Самостоятельная деятельность детей: возраст, развитие ребенка, организация, цели и задачи
С появлением в семье ребенка жизнь его родителей кардинально меняется. На каждом этапе его взросления они помогают ему развиваться, учат нового маленького человечка жизни от и до. Вступая в первое в своей жизни образовательное учреждение – дошкольную организацию, детсад – ребенок начинает познавать мир вне своей семьи, вне дома, отдельно от родителей. Здесь на себя ответственность за его воспитание берут педагоги. Но как все происходит? В каком ключе производится работа воспитателей? И какая роль отведена организации развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста?
Суть воспитательного процесса
В воспитательно-образовательной работе педагогов дошкольных учреждений планирование считается одним из главнейших направлений в управлении процессами реализации образовательных программ. И здесь приоритетом является не только обоюдная деятельность ребенка и взрослого, но также и самостоятельное времяпрепровождение малыша. Что включает в себя понятие в ДОУ самостоятельной деятельности детей в группах среднего и старшего возраста?
Это явление абсолютно свободно в отношении ребенка, но не в отношении взрослого, создающего условия для так называемой безопасной свободы детей. Что это означает? Это значит, что педагог обуславливает такую образовательную предметно-развивающую среду для детей, которая будет обеспечивать их безобидное взаимодействие со сверстниками или отражать индивидуальные контакты непосредственно в ключе «ребенок-воспитатель». Кроме того, это также деятельность самих воспитанников, организованная педагогом и направленная на то, чтобы дети умели решать задачи, связанные с интересами прочих людей. Сюда можно отнести помощь ближнему, соучастие в решении некоторых проблем своих сверстников, способствование благополучию других людей и так далее.
Организация рабочего процесса
Что в себя включает организация самостоятельной деятельности для детей? В основном она определяется игровой, двигательной, продуктивной, познавательной и исследовательской работой малыша в команде. Как показывает практика, в основе самостоятельного развития ребенка лежит собственная заинтересованность, так называемый внутренний мотив. Мотивацию здесь может отражать интерес, необходимость или желание помочь кому-то, а также стремление быть похваленным или стремление в удовлетворении своих собственных потребностей. Как бы там ни было, внутренний мотив стимулирует у ребенка эмоциональный всплеск, подъем духа, активацию физических сил и мышления. А следовательно, можно сделать вывод, что в случаях, когда дети свободно реализуют собственные интересы и потребности, проявляя свою волю, их деятельность обладает мощной мотивацией. Такая работа считается эмоционально насыщенной и психологически комфортной: чем более полно дети реализуют свои потребности в собственных действиях, тем более сильная потребность возникает в желании взаимодействовать с окружающими.
Стоит отметить, что на момент собственного активного времяпрепровождения дети дошкольного возраста крайне негативно относятся к любому возможному вмешательству взрослых в их личное пространство. Этот факт нужно принять и запомнить. Если исходить из санитарно-эпидемиологических требований к организационному процессу и содержанию самой работы в дошкольных учреждениях, на самостоятельную деятельность детей старших групп отводится около трех-четырех часов ежедневно, не менее. За это время ребята успевают поиграть, ознакомиться с азами личной гигиены, подготовиться к будущей образовательной деятельности. Однако это вовсе не говорит о том, что дети должны быть предоставлены самим себе. Организация самостоятельной деятельности ребенка предусматривает необходимость создания развивающей предметно-пространственной среды, а также присмотр и уход за каждым из членов группы.
Предназначение самостоятельных работ в ДОУ
Активная свободная деятельность малышей в существующих центрах развития для детей способствует осуществлению ими самостоятельного поиска и включения в процесс конкретного исследования, а не чисто получение готовых знаний от педагога. Говоря проще, смысл предоставления ребенка самому себе на некоторое время заключается в том, чтобы побудить его вступить в работу, спровоцировать его к действию. С учетом того, что игра считается ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте, воспитателю необходимо создать такую игровую среду, которая могла бы обеспечить ему яркую активность познавательного характера, и активность эта должна быть обоснована на его интересах и направлениях развития. Суть такого эксперимента заключается в том, что подобная игра должна развивать творческие способности, пробуждать фантазию, активизировать действия, учить общению и умению проявлять свои чувства. Правильное создание благоприятной для развития среды способствует предоставлению ребенку той возможности действовать вместе со сверстниками или индивидуально, которая не будет навязывать обязательность совместной деятельности с воспитателем. Здесь нужно учесть, что педагогу можно подключиться к деятельности группы детей только в случае их междоусобного конфликта. То есть, если ситуация требует вмешательства, при необходимости педагог может помочь тому или иному малышу войти в состав группы сверстников.
