Розничные сети: список самых крупных в России
Любой человек регулярно посещает розничные сети, это важная часть нашей жизни. А кто на рынке товаров повседневного спроса занимает лидирующие позиции? Как меняется ситуация на рынке? Расскажем о крупнейших сетях России, сравним их основные показатели.
Розница и ритейл: в чем разница?
При чтении текстов про торговлю продуктами можно встретить два термина «розница» и «ритейл». Есть ли разница между этими понятиями. В научной литературе они используются как абсолютные синонимы. Собственного говоря, слово «ритейл» буквально переводится с английского языка, как розничная торговля. Однако в практике профессионального общения наблюдается постепенное разведение этих понятий. Под словосочетанием «розничная торговля» понимают все форматы продажи конечным потребителям самых разных товаров, от продуктов питания до бытовой техники и даже автомобилей. А под словом «ритейл» все чаще имеют в виду именно торговую "паутину". Причем все чаще в употреблении сводят этот термин к обозначению именно продуктовых розничных сетей, появляется даже такое словосочетание, как продуктовый ритейл. Таким образом, с точки зрения языка между этими словами нет разницы. Но в практике словоупотребления намечается разделение этих понятий. В данной статье термины «розничные сети» и «ритейл» будут использоваться как синонимы Что соответствует мировой терминологической практике.
Розничная торговля в России
История продажи товаров в розницу имеет старинную традицию, он ведет свое начало с древнерусских ярмарок и коробейников. За века торговля прошла несколько этапов эволюции, и сегодня в России можно увидеть все форматы и виды ритейла. На современном этапе развития российской экономики самым большим сектором является розничная торговля. Розничная торговая сеть сегодня – это самый частый способ распространения товаров. В последние 20 лет идет процесс консолидации рынка. Мелких игроков выдавливают и поглощают сети. Этот процесс уже охватывает не только большие города, но и совсем маленькие населенные пункты. Все сети стараются разнообразить число форматов магазинов в своих сетях. Каждый ритейлер старается предложить магазины для потребителей с разными запросами.
Растущая конкуренция между торговыми розничными сетями - это благоприятная ситуация для потребителя. Так как в ходе конкурентной борьбы ритейлеры вынуждены снижать цены, бороться за покупателя, предлагая ему различные акции, задумываться о расширении ассортимента, о качестве товаров, об уровне сервиса, потребитель получает больше выбора и возможность покупать качественные товары по более низким ценам. Сейчас рынок продуктовой розницы в России достиг этапа насыщения, дополнительное давление торговые сети испытывают со стороны интернет-торговли. Все это ведет к тому, что конкурентная борьба между крупнейшими игроками рынка продуктового ритейла все сильнее обостряется. Поэтому рейтинги крупнейших сетей – это результат ожесточенной борьбы за долю рынка между главными игроками.
Виды
Для классификации сетей нужно понять, на какие виды они подразделяются. Самый очевидный признак классификации – это товары, которые представлены в магазинах. По этому параметру можно разделить сети на смешанные, то есть те, в которых представлены товары разных групп: продовольственные, товары для дом, для сада, для автомобиля и далее. К этому виду относятся, например, сети «Лента», «Ашан». Специализированную сеть, в которой представлены только товары определенной группы. Примером может стать сеть «Красное и белое». Существуют и узкоспециализированные сети, торгующие только отдельными товарами из какой-либо группы. Примером являются сети «Связной» или «Евросеть», продающие только узкий сегмент цифровой техники. Также выделяют универсальные сети, в которых представлен ассортимент товаров разного назначения.
Существует практика классификации торговых точек по способу организации торговли. ЧТо из этого следует? В этом случае выделяется стационарная розничная торговая сеть, то есть имеющая специально оформленные для продажи товаров помещения – магазины. Таково большинство ритейлеров. Также выделяется передвижная торговая сеть, которая осуществляет выездную торговлю, например, в виде автолавок или коммивояжеров. Также выделяется полустационарная торговля, к которой относятся павильоны, киоски, палатки.
Рейтинг ритейлеров России
Ежегодно разные компании составляют рейтинги крупнейших ритейлеров. Параметрами для сравнения обычно являются количество магазинов входящих в стационарную розничную сеть и суммы продаж. Обычно в рейтингах также отмечают те компании, которые показывают лучший рост или падение показателей. Интересно было бы сделать рейтинг «глазами покупателей». Хотя они, конечно, «голосуют рублем», но все-таки выбор магазина часто связан с экономическими факторами, а также с доступностью сети. Так, например, распространенные в европейской части магазины сетей «Верный» или «Перекресток» слабо представлены за Уралом. А было бы интересно посмотреть, какие сети нравятся покупателям и спросить почему. Но пока таких рейтингов нет, посмотрим, кто был лидером розничной торговли в России в 2018 году.
