Ответственное хранение товара: преимущества и порядок оформления

Под ответственным хранением товара подразумевают гарантирование сохранности вещей, если покупатель отказывается от них на основании закона и других правовых актов. Таким образом покупатель сохраняет товар и в дальнейшем передает его поставщику. Из статьи можно узнать подробности этого обязательства, а также порядок его оформления.

Понятие

Об ответственном хранении товара говорится в ст. 514 Гражданского кодекса. Оно осуществляется в определенных целях. Договор поставки регулирует правоотношения между равными субъектами. Интересы покупателя защищаются с условием защиты интересов поставщика. Так, если покупатель отказывается принять товар, то это не должно становиться причиной его порчи или уничтожения. Поэтому в данном случае покупатель должен обеспечить его ответственное хранение.

Таким образом, говоря об ответственном хранении, можно подразумевать особую меру, которая установлена законом и которую покупатель должен соблюдать. С одной стороны, так обеспечиваются интересы поставщика, а с другой – растет стабильность в гражданском обороте.

При этом нужно отличать хранение, прописанное в главе 47 ГК РФ, от того, о котором идет речь в статье. Первый случай регулируется ст. 887 ГК РФ, согласно которой необходим договор ответственного хранения товара. Однако в силу положений ст. 514 ГК РФ, хранение – это обязательство покупателя.

Также его следует отличать от действий, предпринимаемых в чужих интересах без поручения, о чем говорится в гл. 50 ГК РФ. При рассматриваемом хранении не требуется одобрений для совершения соответствующих действий.

Основные черты

К главным характеристикам данного хранения относятся следующие:

  • Невозможно заключить договор на ответственное хранение товара. Образец, приведенный ниже в статье, относится к обычному хранению (при котором руководствуются гл. 47 Гражданского кодекса), хотя на практике его часто называют ответственным.
  • Рассматриваемое хранение носит безвозмездный характер, поэтому за него не предполагается платы. Могут только компенсироваться расходы, примерно как при договоре безвозмездного хранения. Возмездность договоров, прописанная в пункте 3 статьи 423 ГК РФ, в этом случае не действует, так как документ не составляется.
  • Ответственное хранение – лишь часть заключенного ранее договора поставки и одна из обязанностей покупателя. Оно никак не носит самостоятельного характера.

Так как выше говорилось о том, что невозможно заключить договор на ответственное хранение товара, образец, приведенный ниже, предусматривает соглашение об обычном хранении.

Ниже представлен образец дополнительного соглашения к договору поставки. В нем имеется условие об обязательстве принять товар на хранение.

Когда покупатель вправе не принимать товар на хранение

Ст. 514 Кодекса вовсе не подразумевает обязанности покупателя во всех случаях принимать товар, от которого он отказывается. Так, в следующих ситуациях он вправе не брать товар на хранение:

  • Если в процессе выборки было обнаружено, что ассортимент не соответствует условиям, прописанным в договоре, и покупатель отказался от принятия и оплаты товара, согласно п. 1 ст. 468 Кодекса.
  • Если приемка осуществляется вместе с поставщиком на территории покупателя, и при осмотре выявлено нарушение в части количества. Отказ осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 466 Кодекса. При этом поставщик соглашается на это посредством подписания специального акта и выражает готовность забрать товар.
  • Товару необходим особый режим хранения, но после его получения испытания показали несоответствие условиям договора. В случае, если расходы по транспортировке обойдутся дешевле, чем его хранение, стоит не принимать товар, а отправить его поставщику сразу. Соответствующее решение было принято по аналогичному делу ФАС Уральского округа, по которому суд разъяснил, что ст. 514 ГК РФ регламентирует порядок и оплату товара, который принимается на ответственное хранение. В деле речь шла о молоке, которое не приняли на хранение, а сразу вернули поставщику.

Указание специального условия в договоре поставки

Стороны могут предусмотреть в договоре условия, по которым у покупателя будет возможность не принимать товар на ответственное хранение в случае нарушения качества и других его существенных характеристик. При этом покупатель должен закрепить на бумаге основания для отказа должным образом. Если этого не сделать, то недобросовестный поставщик может говорить, что покупатель не принял товар без оснований, а потому должен его оплатить.

Если речь идет о недостаче товара или имеющихся дефектах, то в накладных следует сделать соответствующие отметки. Кроме того, составляется акт об установленном расхождении при приеме ценностей.

Правда, при поставке нередко бывает так, что покупателю ничего не остается как принять товар на ответственное хранение. Проводки, нужные при этом, он также долженвыполнить. Причины могут заключаться в длительном и сложном характере приемки, а также способе доставки товара. Рассмотрим их по отдельности.

Длительность приемки

Чем более сложный товар реализуется, тем больше по времени занимает приемка. Например, при технически сложном устройстве немало времени уходит на сборку, монтаж и тестирование. Возможный алгоритм действий указывается в Инструкции о порядке приемки от 1966 № П-7. Данная Инструкция применима в случаях, если это прямо указывается в договоре поставки.

Так, если при запуске устройства обнаружится недостаток, то следует выполнить следующие действия:

  1. Приостановить приемку и заполнить акт о передаче товара на ответственное хранение.
  2. Вызвать поставщика.
  3. Проверить качество устройства с участием лиц, согласно пунктам 19 и 20 Инструкции № П-7.
  4. Заполнить акт о качестве и комплектности.
  5. При наличии скрытых недостатков документ составляется в течение пяти дней после их обнаружения, если не установлены иные сроки. В течение данного срока до вывоза товар должен находиться на соответствующем хранении.

