Соглашение о разделе продукции - это... Система, условия налогообложение и исполнение федеративного закона.
Как и концессионные, соглашения о разделе продукции – это самые распространенные договоры между государством (которое представляет Правительство или уполномоченные структуры) и инвесторами. Они регулируются Законом № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Из статьи можно узнать о том, как заключаются, исполняются и прекращаются такие правоотношения, а также об их главных правовых условиях.
Общие положения
Согласно ст. 2 Закона № 225-ФЗ, соглашение о разделе продукции – это договор, по которому РФ на возмездной основе и на установленный период предоставляет инвестору исключительные права искать, вести разведку и добывать полезные ископаемые на определенном участке, а инвестор, в свою очередь, должен проводить данные работы за собственные деньги и беря на себя риски. В договоре предусматриваются все возможные условия, касающиеся использования недр, включая раздел продукции между сторонами.
Из определения можно выделить особенности системы соглашений о разделе продукции. Во-первых, в качестве объекта выступают исключительные права инвестора. Они могут предоставляться лишь на геологические исследования или на проведение разведки и добычи, включая применение отходов производства и их переработку, или на возведение и эксплуатацию сооружений подземного типа или другие работы. При этом геологическое исследование может предшествовать последующим работам или осуществляться вместе с ними. В последнем случае говорят о совмещенном режиме. Но так или иначе, природные ресурсы включаются в оборот при предоставлении соответствующих прав.
Особенности правового режима
Данный правовой режим характеризуется значительными отличиями от пользования другим имуществом. Почти во всех странах недра, которые являются важными для экономики, представляют собой государственную собственность. Они являются неотчуждаемыми, к ним не применяются сроки давности или судебное взыскание. Эксплуатация, извлечение из недр сырья и иные виды применения – это государственная монополия. В нашей стране применяется такой же статус.
Согласно ст. 9 Конституции, земля и иные ресурсы охраняются государством как основа для жизнедеятельности народов, которые проживают на этой территории. Земля и иные ресурсы могут находиться в разных видах собственности (частной, муниципальной, государственной). Согласно ст. 214 Гражданского кодекса, ресурсы, которые не находятся в собственности частных лиц, компаний или муниципалитета, являются государственными. А в соответствии со ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» № 2395-1, участки с недрами не могут служить предметом для купли-продажи, наследования, дарения, залога или отчуждения в какой-либо другой форме. Право пользования же может передаваться лицам и переходить от одних к другим в рамках действующего законодательства.
Исключительные права
В Законе № 225-ФЗ не поясняется о том, что такое исключительные права и к каким имущественным правам они относятся. В отдельных странах пользование считается арендой (которая является обязательственным правом). В иных странах оно приравнивается к правам на недвижимость. Но в том или ином случае исключительное право предполагает обязанность страны воздерживаться от любой деятельности на участке, который предоставлен инвестору, в течение всего периода, предусмотренного соглашением о разделе продукции. Эта обязанность включает в себя и недопущение к данной деятельности иных лиц. В то же время исключительные права касаются только тех минералов, которые указаны в договоре. Поэтому для других ископаемых могут разрешаться разведывательные и добывающие работы на этой территории. При этом должно соблюдаться условие, при котором соответствующие работы не будут создавать помех для изначального инвестора.
Участок для добычи
Согласно ст. 7 Закона РФ № 2395-1, соответствующий участок представляет собой блок недр как горный отвод. Он расположен на земной поверхности и ограничен координатами. При определении границ учитывается пространство, на котором находятся ископаемые, расположение строительного участка и эксплуатационного, границы безопасных работ, охранные зоны, сдвижения пород, разносы бортов карьеров, разрезов и иные факторы, которые оказывают влияние на недра и земную поверхность во время геологического исследования и пользования недрами. В то же время к обязательному условию соглашения о разделе продукции относится возможность предоставления такого участка, который входит в специальный список. Он содержится в Законе «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» № 112-ФЗ.
Субъектный состав
Еще одна особенность соглашения о разделе продукции – это субъектный состав. Он заключается в частных инвесторах, с одной стороны, и государства - с другой. Инвесторами могут быть юрлица и объединения юрлиц, которые вкладывают заемные или привлеченные деньги (либо имущество, либо соответствующие права), для того чтобы искать, вести разведывательную деятельность и добычу сырья, а также пользуются недрами, согласно заключенному договору.
Надо отметить, что Закон «О соглашениях о разделе продукции», в частности статья 3, трактует понятие инвестора немного иначе, чем принято в инвестиционном праве в целом. Так, здесь не говорится о возможности заключения соглашения с другими государствами и международными организациями, в то время как в Законе «Об иностранных инвестициях в РФ» № 160-ФЗ есть соответствующее определение. Также в Законе № 225-ФЗ говорится об инвесторах, которые не обладают статусом юрлица (объединения юрлиц). За рубежом они получили название консорциумов.
