поддержания душевного здоровья. Когда у людей не будет возможности играть, они впадут в отчаяние. Особенно это видно в семьях, когда один из супругов имеет лучше здоровье, а у второго оно ухудшается из-за отказа от игр. Объясняется это тем, что второй супруг с помощью игры поддерживал собственное психологическое равновесие.
- Вторым пограничным случаем является близость. Именно она становится замыкающим способом структурирования времени. Близостью считается свободное от игр общение, которое основывается на заинтересованности и отсутствии выгоды. Настоящая близость наступает в тот момент, когда скрытые мотивы и социальные схемы перестают быть важными. Человеческая близость является вершиной взаимоотношений между людьми, она приносит такое удовольствие, что даже людям с неустойчивым равновесием более не нужны игры. Прототипом близости можно назвать акт интимных или любовных отношений.
Кроме теорий ученых, есть еще такое понятие, как социальная ситуация развития ребенка. Об этом подробно далее.
Социальная ситуация развития
Что же это такое и почему под вопрос выделяется отдельная тема? Это понятие появилось не так давно и означает условия, в которых происходит поведенческое и психологическое развитие человека. Кстати, это понятие используется как единица измерения динамики развития детей. В чем же суть? Ученые выделяют две составляющей социального развития — переживание и деятельность. Если деятельность малыша наблюдать можно без особых усилий, то план переживаний зачастую не виден даже родителям. Уже давно доказано, что одну ситуацию дети переживают по-разному, даже близнецы. Например, один ребенок никак не отреагирует на конфликт родителей, а другой заработает себе невроз, потому как сам будет переживать. Опять же с возрастом ребенок на одну и ту же ситуацию может реагировать по-разному.
Ситуация развития меняется в начале возрастного периода. Как это следует понимать? Под конец того периода появляются новообразования социальной ситуации развития, среди которых выделяется центральное. Именно оно имеет наибольшее значения для становления другой стадии.
Подобная "обстановка" ставит перед малышом специфические задачи по развитию. Он же должен их разрешить, что и будет воспринято как совершенствование. Любые достижения малыша приводят к противоречию между старой социальной ситуацией развития ребенка и новой. Таким образом ломаются старые возводятся новые отношения с социумом.
Возрастная динамика изменения социальной ситуации дошкольного возраста или любого другого определяется освоением и принятием малышом новой позиции. Формируется новый статус ребенка и перестроение форм сотрудничества. Вызвано это готовностью окружения и психологической готовностью малыша.
Каждый возрастной этап характеризуется направлением выбора какой-то формы ведущей деятельности, позволяющей полнее реализоваться в социальной ситуации ребенка. Например, дошкольники обычно выбирают сюжетные игровые фильмы, младшие школьники — учебные фильмы, но которые имеют акцент на моделировании, подростки отдают предпочтение формам деятельности личностного самоопределения, старшие школьники — рождению зрелости и профессиональному определению. Примечательно, что формы деятельности не должны быть строго привязаны к возрасту. Если, будучи маленьким, ребенок вовлекается в какую-то деятельность, то с процессом развития и становления личности формула переворачивается. То есть малыш перестает вовлекаться в деятельность, а начинает сам выбирать деятельность, с помощью которой он развивается. Как правило, выбор делается исходя из того, какое место ребенок занимает в социальных отношениях. Из-за этого все психологи и призывают родителей помочь малышу найти его.
Вот так и объясняется социальная ситуация развития дошкольного, школьного и прочего возраста ребенка.
Три уровня общения
Так называется еще одна классификация соцситуаций. Три уровня появляются в зависимости от того, насколько человек вовлечен в преобразование отношений. Итак, выделяют уровни:
- Деловой.
- Социально-ролевой.
- Интимно-личностный.
Деловой уровень характерен тем, что людей объединяет совместная деятельность и интересы. Принципом деловых взаимоотношений является поиск средств повышения эффективности работы, рациональность. Важно понимать, что партнеры на этом уровне оцениваются по работоспособности и функциональным качествам. Общение на деловом уровне не предполагает психологического сближения.