Способ доставки

Если доставка осуществляется не поставщиком, а транспортными компаниями, то получатель должен принять их даже при наличии товаров, не соответствующих условиям договора. Тогда покупатель обязан оформить ответственное хранение товаров на складе.

Так, в ст. 36 Закона «Устав ж/д транспорта РФ» № 18-ФЗ говорится об обязанности получателя груза оплатить платеж перевозчику, и принять груз. Отказ возможен лишь при повреждении, порче и по другим основаниям, в результате которых вещь изменилась настолько, что возможность использования соответствующего груза исключается.

Такие же нормы зафиксированы и в других транспортных кодексах, в частности:

  • Ст. 111 ВК РФ.
  • Ст. 79 КВВТ РФ.
  • Ст. 15 Устава автотранспорта и городского наземного электротранспорта.

Правовое регулирование

Как упоминалось выше, об ответственном хранении товара говорится в ст. 514 Гражданского кодекса. Но ввиду того, что оно является обязательством, в этом случае применяются положения гл. 47, но только в той части, которая не противоречит ст. 514. Это относится:

  • К мерам о сохранении товара.
  • Использовании товара.
  • Его хранения с опасными свойствами.
  • Ответственности.

Иногда по этому вопросу в договоре применяют Постановление СНК СССР № 721 «Об ответственном хранении покупателями неоплаченных грузов». Оно было принято еще в 1931 г., однако кое-кто его использует и сегодня. Положения, указанные в Постановлении № 721, полезны поставщику. А вот для покупателя создаются дополнительные риски. Они заключаются в следующем:

  • Если принимается на ответственное хранение товар, использовать его нельзя.
  • Покупателю следует исполнять указания поставщика об отправке по иному адресу.
  • На покупателя возлагается материальная ответственность за сохранность и целостность товара.
  • Он должен уведомить поставщика о принятии образцов товара на ответственное хранение в течение суток.
  • Распорядиться им поставщик должен в течение пяти дней.
  • Расходы по погрузке и разгрузке, транспортировке, хранению и отправке возлагаются на покупателя. При этом поставщик должен их компенсировать немедленно.
  • Если товар не выдается по требованию поставщика, покупателю надлежит заплатить за него штраф в размере 8% от стоимости товара, а также за понесенные убытки поставщиком.
  • Поставщик вправе контролировать исполнение обязанностей покупателя, например, в отношении того, приняты ли по всем документам и 1С товары на ответственное хранение.

Выгода от принятия товара

При соответствующем хранении покупатель найдет для себя немало преимуществ. Они заключаются в следующем:

  • Последствия отказа. Покупатель не обязан оплачивать товар, после чего пришлось бы его продавать или уничтожать.
  • Возможность взыскания расходов. Покупатель имеет возможность вернуть расходы на доставку, хранение и даже на утилизацию.
  • Обязанность вывоза товара поставщиком или распоряжение. Согласно пункту 2 статьи 514 ГК РФ, поставщик должен вывезти товар, который принят на ответственное хранение, или распорядиться им.

В отношении распоряжения нужно пояснить следующее:

  • Поставщики предписывают покупателю оставить товар у себя или передать другому лицу на ответственное хранение.
  • Указывают передать или переотправить товар третьему лицу.
  • Дают предписание утилизировать товар.

Каждое из этих действий осуществляется за счет поставщика.

Что значит «разумный срок»?

Под разумным сроком понимается следующее. Срок определяется в индивидуальном порядке в каждом отдельном случае. Он зависит от товара, длительности передачи сообщений, расстояния, периода для принятия решения о товаре. Однако он должен составлять не более пяти дней с момента поступления уведомления. Вопрос о том, будет ли учитывать это положение суд или нет – остается открытым. Но что является однозначным, так это то, что разумный срок не может превышать 1 год.

Если покупатель передумал

Чтобы не передавать товар поставщику, покупатель может просто оплатить его согласно требованию пункта 4 статьи 514 Кодекса. Фактически, оплатив товар, покупатель вправе оставить его, даже не отменяя режима ответственного хранения формально. Но лучше все-таки уведомить поставщика о принятии товара в собственность. Тогда споры и требования о компенсации убытков можно будет избежать.

По-иному решается вопрос в том случае, если:

  • Имеются основания для отказа от товара, что понижает его стоимость.
  • Покупатель все равно готов принять его, но по сниженной цене.

При этом можно попытаться снизить стоимость по-разному. К примеру, при существенных нарушениях, например, в отношении качества товара покупатель имеет все полномочия, чтобы отказаться от него или потребовать замену. Но также он вправе потребовать от поставщика снижения стоимости. С этой целью нужно отправить ему письмо с указанием о недостатке и предложением принять товар со скидкой.

Заключение

Таким образом совершается передача товара на ответственное хранение. Как видно, если подойти к этому вопросу, изучив все необходимые моменты, то из этого действия можно извлечь выгоду. Однако если поставщик укажет в договоре, к примеру, применение Постановления № 721, то это может обернуться не самыми приятными последствиями для покупателя.

Комментарии