Ст. 16 ЗОЗПП "Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя": определение, понятие, новые правила, особенности применения закона и ответственность за его неисполнение

Ст. 16 ЗоЗПП указывает основные рамки, предусмотренные при заключении договоров с потребителями. Рассмотрим особенности применения нормативных актов. Как действовать, если соглашение уже заключено и в нем уже имеются подобные условия? Каковы особенности защиты прав клиентов?

Иерархия нормативных актов

Ст. 16 ЗоЗПП является частью большого документа, регулирующего приобретение товаров и услуг для личных нужд, не связанных с ведением предпринимательской деятельностью.

Иерархия законодательных актов выстроена следующим образом:

  • Гражданский кодекс;
  • Закон о защите прав потребителей;
  • Нормативные акты правительства, изданные во исполнение норм закона.

В законе оговорено, что правительство не вправе передавать полномочия иным федеральным органам власти в части нормотворчества в сфере защиты прав потребителей. Единственными подзаконными актами в данной сфере могут являться постановления Правительства.

Состояние нормативной базы

В положения закона неоднократно вносились изменения и дополнения. И ст. 16 ЗоЗПП не исключение. Ее первая часть осталась неизменной с момента принятия. Вторая часть дополнена абзацем относительно навязывания дополнительных услуг или товаров при оказании гарантийного ремонта в 2004 году. Третью часть меняли два раза: в 1999 и 2013 гг.

Особенности применения

Найти нормативные акты, подлежащие применению, не так сложно. Однако, как их правильно использовать? Какие ограничения подразумеваются в ст. 16 ЗоЗПП?

Если полномочным органом не утвержден типовой или примерный договор, или правила обслуживания, то предприниматель имеет достаточную свободу в изложении условий соглашений с клиентами или установлении правил обслуживания.

Тогда условия договоров должны полностью соответствовать нормам закона. Если в массе ситуаций закон допускает сторонам устанавливать правила, отличающиеся от нормы в законе, здесь подобное запрещено.

По этой причине юристы банков и организаций нередко проигрывают дела лишь из-за особенностей статуса истца или ответчика. С учетом типизации договорной работы, падения уровня правовой культуры в обществе и по иным причинам подобное повторяется снова и снова.

Что значит недействительные условия

Что считать недействительными условиями согласно ст. 16 ЗоЗПП? На отношения с потребителями распространяются положения ГК. Согласно его принципам сделка частично или полностью признается недействительной в судебном порядке.

Существуют две категории недействительных сделок: оспоримые и ничтожные. Первые могут признаваться незаконными, а вторые таковыми считаются автоматически, в решении суда необходимости нет. При вынесении постановления последнего недействительность лишь констатируется.

Сделка признается недействительной в какой-то ее части или полностью. Все это напрямую относится и к потребителям.

Навязывание услуг

Ни для кого не секрет, что компании и отдельные предприниматели навязывают дополнительные товары или услуги, вынуждая потребителей к их приобретению.

Чтобы получить товар или услугу, нужно приобрести еще один товар или услугу. И люди вынуждены тратить деньги на ненужные им вещи.

Не считается навязыванием продажа товаров в комплекте, приобретенном ранее продавцом (комплект мебели, набор однотипных товаров в упаковке и т.д.).

Если же изделие продается поштучно изначально, но продавец принуждает к покупке большего числа товаров, чем необходимо, налицо нарушение закона.

Считается ли навязыванием предложение об участии в акции, получении скидки при покупке дополнительного товара? Нет, если клиент имел свободный выбор при заключении соглашения. И доказать его отсутствие не так просто.

Дополнительные требования при обслуживании

Ст. 16 ЗоЗПП навязыванием услуги не ограничивается. Запрещается еще и предъявление требований, которые не имеют отношения к браку или недостаткам товара.

Положение распространяется на прохождение сервисного обслуживания и приобретение комплектующих в конкретных местах, наличие пломб для принятия товара на гарантийное обслуживание. Причина в таком подходе из-за формулировки закона.

Лицо, ответственное за гарантийное обслуживание, вправе отказать покупателю по причине возникновения брака из-за действий последнего, третьих лиц или форс-мажора после передачи товара клиенту. В то же время нормативными и техническими актами может предусматриваться особый порядок использования товара или изделия. И требование незаконное в одном случае может оказаться вполне обоснованным в другом.

