Перечень вопросов для проведения квалификационного экзамена: порядок, формы и виды, методика

В условиях развития промышленного, коммерческого, производственного и экономического прогресса общество играет роль исполнителей определенных обязанностей на конкретных должностях в конкретных муниципальных службах. Местные и региональные органы самоуправления берут на службу специалистов с профобразованием и опытом работы в конкретном направлении. Естественно, что длительная работа и долгосрочное пребывание в определенном ранге должно поддерживаться пополнением теоретических знаний и практических навыков. Любой сотрудник любого бюджетного учреждения, занимающий должность государственного служащего, должен поддерживать уровень своей компетентности. Именно в этих целях законодательно предусмотрено обязательное проведение квалификационных экзаменов с перечнем вопросов тестового характера, в виде собеседования или же экзаменационных билетов. Но в чем заключается сущность подобной процедуры? Каковы ее формы, разновидности и методики осуществления? Обо всем этом, а также о порядке проведения квалификационного экзамена у государственных и гражданских служащих, стоит узнать поподробнее.

Сущность

Федеральным законом России «О государственной гражданской службе» №79 в части статьи 49 «Квалификационный экзамен» обозначены цели, необходимость и сроки проведения соответствующих проверок среди граждан, занимающих те должности в государственных муниципальных службах, которые требуют строгого и обязательного поддержания уровня компетентности работников. Говоря проще, можно сделать вывод, что это своеобразная целевая проверка, осуществляемая в органах исполнительной власти на разных уровнях с целью выявления соответствия или несоответствия работника занимаемому рангу, а также возможности его перспективного продвижения по карьерной лестнице. Так, по результатам проведения такой проверки сотрудник либо проявляет несоответствие занимаемой должности (проваливает экзамен), либо доказывает свою принадлежность и оправдывает присвоенный ему чин, либо же заявляет о достаточности уровня своей компетенции для присвоения ему другого, более высокого звания и повышения в должности. С этой целью законодательно регламентируется составление определенного перечня вопросов для проведения квалификационного экзамена в тестовом, билетированном или интервьюированном режиме.

Кому необходимо проходить подобного рода проверку? Для того чтобы ответить на этот вопрос, стоит упомянуть, что такие экзамены предназначены для двух видов служащих:

  • Гражданские муниципальные служащие – работники исполнительных органов (субъектов РФ), осуществляющих профессиональную деятельность в рамках обязанностей, предусмотренных законодательством, и получающих денежное вознаграждение (пособие) из бюджета субъекта гражданской госслужбы.
  • Государственные служащие – представители органов исполнительной власти, осуществляющие свою деятельность в рамках обязанностей, предусмотренных федеративным регламентом и получающие денежное вознаграждение (заработную плату) непосредственно из фондов федерального бюджета.

На самом деле, эти понятия очень схожи между собой, поскольку к таким служащим выдвигаются идентичные квалификационные требования, их должности классифицируются по одним и тем же иерархическим ступеням, а начисление оплаты труда и предоставление соцгарантий практически ничем не отличаются.

Однако отличие все же есть: гражданские муниципальные служащие относятся к субъектам (органам власти) РФ, юридически не зависящим от госструктур и неподотчетные им. А госслужащие, в свою очередь, осуществляют свою деятельность на уровне федерального, регионального или местного самоуправления, подчиняясь непосредственно государству. Понятие госслужащих несколько шире, чем понятие гражданских, поскольку оно включает в себя еще и военнослужащих. Для таких сотрудников проведение квалификационного экзамена с перечнем вопросов по соответствующей тематике обязательно к проведению.