Понятие социальной ситуации мы разобрали в самом начале статьи. И теперь с чистой совестью перейдем к дальнейшему разбору уровней. Социально-ролевой уровень очевиден в ситуационной необходимости. Например, люди общаются в транспорте, на улице, в общественных местах, в официальных учреждениях. Чтобы общение на этом уровне проходило хорошо, необходимо знать требования и нормы социальной среды. При этом коммуникация является анонимной и абсолютно неважно происходит ли она между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми.
Интимно-личностный уровень подразумевает психологическую близость в особой форме. В этом случае участники стремятся удовлетворить свои потребности в понимании, сопереживании, сочувствии. Принципом этого уровня является доверительность, эмпатия.
Важно понимать, что для каждого уровня общения будет свойственно разное поведение. Например, социальная ситуация в обществе будет резко отличаться от той, что возникает при деловом общении. И так во всем.
Определение ситуации
Этот момент можно назвать важнейшим, ведь таким образом человек ориентируется в социальной среде. Определение "обстановки" считается самым важным структурообразующим пунктом межличностного взаимодействия. Социально-психологические ситуации любого уровня предполагают взаимодействие людей, которые заранее непохожи друг на друга, но при этом они зависят, ведь по отдельности осуществить намерения не получится. Согласно этой причине, между людьми возникает психологическое напряжение разной силы. Во время общения возникают критические моменты, которые обусловлены выбором цели взаимодействия, превращающие общение в предмет переговоров. В результате таких переговоров формируется своеобразное рабочее соглашение. Получается, что все приведенные выше типажи произрастают из возможности определения типичных ситуаций социального характера, которые возникают во время взаимодействия людей. Другими словами, есть сценарий у таких "обстановок", который известен членам определенной группы. Чтобы межличностная коммуникация проходила успешно, важно умение людей выделять типичные, социальные или стандартные ситуации и конструировать их с помощью действий. То насколько человек понимает уместность своего поведения, говорит о его социальной компетентности.
Межличностное пространство
Когда тип определен, например, это социальная ситуация семей, участники последней начинают выстраивать собственные позиции, которые позволяют достигать целей в конкретных обстоятельствах. Коммуникация станет успешной лишь в том случае, если участники создадут общую действительность.
Итак, что же понимается под межличностным пространством? Оно предполагает:
- Четкое определение временных и пространственных границ ситуации взаимодействия. За пределами этой ситуации позиция считается неуместной.
- Выбор позиции по отношению к другому человеку, проверка на прочность.
- Оформление занятой позиции через невербальные и вербальные средства коммуникации.
Обычно в межличностном пространстве выделяют горизонтальные и вертикальные характеристики. Вертикальная характеристика выражается в представлениях об обоюдном расположении партнеров, то есть пристройка к партнеру с какой-либо стороны.
Горизонтальная же составляющая выражается в использовании межличностных преград, которые стоят на пути сближения между людьми. Это могут быть как предметы типа стола, стула или какие-либо жесты. Ярким примером преграды считаются скрещенные руки, поза нога на ногу, перевод разговора на другие темы и прочее. Преградой также может стать закрытый тип личности у одного из собеседников.
Можно сказать, что то пространство, которое создается во время межличностного взаимодействия, является определяющим фактором получится наладить контакт или нет.
Заключение
Мы разобрали многие социально-психологические ситуации, которые могут встречаться на жизненном пути. Надеемся, теперь тема станет для вас гораздо понятнее. Прежде всего, стоит сказать, что невозможно разделить все ситуации по типам, ведь их очень много. Зато вполне реально знать основы психологии и благодаря этому понимать, как правильно действовать в той или иной ситуации.
Общество будет всегда, и никуда от него не деться, а потому каждый человек должен научиться взаимодействовать с другими людьми. Можно действовать интуитивно и методом ошибок и проб найти свою модель поведения, а можно запастись теоретическими знаниями. В любом случае всегда стоит помнить об уместности в той или иной ситуации. Если человек будет вести себя не так, как принято в конкретной группе, то вряд ли у него получится задержаться среди этих людей.
Безусловно, индивидуальность должна присутствовать и не нужно становиться серой массой, но границы дозволенного тоже должны быть. Помните, человек человеку - друг, а значит, мы должны уметь договариваться между собой. На то нам и дана речь в отличие от животных. Для этого человек и наделен эмпатией. Все в ваших руках.