Здесь необходимо учесть еще один очень важный момент: в дошкольном возрасте самостоятельная деятельность детей должна всегда организовываться воспитателем таким образом, чтобы педагог выступал как бы участником этой игры, а не проявлял бы свое главенство и приоритетность своего участия. То есть естественность эмоционального поведения воспитателя, который будет принимать любые замыслы, предложения и желания детей, гарантирует непринужденность, свободу и легкость в проведении работы. От этого напрямую зависит получаемое ребенком удовольствия от этой игры. Более того, такая форма времяпрепровождения будет способствовать стремлению детей овладевать новыми игровыми способами. А вот здесь важно не упустить тот момент, когда на данном возрастном отрезке своей жизни детям очень важно будет почувствовать свою самостоятельность, возможность выбирать себе напарников, объединяться в группы и в какой-то мере не зависеть от взрослого.
Продуктивность самостоятельной работы детей
На фоне игровой не менее действенной альтернативой ей выступает продуктивная деятельность. Ее еще иначе называют изобразительной, конструктивной. Равно как и игровая, продуктивная деятельность способна обогатить возможности ребенка, включая его личностное развитие.
Что со своей стороны может сделать воспитатель? В его силах задать игре или продуктивному занятию такую тематику, которая была бы актуальна и интересна для детей именно сейчас, в это время. Тут необходимо ставить те цели и задачи образовательной работы, которые будут реализовывать принцип комплексного тематического построения воспитательного процесса. Именно в самостоятельной работе детей это достаточно важно. Ведь такая деятельность не должна быть бездумной, ее нужно направлять на какое-то целевое ориентирование, чтобы она приносила результат. Ребенку это важно усвоить.
Продуктивность самостоятельной работы детей прямым образом зависит от того, как ребенок добивается своей цели, насколько усердны его попытки. При этом руководитель выступает для него лишь ориентиром, который в какой-то мере направляет его в правильное русло, но действует малыш исключительно сам, задействовав свои умения, усилия и проявляя уровень своих умственных способностей.
Цели работы
Как и любая другая отрасль педагогической работы, самостоятельная деятельность, организованная педагогами в любом дошкольном учреждении, обусловлена достижением конкретных целей. Что это за цели?
- Самостоятельная деятельность детей в первую очередь направлена на самообразование. В правильно подобранных условиях места, времени и доброжелательной обстановки коллегиум воспитателей добивается эффекта саморазвития ребенка за счет удачно сложенных обстоятельств (имеется в виду корректная организация педагогами рабочего процесса).
- Второй важный момент – нацеленность педагогов на пробуждение в каждом конкретном ребенке интереса к образовательному процессу. То есть важно не только задействовать малышей, но еще и побудить их к действию, ненавязчиво заставить захотеть учиться и развиваться. Таким образом, выполняя самостоятельные групповые задачи, дети и не подозревают о том, что их как бы подталкивают к процессу самообразования, потому что им это в радость.
Задачи
Кроме конкретной нацеленности на нужный результат, самостоятельная деятельность детей в группах средней, старшей и младшей возрастной категории обусловлена достижением определенных методико-педагогических задач. В чем они заключаются?
- Развиваются процессы саморегулирования. Занимаясь выполнением задания самостоятельно или в группе своих сверстников, ребенок таким образом учится рассчитывать уровень своей энергии, затраченной на выполнение определенных действий. Он учится чувствовать потребность в смене видов деятельности и необходимость в отдыхе, это приходит практически автоматически при регулярных выполнениях самостоятельных работ.