Порядок осуществления

Порядок проведения квалификационного экзамена государственных служащих предусматривает осуществление аттестационной комиссией проверки знаний у конкретного служащего (служащих) по их инициативе или по требованию нанимателя. Если сотрудник организации намеревается повысить свой должностной ранг, он подает соответствующее заявление на проведение у него экзамена для подтверждения соответствующего уровня компетенции. И если результат будет положительным – сотруднику присваивают новый чин. Если же инициатива исходит не от сотрудника, или подошли сроки, регламентируемые на законодательно уровне, то наниматель сам инициирует проведение квалификационного экзамена муниципального служащего. При этом стоит упомянуть, что обязательные проверки осуществляются не чаще раза в год, но и не реже раза в три года.

Для проведения экзаменационного действа отбирается контрольная комиссия, в состав которой входят специалисты соответствующей направленности и независимые эксперты. Если этой проверке подлежит компетенция работника, претендующего на должность судьи, в состав комиссии входят судьи общей юрисдикции и судьи арбитражных судов. Если проверяются способности аудитора – в комиссию входят члены аудиторского коллегиума. Если, к примеру, испытанию подвергается нотариус – в состав комиссии должны входить юристы.

Важно: квалификационным проверкам подвергаются только те сотрудники, которые осуществляют свою профессиональную деятельность на бессрочной основе. Если же работник заключил с нанимателем срочный контракт (договор с оговоренными сроками выполнения работы), он не подвергается сдаче квалификационного экзамена.

Формы проведения

Непосредственно сам экзамен проводится по-разному в зависимости от самой формы осуществления проверки знаний и навыков экзаменуемого. Перечень вопросов для проведения квалификационного экзамена варьируется исходя из трех вариантов его реализации:

  • Тестирование – письменная работа сотрудника выполняется им на протяжении срока не более трех часов и подается членам комиссии на проверку.
  • Собеседование – экзаменаторы в лице комиссионной коллегии задают устные вопросы экзаменуемому.
  • Билеты – в задании подается конкретная тема, соответствующая занимаемой (претендуемой) должности, по которой сотрудник должен дать развернутый ответ.

Важно: в качестве проверки выбирается исключительно одна из возможных форм проведения экзамена, друг с другом они не комбинируются.

Разновидности

Классификацией экзаменов по выявлению уровня компетентности государственных муниципальных служащих предусмотрено выделение двух основных видов экзаменов: очередного и внеочередного.

Очередной экзамен осуществляется на основании плана-графика проведения экзаменационных работ, установленного в организациях. Наемник направляет в кадровый отдел распоряжение по отбору тех сотрудников, сроки по которым требуют проведения обязательной проверки.

Внеочередной экзамен инициируется самим сотрудником, который желает проявить свои способности, показать их своему наемнику с целью дальнейшего продвижения вверх по карьерной лестнице и занятия им более высокой по рангу должности.

Методика проведения

Порядок проведения квалификационного экзамена и методика его осуществления зависят также от способа ведения проверочного испытания. Так, в зависимости от должности экзаменуемого лица, ему могут назначить теоретическое или практическое оценивание.

Теоретический экзамен предусматривает проверку у сотрудника конкретных знаний, степени квалификации и уровня компетенции в части тех нормативов, правил и определений, с которыми непосредственно связана его прямая профессиональная деятельность. Это все то же тестирование, собеседование или проведение экзамена посредством перечня экзаменационных билетов.

Практический экзамен предусматривает проверку у работника государственной службы определенных навыков и умений, которые он должен применять в своей трудовой деятельности. В этом случае экзаменуемому подаются практические задачи с элементами ситуативного характера с целью изучения и оценки выхода из сложившегося положения правильным, корректным и профессионально этичным методом.

Профессиональный модуль

Существует отдельная часть испытания, именуемая проведением квалификационного экзамена по профессиональному модулю. Какие особенности отличают этот вид оценивания знаний экзаменуемого?

Проведение квалификационного экзамена по профессиональному модулю отличается тем, что он направлен на проверку знаний у студентов профобразования. В таких случаях совмещаются проверочные задания на теорию и практику. Сюда входит защита курсовой работы, создание индивидуального проекта, предоставление портфолио или прохождение практики.

