Общение и деятельность. Роль общения в профессиональной деятельности. Общение как способ коммуникации

Живя в постоянном окружении людей, очень трудно представить жизнь без общения. Оно настолько сильно укоренилось во всех сферах общественной деятельности, что без него человек просто-напросто не смог быть полноценно жить. Но что же собой представляет общение? Что понимается под этим понятием? Как общение и деятельность человека вообще взаимосвязаны? Какова его роль в профессиональной среде? Все эти вопросы являются очень важными для понимания психологии людей и того, как же они взаимодействуют друг с другом в социуме.

Понятие общения

Общение имеет неимоверно огромное значение для людей. Оно представляет собой особую форму взаимодействия двух и более человек, суть которой состоит в обмене информацией, опытом и эмоциями. Стороны общения в таком случае выступают как равноправные партнеры, которые, двигаясь вместе в одном направлении, достигают намеченных целей. Именно благодаря ему происходит процесс социализации человека в обществе, его саморазвитие, формирование новых идей, взглядов, мыслей, индивидуального и общественного опыта.

Связь общения и деятельности

Общение, как одна из главных потребностей человека, тесно связано с его деятельностью. Некоторые психологи, в особенности зарубежные, считают, что общение и деятельность – понятия противоположные. При рассмотрении этого вопроса нужно учитывать разные подходы к определению этой связи.

Представители отечественной психологии выдвигают теорию единства общения и деятельности человека. Такие выводы были сделаны из-за убеждения о том, что общение людей представляет собой живые и реальные взаимоотношения между отдельно взятыми индивидами. Они, в свою очередь, всегда зарождаются на предмет чего-то, по какой-то причине или из-за какой-то деятельности того или иного человека. Это значит, что их коммуникация опосредована наличием какого-то общего занятия, а значит, само общение есть часть всего деятельного процесса.

Есть и третья точка зрения, приверженцы которой говорят о том, что деятельность человека и общение людей – это не элементы одного целого, а, скорее, разновидности друг друга. Согласно этой теории общение представляет собой некий особый вид человеческой деятельности.

Несмотря на такие различия, все три мнения имеют общие моменты. Они подтверждают тесную и неразрывную связь между общением и деятельностью как таковыми и считают, что анализировать их стоит только в контексте друг друга.

Общение и коммуникация

Степень важности коммуникации трудно описать словами. Она нужна везде: в повседневной жизни, в общественной деятельности, на работе. От степени ее эффективности порой зависит успех всего начинания. Если коммуникация хорошо выстроена, вероятность появления конфликтных и некомфортных ситуаций между людьми сводится к минимуму.

Однако коммуникация и общение – это не одно и то же. Часто эти понятия используют как синонимы, хотя, если углубиться в саму их суть, станет ясно, что между ними существуют различия. Коммуникация представляет собой любые взаимодействия двух составляющих, главной функцией которых является обмен информацией. Если рассматривать общение в качестве потока информации, то можно сказать, что общение – способ коммуникации. Однако в широком смысле слова это сложный многофункциональный процесс, в результате которого происходит не только обмен информационными данными, но и влияние одного человека на другого.

Формы коммуникации

Задача коммуникации и общения в его узком понимании - наладить взаимодействие и дальнейшую совместную деятельность. Люди реализуют свои коммуникативные потребности как в письменной, так и в устной формах. К традиционным формам устной коммуникации можно отнести разговор, публичное выступление, презентацию, переговоры, совещание, деловую беседу.

Письменные формы коммуникации включают переписку, сочинения, письма, в том числе и электронные, доклады, документации, эссе и множество других разновидностей. Каждая из вышеперечисленных форм коммуникации имеет свои собственные характеристики и особенности, которые позволяют определить, в каких случаях лучше использовать ту или иную коммуникационную форму.

Коммуникативные средства

Все, что человек делает, находясь в процессе общения, имеет некий коммуникационный смысл. Слова, интонация, скорость речи, поза, походка, осанка, жесты, мимика и много всего прочего сливаются воедино и воспринимаются людьми, как нечто неделимое. Однако психология разграничивает вербальные и невербальные средства коммуникации, потому что влияние их на восприятие людьми информации разнится.