- Формируются волевые качества. Это одна из главных задач самостоятельной деятельности, ведь детям так важно достичь психологической независимости от влияния внешних факторов (шума улицы, голосов других деток). А также в процессе подобного плана занятий у ребенка формируется устойчивость к влиянию чужого мнения и стремление доводить начатое дело до конца.
- Формируются способности и навыки самостоятельного регулирования некоторых процессов. К примеру, ребенок с течением времени уже сам определяет для себя план игры, исследования, наблюдения, трудовой своей занятости. И здесь важнейшая задача заключается в том, чтобы простимулировать у ребенка это стремление выполнять задуманное без подсобной помощи педагогов. Потому работа и называется самостоятельной.
Классификация
Помимо всего прочего, организация среды для самостоятельной деятельности детей, развивающей определенные навыки и умения, разграничивается по нескольким векторам предметно-образовательной направленности. Иными словами такая деятельность классифицируется по нескольким основным блокам.
- Двигательная активность. Как неотъемлемая часть образовательного процесса воспитателями организовывается такая самостоятельная работа детишек, которая способствует развитию их опорно-двигательного аппарата. Подобного рода задачи реализовываются посредством таких постановок, как игры в казаков-разбойников, мышеловки, прятки и тому подобное.
- Спокойные игры. В этом случае затрагиваются идеи самостоятельной организации детьми своего собственного игрового поля. Зачастую здесь идет подражательная тематика: детишки берут игрушки и имитируют ситуации в магазине, в аптеке, в больнице, в парке на прогулке. С увеличением возраста ребята старшей группы начинают разделяться на команды мальчиков и девочек: первые играют с машинками и солдатиками, вторые - с куколками и посудкой.
- Художественная деятельность. Этот вид самостоятельной игровой деятельности детей реализовывается посредством организации детками представлений, театрализованных сценок, кукольного малого театра. Им интересно примерять на себя всевозможные карнавальные и сценические костюмы, им нравится пересказывать сюжеты из мультфильмов и сказок, они учатся напевать знакомые мелодии, и, что самое главное, некоторые начинают уже импровизировать и сочинять собственные сценарии, собственные песнопения.
- Продуктивная деятельность. Отражается в моделировании детьми всевозможных аппликаций и поделок. Это тот уровень приобретения навыков, который способствует не только визуализации того, о чем думает ребенок. Помимо желания показать свои представления окружающим, он еще и старается сделать это эстетически представительно, красиво. Ему нравится сам процесс работы, особенно это проявляется в рисовании. Наличие красок, карандашей и холста в виде бумаги дает ребенку возможность проявить свои начальные умения и в дальнейшем их развивать, показывая сверстникам свое видение того или иного предмета, явления. В ход идут не только инструменты для рисования. Здесь еще затрагивается и работа с пластилином, бусинками, пайетками, всевозможными пуговицами, камешками, ракушками, ленточками, открытками, блестками и тому подобным инвентарем.
- Исследовательская деятельность. Помимо того, что педагогами организовывается усваивание и накапливание детьми полученных сведений в готовом виде, задача любого воспитателя – это еще и побуждение детей к самостоятельным поисками и желанию познавать этот мир. То есть мало того, что малыш узнает о явлении или предмете из уст своего педагога, важно, чтобы ему самому хотелось на собственном опыте понять, как происходит тот или иной процесс. Поэтому детям интересны опыты, эксперименты. Подобные элементы образовательного процесса происходят без конкретного вмешательства воспитателя, но с обязательным его присутствием для контроля за соблюдением техники безопасности.
- Элементы самообслуживания. Данное направление развития ребенка обеспечивает усвоение им конкретных элементов соблюдения ежедневной гигиены и собственной опрятности. Дети учатся мыть руки, принимать душ, одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, чистить зубы, причесываться. Им прививается обязательное внимание к себе и своему внешнему виду. Так ребенок готовится к адаптации во взрослом мире. И надо сказать, что упущение этого этапа впоследствии негативно сказывается на чувстве опрятности и аккуратности к себе и своим вещам.