Важно: для успешного преодоления проверочных работ комплект оценочных средств предоставляется студентам за срок не менее полугодия до предполагаемой даты проведения экзамена. За этот период у них есть возможность разобраться с теоретическим материалом и хорошенько подготовиться к испытаниям.

Перечень вопросов для сотрудников ЖКХ

Стоит отметить, что каждому конкретному направлению деятельности сопутствует разработка отдельного перечня вопросов с особенностями специфики выполняемых обязанностей на определенной должности. К примеру, сотрудники служб жилищно-коммунального хозяйства с регулярной периодичностью подвергаются экзаменационным опросам. При этом отмечается обязательность их проведения.

Вопросы квалификационного экзамена для ЖКХ-сотрудников могут включать следующие возможные пункты:

  1. Куда следует подавать жалобу при выявлении некачественной работы управляющей компании или товарищества собственников жилья (ТСЖ)?
  2. Какие функции предусматривает функционирование службы ЖКХ?
  3. Каковы сроки предоставления квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг?
  4. Какими способами управления следует руководствоваться в многоквартирном доме?
  5. Каковы оптимальные показания возможных отклонений температуры горячей воды предусмотрены санитарными нормами и правилами (СанПиН) в различное время суток?
  6. Грозит ли отключением неуплата за коммунальные услуги?
  7. В каких случаях граждане-пользователи ЖКУ считаются неплательщиками?
  8. Обязано ли управление коммунального обеспечения (ТСЖ) уведомить граждан-жильцов об отключении ЖКУ по причине неуплаты?
  9. Какова форма сообщения (жалобы) на некорректные действия (или бездействие) коммунальной службы?
  10. При каких обстоятельствах жилец не может составлять жалобы на действие (бездействие) ТСЖ?
  11. Производится ли выселение граждан-жильцов из дома за долговые обязательства перед органами ЖКХ?
  12. Куда подаются жалобы на бесхозные транспортные средства, брошенные во дворе?
  13. Как осуществляется подбор способа управления многоквартирными домами?
  14. Обязательны ли взносы в капитальный ремонт?
  15. Ведется ли взыскание оплаты за расходы, осуществляемые на общедомовые нужды в многоквартирном доме?
  16. Что понимают под ЖКУ (жилищно-коммунальные услуги)?
  17. Где можно взять сведения о размерах задолженности по уплате за квартиру?
  18. Кем осуществляется проверка исправности индивидуальных приборов учета (согласно правовых норм)?
  19. Каковы показатели нормы горячей воды (ее температуры) в многоквартирных домах по СанПин?
  20. Куда обращаться жильцам в случае дискриминационных действий со стороны органов ЖКХ в отношении отдельных граждан?

Перечень вопросов для сотрудников судебных учреждений

Проведение квалификационного экзамена гражданских служащих осуществляется и на уровне органов правопорядка, правоохранения, правосудия. Перечень вопросов для претендента на должность судьи, к примеру, достаточно обширен. Это могут быть следующие пункты:

  1. Каковы источники российского и международного права?
  2. Каковы формы российского и международного права?
  3. В чем заключается устранение и преодоление существующих в российском праве пробелов?
  4. Какими разновидностями представлена коллизия в праве РФ?
  5. В чем суть разрешения коллизий российского права?
  6. Какова юридическая природа существующих судебно-правовых позиций?
  7. В чем заключаются основы правового и индивидуального регулирования общественных отношений?
  8. Каковы особенности применения норм права в РФ?
  9. Какие существуют виды правовых норм в РФ?
  10. Какова структура правовых норм в РФ?
  11. В чем заключается сущность нормативных правовых актов? Их природа и виды.
  12. В чем заключаются особенности нормативных правовых договоров?
  13. В чем состоит предназначение судебной исполнительной власти в РФ?
  14. Какова природа исполнительной судебной власти в государстве в нынешнее время?
  15. В чем заключаются основные принципы права РФ?
  16. Каковы основные составляющие системы права в России?
  17. Что означает термин «правовое государство»?
  18. Каковы основные элементы правового государства?
  19. В чем заключается сущность, применение, характеристики и принципы понятия «закон»?
  20. В чем заключаются отличия международного права от национального?