К вербальным средствам коммуникации относят непосредственно человеческую речь, используемые слова, типы грамматических структур, стиль речи, литературные приемы. Как правило, вербальные средства более прямолинейны.

Группа невербальных коммуникативных средств намного разнообразнее и интереснее. Она состоит их следующих компонентов:

  • Мимика.
  • Жесты.
  • Пантомимика.
  • Позы.
  • Осанка.
  • Положение тела в пространстве.
  • Визуальный контакт.
  • Экстралингвистические факторы (тембр голоса, темп речи, интонация, паузы).

Баланс между вербальным и невербальным

Общение как способ коммуникации не является идеальным балансом между вербальной и невербальной составляющими. Слова, как правило, несут в себе лишь малую часть того, что действительно люди хотят донести. Большую ценность имеют невербальные знаки. Результаты многочисленных исследований показали, что более 50 % информации передается непосредственно позами, жестами, взглядом, движениями, 38 % приходится на тон голоса и только 7 % - непосредственно на слова.

Вся коммуникация – это единый смысловой концепт, в котором слова – это содержание сообщения, а все невербальные сигналы – его контекст.

Общение и профессиональная среда

Роль общения в профессиональной деятельности особенно велика. Благодаря ему люди могут обмениваться идеями, мнениями, воздействовать друг на друга. Оно позволяет совершенствоваться в выбранной сфере деятельности. Общение деловых людей, его правила и нормы есть не что иное, как итог, который был выработан практикой и опытом.

Успешное деловое общение способствует повышению эффективности работы той или иной организации, а также появлению новых идей и совершенствованию старых. Кроме того, именно благодаря общению происходит передача опыта от старшего поколения работников к младшему.

Основу делового общения составляют: обсуждение важных вопросов, урегулирование спорных ситуаций и конфликтов, обсуждение планов, принятие решений. В этом типе особое место занимает нравственно-моральная сторона вопроса. Как руководители, так и подчиненные должны быть осведомлены о всех нормах и правилах делового общения. Ведь оно существенно отличается от обычного. Этически верно построенное общение в какой-либо профессиональной среде способствует росту темпов развития, сплочению коллектива, достижению поставленных целей и высоких результатов.

Принципы общения в бизнес-среде

Профессиональная коммуникация представлена как горизонтальной, так и вертикальной типами. Модель «начальник – подчиненный» относится к вертикальной коммуникации, а «коллега – коллега» - к горизонтальной. Ежедневно в сотнях и тысячах организаций множество людей вступают друг с другом в коммуникацию именно на рабочем месте.

Культура, уважение, деловой подход – вот основы общения в профессиональной среде. Кроме этого можно выделить еще ряд принципов, которых стоит придерживаться, общаясь в деловых кругах:

  • Межличностность – личность как таковая существенно влияет на общение и его результаты.
  • Многомерность – учет всех компонентов общения, как вербальных, так и невербальных, в совокупности.
  • Целенаправленность – учет возможного наличия не одной, а нескольких целей у участников бизнес-коммуникации.
  • Непрерывность – коммуникация продолжается, даже если словесно ничего не передается, на невербальном уровне. В данном пункте важно отметить, что даже молчание может быть частью коммуникации, а особенно в деловом мире.

Психология профессионального общения

В деловой сфере существует ряд неписаных правил и норм, которые диктуют то, как правильно себя нужно вести в той или иной ситуации и как верно коммуницировать с коллегами и начальством. Деловое общение станет успешным, если его представители будут честными, порядочными, справедливыми и ответственными.

Стоит иметь в виду, что зачастую деловое общение далеко от нейтрального. Очень часто можно встретить взаимодействие, напоминающее больше борьбу или конкуренцию. Происходит это потому, что всегда в профессиональное общение интегрируется психологический аспект и личные отношения.

Общение – это важно, это нужно и это неизбежно. Успешное коммуницирование требует определенных навыков, умений и знаний, тем более в профессиональной среде. Но если освоить основные правила и пользоваться ими, то можно достичь больших высот как в бизнес-мире, так и в повседневной жизни.

Комментарии