Абсолютный дух: понятие, теория

Сегодня мы будем говорить о человеке, о мыслителе, который по праву является вершиной немецкой классической философии. Мы будем говорить о знаменитом основоположнике законов диалектики, который прославился совершенно уникальным взглядом на мир, который развивает, безусловно, идеи своих предшественников, но выводит их на невероятную высоту. Система абсолютного духа, абсолютного идеализма – детище именно этого философа. Философа, предложившего более 150 принципиально новых понятий, ключевых категорий, широких терминов, которыми он «обнимает» весь окружающий мир. Темой нашего разговора станет творчество Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

Философия Гегеля

Знаменитый философ родился в Штутгарте, в одной из южных областей Германии. Гегель достаточно молодым человеком застает Великую французскую революцию. Чуть позже он восхищается харизматичным политическим лидером - Наполеоном Бонапартом. Для Гегеля эти события стали по-настоящему знаковыми. И революция, и лицезрение великого полководца оказали на его мировоззрение и его философию огромное влияние. Безусловно, Гегель – дитя своего времени. То есть это человек, который живет в ситуации века Просвещения, который начинает собственную творческую карьеру в рамках анализа, изучения известнейших на тот момент концепций двух великих философов - Канта и Фихте. Гегель, естественно, не мог оторваться от той традиции, в рамках которой жили и действовали его предшественники.

Что есть абсолютная идея?

Согласно Гегелю, в основе мира лежит безличное, духовное, то есть идеальное, автономное первоначало, которое является условием и основой развития мира в целом, развитие человека, развитие природы. Другими словами, абсолютная идея, абсолютный дух - это идеальный принцип «разворачивания» мира в многообразие, в совершенно разную конкретику. Если быть еще более приближенным к тексту самого Гегеля, то можно сказать, что абсолютная идея – это система саморазворачивающихся категорий, которые являются условиями формирования окружающего мира в целом и человеческой истории в частности. Гегель по-разному называет это свое первоначало, которое является основанием всего сущего. Это может быть абсолютная идея, это может быть мировой разум, это может быть абсолютный дух – совершенно разные варианты для объяснения этого интересного факта. Гегель полагает, что ключевая задача абсолютной идеи – не что иное, как самопознание развитие самосознания. Интересная мысль, которую проговаривает Гегель на протяжении всего своего труда, всего своего творческого пути.

Когда Гегель начинает рассуждать об этом безличном первоначале, он говорит о том, что природа не может быть основой всего существующего, потому что природа, по мысли философа, есть своеобразная пассивная субстанция. Она сама по себе не содержит какой-либо активной деятельности, активного толчка. То есть если бы не было этой абсолютной идеи, природа оставалась бы такой же, какой и была на протяжении вечности. Для каких-либо изменений и развития нужна определенная творческая жилка. И здесь Гегель за основу берет человеческий разум – самое главное в человеке, то, что определяет его как Человека – его мышление. В зависимости от того, как мы мыслим, мы есть то, что мы есть. Поэтому своеобразным толчком для развития мира должно быть идеальное первоначало.

Рассуждая о том, что же такое абсолютная идея, Гегель скажет, что это еще и совокупность всей духовной человеческой культуры. То есть всего того опыта, который уже был накоплен человечеством. Гегель полагает, что именно на уровне человеческой культуры происходит уникальное совпадение мира предметов наших знаний о нем. Культура, являясь воплощением абсолютного духа или абсолютной идеи, на самом деле демонстрирует не только воплощение возможностей нашего мышления, но и способ видения мира, способ его постижения.

Развитие абсолютной идеи

Гегель создает три знаменитые работы, которые позднее будут объединены одним названием «Энциклопедия философских наук». Первая работа – «Наука о логике», вторая – «Философия природы» и третья – «Философия духа». В каждой из этих работ Гегель попробует последовательно показать, как развивается эта Абсолютная Идея, как она в итоге творит мир.