Иные формы навязывания

В ч. 3 статьи 16 ЗоЗПП о навязанных услугах запрещается оказывать дополнительные работы или услуги без согласия клиента. Если они оплачены, клиент вправе требовать возврата денег. Он обязан только возместить расходы на уже произведенные работы или услуги. Существует мнение, что за подобные нарушения следовало бы наказывать виновных лишением вознаграждения за навязанные работы или услуги.

По общему правилу требуется оформить согласие клиента на оказание дополнительных услуг в письменной форме. Устная форма разрешается в случае, предусмотренном законом. Несмотря на отсылку найти разрешение сложно, и предпринимателям остается следовать правилу.

Возмещение убытков

В п. 1 ст. 16 ЗоЗПП потребителю предоставлено право возмещения убытков, причиненных в результате исполнения условий соглашения, ущемляющих его права.

Что подразумевается под убытками? Первый вариант - траты, понесенные из-за действий исполнителя или продавца. Второй - взыскание денежных сумм, на которые исполнитель или продавец не имел права.

Интересно, что в статье подчеркивается право на полное возмещение убытков.

Административная ответственность

Стоит обратить внимание на ч. 2 ст. 14.8 в КоАП. Она регулирует привлечение к ответственности нарушителей прав потребителей. В этом пункте статьи говорится именно о включении в соглашение ущемляющих условий. С должностных лиц взыскивают штраф в размере от 1 до 2 тыс. руб. С организаций берут уже более серьезные суммы: от 10 до 20 тыс. руб. Как писалось выше, это происходит без составления протокола или постановления. Их публикация и вынесение решения по ним - компетенция сотрудников органов по защите прав потребителей.

Суды указывают на достаточность внесения в договор неправомерных условий, присутствие негативных последствий не входит в состав нарушения. И подписанный документ - достаточное основание привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Порядок защиты прав потребителя

Если потребитель считает, что его права нарушены, ему остается только обратиться в суд. Жалобы в уполномоченные органы имеют смысл с точки зрения фиксации противоправного поведения партнера. Бумаги, составленные уполномоченными органами, служат единственными доказательствами нарушения.

Какой еще смысл писать жалобы куда-то, кроме суда? Чиновники могут непосредственно обратиться в суд для защиты прав при отказе предпринимателя или фирмы признать претензии потребителя. Вероятность обращения в защитные органы представителей власти выше, когда затрагиваются интересы группы лиц, в частности, если нарушения имеют резонанс в обществе.

Хотя в ст. 16 ЗоЗПП РФ не упоминаются ни суд, ни иные уполномоченные инстанции, тем не менее, она косвенно направляет потребителя к обращению в подобные учреждения.

Судебная практика

Значительная часть судебной практики – дела о принуждении к страхованию в банках, страховых организациях и других компаниях. Конечно же, этими случаями применение ч. 2 ст. 16 ЗоЗПП не исчерпывается. Рассмотрим еще ряд позиций, выработанных судами:

  • незаконным считается внесение условие о штрафе за отказ от услуги в одностороннем порядке (запрет на отказ от услуги всегда считается неправомерным);
  • запрещено ограничивать право на выбор суда, в котором рассматриваются споры между клиентом и исполнителем;
  • незаконно в одностороннем порядке менять сроки исполнения договора;
  • незаконны условия кредитных договоров о плате за обслуживание ссудных счетов.

Выставление дополнительных требований об оплате услуг банками разрешено, если они являются самостоятельными.

Запрещено включать в кредитное соглашение условие об обязательном страховании жизни и здоровья клиента.

Судами считается незаконным условие о праве банка на досрочное расторжение договора кредитования. В качестве причины банки использовали (и продолжают это делать) изменение места работы, места проживания, стоимости объекта залога и иные обстоятельства, не имеющие прямого отношения к нарушению клиентом условий соглашения с кредитной организацией.

В заключение

В соответствии со статьей 16 ЗоЗП, свобода договора в отношениях с потребителями ограничена: предприниматели или коммерческие организации не вправе выходить за рамки нормативных актов.

Клиент, которому навязаны такие услуги, вправе рассчитывать на полное возмещение. Правила касаются товаров и услуг или работ. И в том, и в ином случае критерием правомерности действий коммерсантов является возможность сводного выбора. Если его не предоставили, право на отказ от услуги или предложенного товара нарушено.

Выполняя работу или услугу, исполнитель не вправе навязывать оказание или выполнение иного вида сервиса, кроме того, что указан в договоре.

Комментарии