Клавишный духовой музыкальный инструмент орган: устройство и описание
При упоминании таких эпитетов, как величие, грандиозность, могущество и монументальность, невольно в голове рождаются ассоциации с чем-то объемным и внушительным.
В мире музыки все выше описанные качества совмещает в себе один из древнейших инструментов - орган.
Введение
Орган - клавишный духовой музыкальный инструмент, по праву носящий звание короля музыки. Он является самым большим в мире музыкальным инструментом из всех существующих на данный момент. Лидер по размеру находится в американском городе Бордуоке и состоит из 33 тысяч труб, вес которых достигает 287 тонн. Строительство такого титана продлилось целых 4 года.
Интересный факт: в мире невозможно отыскать двух точь-в-точь одинаковых органов. Каждый из них - особое и неповторимое творение искусства.
Музыкальный инструмент орган: описание и история
На первый взгляд может показаться, что инструмент имеет близкие связи с клавишными - фортепиано и роялем, однако на самом деле все куда интереснее: "зародышами" органа считаются древняя волынка и флейта Пана.
Первый орган изобрел древнегреческий новатор Ктесибий (285-222 гг. до н. э.). Данный инструмент носил имя "гидравлос" - "водяной". Устройство органа включало в себя обязательное наличие жидкости. Благодаря воде во внешнем хранилище давление воздуха от насоса в металлической камере сохранялось постоянно. Гидравлос состоял из 3 или 4 регистров, в каждом из которых насчитывалось от 7 до 18 труб.
Органы крупных габаритов появляются в IV веке. А более усовершенствованные формы музыкального инструмента еще позднее - в VII-VIII веках.
Создание органов началось в Италии, затем искусство появилось во Франции и Германии. С XIV века инструмент распространился и по Западной Европе.
Орган средневековья был значительно более грубым: ручная клавиатура в ширину доходила до 7 см, по которой приходилось ударять кулаками. Однако в XV веке ситуация изменилась, когда внесли некоторые изменения: уменьшили объем клавиш и увеличили количество труб.
В эпоху позднего Возрождения и Барокко орган обрел невиданную популярность. Для данного инструмента творили такие гении музыки, как Бах, Преториус, Банкьери, Вичентино, Фрескобальди, Нейдхардт и другие.
Огромный вклад в существование и развитие современного органа нужно отнести к деятельности мастера из Франции Аристиду Кавайе-Колля. Он загорелся идеей сделать из одного музыкального инструмента целый оркестр и смог воплотить ее в жизнь. Теперь существует отдельный вид органа - симфонический, который по своим тембровым характеристикам может превзойти целые группы музыкальных инструментов.
Устройство
В связи с масштабными размерами инструмента он имеет очень сложную структуру с различными элементами: пульт, мануалы, педальная клавиатура, регистры с переключателями, трубы и др.
Пульт
Пульт, или органная кафедра, - место, оснащенное всеми необходимыми для исполнителя средствами: игровые мануалы, педаль и включатели регистров. Также могут иметься швеллеры, рычаги для ног, кнопки активации копул и др.
- Копула - приспособление, позволяющее воспроизводить регистры одной ручной клавиатуры во время игры на другой.
- Швеллер - механизм, суть которого заключается в регулировке динамики с помощью открывания или закрывания дверцы ящика, хранящего в себе трубы ручной клавиатуры.
Мануалы
Мануалами называется клавиатура, на которой играют руками, что делает орган схожим с фортепиано и роялем внешне. Их количество может доходит до семи единиц, но в среднем число варьируется от двух до четырех.
Современные мануалы имеют диапазон от ноты до большой октавы и доходят до соль третьей. Располагаются они друг над другом, и их нумерация в виде латинских цифр идет по принципу снизу вверх. Каждый из мануалов имеет ряд собственных регистров.
- Регистр - строй труб одинакового тембра, находящихся в духовой части органа.
Однако ряд регистров может и не иметь собственной ручной клавиатуры. В таком случае он будет присоединяться к любому мануалу при активации должных капул.
Клавиатура в виде педалей
Клавиатура, или педаль, - еще одно очень интересное устройство в органе. Набор клавиш варьируется от 5 до 32 единиц, включающих в себя собственные ряды труб (регистры) преимущественно низких тембров (от до большой октавы до соль или фа первой).
Игра на педали осуществляется с помощью нажатия клавиш каблуком или носком (способ зависит от аппликатуры, указанной в нотах). Однако звукоизвлечение задней частью стопы появилось относительно недавно - до XIX века играли только носком.
Педальная клавиатура может быть нескольких видов: прямой и радиальной или же впалой и прямой.
Партия педали в нотах указывается чаще всего отдельно и находится под партией для верхнего собрата (мануала). Первые записи с педальной клавиатурой датируются серединой XV века.
Регистры
Данная деталь устройства органа носит в себе очень важную миссию: при выключенных регистрах клавиши инструмента звучать не будут. Активация труб происходит благодаря электронным выключателям (регистровым рукояткам). Они располагаются над клавиатурой или по бокам от подставки для нот (пюпитр).
Каждая рукоять соответствует своему регистру и носит индивидуальное название, в котором указывается высота самой крупной трубы данного регистра.
Регистры объединяются в группы: принципал (имеет органный тембр и является основным), гамбы, аликвоты, флейты и другие.
По устройству труб регистры можно разделить на два вида: лабиальные и язычковые.
Первый тип включает в себя закрытые или открытые трубы с отсутствием язычков. К нему принадлежат флейты, принципалы, микстуры и аликвоты.
Второй тип, исходя из названия, включает в себя наличие язычка, который при воздействии воздушных масс рождает интересный звук, схожий с тембрами духовых инструментов: гобоем, кларнетом, трубой, фаготом, тромбоном и многими другими. Окраска звука будет зависеть от наименования и конструкции регистра.
Язычковые регистры могут иметь не только вертикальное строение, но и горизонтальное.
Трубы
Трубы в устройстве органа бывают деревянными, металлическими и деревянно-металлическими разной длины, формы и диаметра. Инструмент может включать в себя до 10 тысяч труб. Больше всего места из них занимают басовые, высота которых достигает 10 метров.
Трактура
Благодаря трактуре механизмы управления на пульте соединяются с воздухозапорными деталями инструмента. Проще говоря, трактура переносит движение клавиш органа на клапаны одной трубы или целой группы.
Данный механизм бывает нескольких видов:
- механическая;
- электрическая;
- электропневматическая;
- пневматическая;
- смешанная.
Применение
Этот массивный инструмент ранее использовался только для богослужения католической и протестантской церквями.
Позднее органные залы начали строить и в советских зданиях (например, в Московской консерватории или Государственной капелле Санкт-Петербурга).
Орган - универсальный инструмент, так как подходит как для сольного исполнения произведений, заменяя весь оркестр, так и для аккомпанемента в сочетании с другими: ансамблями, вокалистами и хором. Также без него часто не обходятся и кантатно-ораториальные музыкальные жанры.
Наряду с другими клавишными инструментами орган может выступать в качестве исполнителя партии генерала-баса или, другими словами, цифрованного баса - самого низкого голоса, на основе которого строится в последующем весь аккомпанемент.