«Наука о логике»

«Наука о логике» - одна из самых фундаментальных работ, потому что именно в этой работе Гегель обоснует свои взгляды по поводу того, что есть такое абсолютная идея, что есть такое логика, что есть такое роль разума и что есть такое роль мышления в жизни человека и в истории в целом. Именно в рамках этой работы будет сформирован знаменитый принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Что же это такое?

Это первый шаг в раскрытии, в познании абсолютной идеи. Ключевые понятия здесь – это «бытие», «ничто», «становление», «количество», «качество», «мера» и «скачок». Гегель говорит, что развитие теории абсолютного духа начинается с предельно пустых, абстрактных, не наполненных никаким конкретным содержанием понятий. Такое понятие – это чистое «бытие». Просто слово, в нем нет и не может быть никакой определенности, никакой конкретики. Оно настолько не определено, что где-то в чем-то становится равным понятию «ничто». Именно в силу того, что у него нет никакой качественной характеристики. Механизм, который соединяет два этих слова – «бытие» и «ничто», есть понятие «становления». Результатом этого «становления», этого своеобразного синтеза становится наличное «бытие».

«Учение о сущности»

Вторая часть «Науки о логике» Гегеля называется «Учение о сущности». Здесь Гегель очень подробно разбирает, что же такое сущность. Это есть основа мира, которая постоянно просвечивается через те явления, которые мы наблюдаем. Сущность по своей структуре, по своей сути, по своей характеристике – это проникновение, как говорит Гегель, во внутренние закономерности предметов. Гегель говорит, что это проникновение открывает для человека совершенно уникальную картину. Мы видим, что любая ситуация, любой процесс, любое явление по своей сути является противоречивым, то есть содержит в себе взаимоисключающие друг друга противоположности.

Третья часть «Науки о логике» - «понятие». Эта такая категория, которая воспроизводит, по мысли Гегеля, весь процесс развития бытия и мышления. То есть «понятие» всегда исторично. В результате у Гегеля получилась своеобразная триада в развитии познания: «бытие» - «сущность» - «понятие». Почему именно такая связка? Потому что всегда наше познание начинается с наличного бытия, то есть того, что мы наблюдаем, видим, можем обнаружить в своем опыте.

«Философия природы»

Вторая стадия, необходимая в развитии абсолютной идеи, описана очень подробно в работе Гегеля «Философия природы». Философ пишет, что понятие абсолютного духа, который является первоначально логикой, то есть царством чистой мысли, не способно познать самое себя. У абсолютной идеи есть свой антитезис, есть свое отрицание, есть свое инобытие. Он называет это инобытие природой.

«Философия духа»

Третья стадия развития идеи абсолютного духа у Гегеля называется «Философией духа». Здесь автор анализирует различные формы развития знания. От непосредственного чувственного восприятия он движется к возможности абсолютного знания, истине в себе и для себя самого. Гегель начинает с отправной точки современной философии – способности интуитивного восприятия. Он изучает область формирования человеческого самосознания. Это процесс, в котором особенно большое значение Гегель придает выявлению ступеней знания. В конечном итоге он приходит к идее сознания вне сознания. Для него человеческая личность, все объекты единого знания являются составляющими частями бесконечного абсолюта.

Всю книгу философа можно условно разделить на две части. Главы с 6 по 8 рассматривают аспекты существования абсолютного духа Гегеля, предыдущие главы посвящены вопросу человеческого сознания. Дьердь Лукач – известный исследователь данного труда, утверждал, что Гегель рассматривает исторический процесс с 3 позиций. С 1 по 5 главу повествование сфокусировано на индивидууме. В 6 главе Гегель излагает всю мировую историю как он ее понимает, от Древней Греции до Французской революции. В 7 и 8 главах – «суперструктура истории». Гегель подробно рассматривает этапы развития сознания – от чувственной достоверности до абсолютного знания, которое заключается в самой мысли и представляет собой высшую форму развития абсолютного духа, познавшего самого себя. Таким образом, можно сказать что все мы – нервные клетки Бога. Как и любой феномен, каждое утверждение формируется в определенном контексте отношений и связи. Не существует ничего постоянного.

Комментарии