Консорциум
Консорциум является очень популярной формой объединения инвесторов в области пользования недрами, в особенности относительно проектов горнорудной и нефтегазовой промышленности. Несмотря на отсутствие статуса юрлица, консорциум выступает в виде единого инвестора. В РФ данные образования юрлиц регулируются положениями главы 55 Гражданского кодекса, посвященной простому товариществу.
Инвестор
Инвестор может передать свои обязанности и права выбранному юрлицу или физлицу с согласия государства, если в распоряжении соответствующего лица имеются достаточные финансовые средства, технические возможности и опыт в управлении, которые необходимы при выполнении соглашения о разделе продукции. Государство должно дать свое согласие, так как в данном случае осуществляется одновременно и перевод долга. Но, согласно ст. 391 ГК РФ, это возможно лишь с согласия кредитора. Поэтому уполномоченные структуры должны сначала тщательно изучить потенциального инвестора, так же как и мотивы действующего инвестора, побудившего его принять такое решение.
Права кредитора могут быть переданы не только по уступке требования, но и по закону, а также в рамках предусмотренных им обстоятельств. В качестве последних выступает универсальное правопреемство, предусмотренное ст. 387 ГК РФ. Такие обстоятельства появляются при реорганизации юрлица путем присоединения, слияния, выделения, преобразования или разделения. Об этом говорится и в ст. 17.1 Закона РФ № 2395-1. Однако, согласно положениям этой статьи, данное право не может передаваться третьим лицам, включая переуступку прав.
Государство
Однозначно о том, в каком качестве выступает государство в рассматриваемом соглашении, законодательство не говорит. В Законе № 225-ФЗ оно описывается как равноправный участник правоотношений. В то же время есть и другая концепция, согласно которой государство не может передавать права пользования частникам в сфере недропользования, так как они относятся к исключительно государственной принадлежности. Поэтому соответствующие правоотношения с этой точки зрения являются административно-распорядительными. Данная концепция нашла отражение в Законе РФ № 2395-1. Хоть с 1995 г., когда был принят данный закон, многие нормы смягчились, концепция в целом осталась прежней. Недра предоставляются в пользование путем оформления государственного разрешения. При этом воля сторон ограничивается условиями, которые указаны в лицензии.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона № 225-ФЗ, пользование недрами может ограничиваться, приостанавливаться или прекращаться в соответствии с условиями соглашения. Подобные положения закреплены и в ч. 2 ст. 11 Закона РФ № 2395-1, в соответствии с которой лицензия дает возможность пользоваться недрами на условиях, указанных соглашением. Таким образом, разрешительный документ (лицензия) подчиняется условиям соглашения, так как должен ему соответствовать.
Вопросы налогообложения
В случае с соглашением о разделе продукции налогообложение осуществляется в рамках одного из специальных режимов. Он предназначен для организаций, занимающихся добычей минерального сырья, и указан в главе 26.4 Налогового кодекса. При этом плательщик налогов обязан представить в налоговую инспекцию:
- Соглашение о разделе продукции.
- Решение об утверждении итогов аукциона.
Специальное налогообложение при выполнении соглашения о разделе продукции используется в течение всего периода действия договора. Оно заменяет плату налогов путем раздела продукции согласно условиям заключенного документа. Существует 2 вида использования данного режима. Рассмотрим каждый из них.
Два варианта использования специального налогового режима
В первом случае инвестор платит следующие сборы:
- НДС.
- Налог на прибыль.
- Налог на добычу ископаемых.
- За использование ресурсов.
- За негативное воздействие на окружающую среду.
- Водный сбор.
- Госпошлину.
- Таможенные платежи.
- Земельный сбор.
- Акциз.
При исполнении соглашения о разделе продукции налоги региональные и местные ему платить при этом не нужно. Так, при использовании ТС для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, ему не нужно платить транспортный налог. Кроме того, НДС, налог за использование ресурсов, земельный и таможенный сбор, госпошлина и плата за отрицательное воздействие на среду ему возмещаются. Получается, что по факту он платит только:
- Сбор на прибыль.
- Сбор на добычу ископаемых.
Во втором случае при заключении соглашения о разделе продукции налоги инвестору надлежит платить следующие:
- Госпошлину.
- Таможенный сбор.
- НДС.
- За негативное воздействие на окружающую среду.
При этом он также не платит сборы на региональном и местном уровнях.
Заключение
Как видно, соглашение о разделе продукции является очень специфическим договором, к которому к тому же применяются разные концепции на законодательном уровне. Если федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» предусматривает подход государства с инвестором «на равных», то Закон РФ «О недрах» предполагает административный характер, так как для этого требуется получить разрешительную документацию.