Перечень вопросов для аудиторов

Даже те государственные организации, которые выполняют проверяющую деятельность, сами тоже подвергаются серьезному контролю со стороны органов власти. Это касается, например, ревизоров, контролеров, аудиторов. Положением о проведении квалификационного экзамена на соответствие должности аудитора предусмотрены условия составления перечня возможных вопросов. Наиболее распространенными из них считаются следующие:

  1. В чем заключается смысл термина «аудиторская деятельность»?
  2. В чем состоят особенности профессиональной этики аудиторов?
  3. Какими основными правилами независимости аудиторских организаций руководствуются специалисты в своей трудовой деятельности?
  4. Каковы основные положения контроля качества работы аудиторских организаций и их сотрудников?
  5. Что входит в обязанности аудиторов?
  6. Какими принципами аудита финотчетности руководствуются сотрудники в своей трудовой деятельности?
  7. В чем проявляется участие органов аудиторской деятельности в непосредственном противодействии коррупционным деяниям?
  8. С учетом каких особенностей аудитором осуществляется планирование аудита?
  9. Исходя из каких условий аудитор определяет необходимые к проведению процедуры на конкретном объекте проверки?
  10. Каковы действия аудитора при выявлении факта легализации преступного дохода (отмывания денег)?
  11. Каковы действия аудитора при выявлении факта финансирования и способствования терроризму?
  12. В чем заключаются азы планирования аудита, оценки рисков и соответствующие аудиторские процедуры, осуществляемые в ответ на риски?
  13. В чем состоит смысл аудиторских доказательств?
  14. Какова общая стратегия проводимого на объекте проверки аудита?
  15. Какие разновидности проверок используются при аудите на объекте?
  16. Каковы особенности аудита финансовой отчетности?
  17. Какие услуги могут сопутствовать основному аудиту?
  18. На чем основывается доказательная база аудитора?
  19. На чем основывается составление аудиторского заключения?
  20. Какую информацию аудитор относит в пункт о выводах аудиторского заключения?

Перечень вопросов для сотрудников охраны

Представители охранных организаций также проходят обязательные контрольные испытания. Но здесь все зависит от конкретного квалификационного разряда. В перечень вопросов для охранников могут входить вопросы, касаемые следующих моментов:

  • основы правовой подготовки;
  • особенности тактико-специальной подготовки;
  • азы технической подготовки;
  • правила первой помощи;
  • применение спецсредств;
  • правила огневой подготовки.

Перечень вопросов для медработников

Говоря о сотрудниках медицины, нужно принимать во внимание конкретно рассматриваемую должность, поскольку от медсестры до хирурга степень знаний и навыков разительно отличается. Но по каким основным направлениям может осуществляться квалификационный экзамен? Это могут быть вопросы следующего характера:

  • Особенности санитарно-эпидемиологического режима.
  • Основы профилактики ИСМП.
  • ВИЧ-инфекция.
  • Принципы сердечно-легочной реанимации.
  • Реанимационные мероприятия в экстремальных случаях.
  • Неотложная помощь в случаях кровотечения, геморрагического шока.
  • Особенности оказания неотложной помощи при травмах и, соответственно, травматическом шоке.
  • План действий в случае острых отравлений.
  • Сестринское дело.
  • Манипуляционные техники.
  • Меры пресечения аллергических реакций.
  • Условия хранения лекарственных препаратов.

Как правило, на первое место выдвигается проведение тестовых вопросов для квалификационных экзаменов в отношении медицинских сотрудников.

Комментарии