"Магнит"
Не первый год рейтинг возглавляет розничная сеть «Магнит». Она является бесспорным лидером по числу магазинов. Так, на конец 2018 года в сеть входило более 19 тысяч торговых точек. Сеть представлена магазинами разных форматов. Больше всего у нее магазинов «у дома», также есть супермаркеты и магазина дрогери, торгующие косметикой, средствами гигиены. Сейчас сеть начала развивать торговлю аптечными товарами. Семья «Магнитов» представлена почти в 3 тысячах населенных пунктов России. "Магнит" является и самой прибыльной компанией среди ритейлеров. За 2018 году их продажи составили более 1,1 трлн рублей. Весь год сеть старалась открывать новые магазины, работала над сервисом и разнообразием форматов торговли и это позволило им выйти в лидеры.
"Пятерочка"
Статистика по «Пятерочке» является очень приблизительной, так как компания-владелец X5 Retail Group обычно отчитывается суммарно по всем своим торговым брендам: «Пятерочке», «Перекрестку» и «Карусели». Но известно, что на 2018 году у сети было 13 тысяч магазинов. Все они представлены в формате супермаркетов. Продажи составили около 1,1 трлн рублей. "Пятерочка" борется за покупателей, предлагая им бонусные программы лояльности, системы скидок для отдельных категорий покупателей, разрабатывает специальную систему индивидуальных скидок в соответствии с потребностями покупателя.
"Ашан"
На третьем месте в рейтинге стоит французская розничная торговая сеть «Ашан». У ритейлера в России открыто чуть более 300 магазинов. Основной формат – это гипермаркеты, также развивается сеть супермаркетов и магазинов «у дома». В 2018 году прибыль компании в России снизилась, что специалисты объясняют ростом активности конкурентов. Выручка компании составляет около 300 млрд рублей. Снижение прибыльности показывают и французские магазины. Но "Ашан" анонсирует развитие новых форматов и развивает интернет-торговлю, не собираясь сдавать свои позиции.
"Дикси"
Розничная сеть «Дикси» когда-то начиналась в Санкт-Петербурге, а сегодня у них 2700 магазинов по стране. Выручка сети составляет около 300 млрд рублей за год, что больше, чем в прошлом году примерно на 6%. Сеть демонстрирует хорошие показатели, но ей уже становится тесно в европейской части страны, в которой она преимущественно представлена, а выход на другие регионы пока затруднен не развитой системой логистики.
"Лента"
Еще один Санкт-Петербургский ритейлер «Лента» давно и успешно осваивает рынок России. Сегодня у компании 245 гипермаркетов и 135 супермаркетов по всей стране. Выручка сети составляет почти 120 млрд рублей, это больше, чем было в 2017 году почти на 11%. Сеть показывает активный рост за счет освоения новых городов, в которых ритейлера благосклонно принимают покупатели.
"О'Кей"
Данная российская розничная сеть товаров повседневного спроса показала в 2018 году небольшое снижение показателей, но ритейлер остается в списке крупнейших продавцов продуктов питания в стране. В него сегодня входит 160 магазинов, причем половина из них – это дискаунтеры «Да!». Выручка магазинов снизилась на 3% и составила около 160 млрд рублей.
Metro Cash & Carry
Специфическая организация розничной сети Metro Cash & Carry немного мешает ее активному развитию. Сеть ориентирована на мелкооптовых покупателей и вход в магазин ограничен картами покупателя, которые можно получить только через юридических лиц. Всего в России работает 93 магазина сети, и компании даже пришлось закрыть несколько магазинов. Выручка компании снизилась в прошлом году на 16%. Все это заставило сеть пересмотреть процедуру получения карты, теперь ее может получить любой человек.
"Красное и белое"
В 2018 году развитие розничной сети «Красное и белое» сделало качественный скачок и удивило всех экспертов. На сегодняшний день в сети 5200 магазинов, в 54 регионах России. Прибыль сети за 2018 год составила 215 млрд рублей. Сеть почти сравнялась с «Магнитом» по открытию новых магазинов. Такой успех особенно удивителен потому, что ассортимент сети состоит преимущественно из алкогольной продукции.
"Монетка"
Уральская сеть розничных магазинов «Монетка» в 2018 году расширяла свое присутствие в центральной части России. Сегодня сеть насчитывает около 1 тысячи магазинов и показала прибыль в 78 млрд рублей. Сеть представлена форматами универсамов и дискаунтеров.
Все лидеры рейтинга стремятся усилить свои позиции и ведут активные маркетинговые войны против друг друга. Можно увидеть, что игроки рынка ритейла напряженно наблюдают за конкурентами и мгновенно реагируют на любое нововведение кого-то из игроков рынка. Каждый из них старается разными способами привлечь покупателей, для этого сети разрабатывают бонусные программы, активно используют инструменты стимулирования сбыта: различные акции, события, индивидуальные предложения, работают над ассортиментом. Согласно мнению многих потребителей, самый лучший сервис и ассортимент предлагает сеть "Ашан". Лучше всего использует инструменты акций и скидок сеть «Лента». «Пятерочка» и «Магнит» стараются заполнить рынок своими магазинами, чтобы потребителю не нужно было далеко ходить, тем более, что ассортимент и цены в сетях очень похожи. Поэтому лидеры ведут борьбу друг с другом уже на уровне географии. А как вам кажется, обилие сетей идет на пользу потребителям? Или только осложняет выбор? Какую сеть вы предпочитаете и по каким причинам?