Самурайские фильмы. Культовые картины и недооцененные шедевры
Исторические картины («дзидай гэки») и исторические ленты с обилием поединков на мечах («тянбара») имеют сложившиеся традиции, установленные прославленными постановщиками Хироши Инагаки, Дайсуке Ито, Акирой Куросавой и Масахиро Макино.
Трансформация жанра
Но со временем самурайские фильмы эволюционировали, рассуждениям о воинском долге, преданности кодексу чести на смену пришло более эффектное и яркое зрелище с ускоренным темпом повествования. Влияние западной киноиндустрии нашло свое отражение в новом поджанре «гендай гэки». Продемонстрированная гибкость не позволила самурайским лентам кануть в Лету, покрывшись архивной пылью. Претерпев значимые изменения, современное самурайское кино стало более динамичным, жестким, довольно циничным и даже эротичным.
Работы великого мастера
Зачастую одной из самых значительных фигур среди постановщиков, снимавших самурайские фильмы, называют Акиру Куросаву, японского кинорежиссера, сценариста и продюсера, создавшего на протяжении своей творческой карьеры 30 кинолент. Его влияние на каноны самурайских картин, профессионализм неоспоримы. Вспомнить только костюмно-исторические картины «Расемон» (1950 г.), «Телохранитель» (1961 г.), «Семь самураев» (1954 г.), «Отважный самурай». Среди последних работ мастера эффектные и в то же время глубокие самурайские эпопеи, например «Тень воина».
Национальный японский продукт
Перечисляя лучшие самурайские фильмы, нельзя не вспомнить о работе Седзо Макино «Тюсингура: Правдивая история» (1928 г.). Режиссер впервые поведал миру историю о знаменитых верных 47 ронинах. После достоверное японское предание было превращено Голливудом в сказку для подростков «47 ронинов» (2014). В проекте Карла Ринша зрелищность вместо морали, спецэффекты взамен чести, а призраки вместо людей.
Среди культовых лент, относящихся к категории «самурайские фильмы», также детище Хироси Инагаки «Самурай: Путь воина» (1954 г.) и «Повесть о жестокости Бусидо», срежиссированная Тадаси Имаи в 1963 году.
Рок-н-ролльный фильм в стиле Cool funky
В истории кинематографа есть масса любопытных и имеющих определенную художественную ценность картин, не известных широкой зрительской аудитории или откровенно недооцененных. К примеру, японский приключенческий боевик с элементами комедии «Самурайская история», фильм имеет второй перевод названия – «Самурайское чтиво». Японский проект поставил в 1998 году Хироюки Накано, также выступивший в качестве соавтора сценария. Полнометражная лента стала дебютной для режиссера, прежде создававшего музыкальные клипы, документальные проекты и телесериалы. Рейтинг картины IMDb: 7.30. Она должна была называться «Последний самурай», но это наименование уже было занято, и автор не захотел повторяться. События в кино разворачиваются в древней Японии, во времена сегуната Токугава. Ключевой персонаж – юный и горячий Хэйсиро Инукаи, сын советника клана. Однажды преступник Ранносукэ Кадзамацури посягает на одну из реликвий клана – меч, который более 80 лет назад был передан главе самим сегуном Токугавой. Заручившись поддержкой двух приятелей, вопреки воле отца Хэйсиро отправляется на поиски утраченного артефакта. Волнуясь за судьбу отпрыска, отец посылает за ними двух лучших бойцов клана.
На жанровых гранях
Многим поклонникам самурайского кино обязательно придется по вкусу работа режиссера Йодзиро Такиты «Последний меч самурая» / «Самурайский меч». Фильм вышел в прокат в 2002 году, его рейтинг IMDb: 7.60. События ленты развиваются в середине 19-го столетия, в тот момент, когда могущество сегунов начало ослабевать. В центре повествования гарнизон защитников Киото, перед которыми встал выбор либо перейти на сторону мятежников и сохранить свои жизни, либо умереть, не запятнав честь. Противостояние начинается между бывшим учителем Йосимурой и его противником - знатным самураем Саито. Эта структура считается традиционной для самурайских фильмов.
Проект представляет собой изощренное и одновременно честное и наивное зрелище. Сцены поединков на мечах не ускорены, канаты и другие технические приспособления не использованы. Персонажи сражаются не столько эффектно, сколько эффективно. Кровь выглядит крайне достоверно – густая и темная. Оператор не увлекается открыточными планами, снимая все как есть. Постановщик смело балансирует на жанровых гранях, драматические эпизоды чередуются с забавными комическими вставками, жесткие боевые сцены - с мелодраматическими.
Самурайская кухня
Фильм режиссера Юдзо Асахара «Сказка о самурайской кухне. История настоящей любви» (2013) с рейтингом IMDb: 6.80 кардинально отличается от представленных выше жанровых картин. Главная героиня ленты, красавица Охару, имеет прирожденный кулинарный талант. Благодаря этому она становится женой заносчивого самурая Ясунобу, наследника семьи Фунаки. Несмотря на то что весь род ублажает кулинарными изысками правителей, Ясунобу совершенно не умеет готовить. Воплощая в жизнь задумку свекрови, Охару постепенно прививает мужу основы искусства кулинарии. Работа Юдзо Асахара является настоящим подарком для ценителей культуры Страны восходящего солнца. Картина представляет собой хронику семейной жизни, в которую уместился тернистый путь героев от незнакомцев, до любящих супругов, сплоченной команды, выдержавшей трудности, прошедшей через тернии ссор, упреков и обид.
Эту картину трудно сравнить с привычными самурайскими фильмами. Для поклонников баталий и экшен-сцен будет более благоразумным порекомендовать к просмотру ленты «Сумрачный самурай», «Харакири», «Последний самурай» и «Затойчи».