Картотека самостоятельной деятельности детей
В группе работа педагогов на самом деле сложна и довольно многогранна. Качество организованной ими деятельности детей напрямую влияет на дальнейшую судьбу каждого из малышей. Исходя из того, что воспитателю необходимо заниматься всесторонним детским развитием, ему необходимо объединить в каждое задание сразу несколько предметных отраслей. Поэтому достаточно трудным представляется процесс самой организации трудовой деятельности в группе, независимо от того, старшая она, младшая или средняя. Чтобы обеспечить творческий и интересный познавательный процесс, педагог должен учесть не только научный аспект своих уроков и заданий, но и заинтриговать ребят интересной постановкой этого задания, пробудить их заинтересованность к выполнению той или иной работы.
Именно ввиду сложности соединить все воедино и качественно преподнести материал, дошкольными учреждениями формируются картотеки. Каждая картотека содержит предметную направленность, методы конкретной реализации и целевое предназначение проводимого занятия. Самостоятельная деятельность не исключение. Она также организовывается на основе перечня целей и задач, определенных в заранее разработанной воспитателем картотеке.
Какие элементы присущи любой картотеке?
- Распределение по дням, а также утренним и дневным часам.
- Заданная тематика работы на каждый день.
- Целевое предназначение проведения занятий.
- Постановка конкретных задач.
- Перечень оборудования и инвентаря, необходимого для проведения работы.
- Непосредственное описание формы реализации конкретного занятия.
Таким образом, карточка дня для младшей группы может выглядеть примерно следующим образом:
- Утро. Проведение беседы «О поведении за столом». Задача: сформировать в сознании ребенка перечень культурно-гигиенических навыков. Оборудование: тарелки, чашки, ложки, стол, стулья. Показы: как правильно держать ложку, как правильно использовать салфетку, как правильно сидеть за столом.
- Полдень. Проведение дидактической игры «Животный мир». Задача: обучение детей ассоциативному мышлению на предмете картинок с животными, научение их узнавать зверушек, правильно произносить их наименования. Оборудование: специальные карточки-рисунки. Содержание: предоставление каждому ребенку возможности посмотреть на картинку и проговорить наименование увиденного животного.
- День. Проведение занятия «Уголок природы». Задача: научить деток поливать цветы. Оборудование: горшки с цветами, лейки, лопатки для взрыхления земли. Показы: как правильно осуществлять полив, как правильно взрыхлять землю, где правильно выставлять цветы.
Подобные карточки должны быть подготовлены воспитателем заблаговременно на каждый день.
Центры познавательной активности
Кроме того, что в дошкольных учреждениях предусмотрено формирование картотеки деятельности, организация рабочего процесса также предусматривает наличие в открытом доступе сразу нескольких центров познавательной активности при самостоятельной работе для детей. Что это за познавательные уголки, где малыши могут отдыхать за незамысловатой игрой, понаблюдать и поэкспериментировать с различными предметами, пообщаться со сверстниками в ходе выполнения какой-либо игры?
- Познавательно-исследовательская зона – это так называемый уголок науки с миниатюрной лабораторией, опытной мастерской, тематическим уголком и прочими подобными детскими полезными развлечениями.
- Игровая зона – площадка с игрушками и развивающими предметами.
- Спортивная зона – здесь детишки при помощи специального спортивного инвентаря могут развивать свои физические способности.
- Экологическая зона – место проведения самостоятельной деятельности, связанное с выращиванием растений, живыми цветами, мини-огородами и т. д.
- Художественно-эстетическая зона – здесь ребята могут рисовать, создавать всевозможные аппликации, подготавливаться к занятиям самодеятельности, лепить из пластилина и выполнять прочие похожие задания.
- Расслабляющая зона – зачастую выглядит как палатка, где ребята могут посидеть, тихо пообщаться, отдохнуть от активной деятельности.
Подводя итоги
Таким образом, самостоятельная деятельность, за организацию которой ответственность несут воспитатели дошкольного учреждения, основывается на том, что дети выполняют различные развивающие задания без непосредственного участия старших. Они учатся правилам гигиены, они собирают конструкторы и выполняют групповые занятия, они участвуют в театрализованных постановках и учатся тому, как и в каких ситуациях можно принимать самостоятельные решения. Благодаря такому блоку активности, дети быстрее познают окружающий мир, становятся ответственнее, дисциплинированнее, самостоятельнее.