Логотип и товарный знак: в чем разница и что общего?

Нас окружает много понятий, которые мы якобы знаем, но не всегда понимаем различие. Та же ситуация сложилась с логотипом и товарным знаком. В чем разница знают не многие, да и разобраться в этом вопросе не так просто, поскольку у обоих понятий действительно много общего. Но прежде чем найти общие и индивидуальные черты логотипа и товарного знака, нужно рассмотреть каждое понятие отдельно.

Логотип

Это знак узнаваемости и идентификации. Чаще всего это эмблема, символ или какая-то картинка, которую создают специальные организации, предприятия, компании, фирмы и даже частные лица для того, чтобы стать запоминаемыми. Зачастую логотип может расшифровывать то, что он идентифицирует. Делает он это через комбинацию букв или идеограмм.

История логотипа

Впервые это понятие появилось еще в начале XIX века. Тогда еще никто не задумывался о том, в чем разница логотипа и товарного знака. Появился логотип в типографии и означал объединение нескольких знаков в типографском шрифте. Есть предположение, что появилось это понятие за счет повышения производительности, увеличения конкуренции и роста экспорта.

Уже под конец XIX века логотип использовался в качестве клише. Если где-то нужно было повторять комбинацию символов, их сохраняли шаблоном и использовали в определенных случаях. Так, логотипом стали даже названия газет.

Но со временем стало понятно, что логотип больше подходит для формирования узнаваемости чего-либо. Поэтому любое повторяемое стилизованное начертание символов стали так называть.

Появление логотипа

Впервые в качестве товарного знака использование логотипа совпало с официальной регистрацией последнего. Логотип оформило Британское патентное бюро 1 января 1876 года. Решилась на это компания Bass, производитель пива. Решено было использовать название товарного знака в сочетании с графическим дополнением, что и сформировало логотип.

Тогда многие компании решили работать в этом направлении. Через 10 лет зарегистрировала свой логотип Coca-Cola, и он практически не изменился к нынешнему времени. Интересно, что над символическими изображениями в то время работали непрофессиональные художники. Обычно рисованием занимался непосредственно владелец, его помощники, бухгалтеры и пр.

Становление логотипа

Логотипу не нужно было много времени для того, чтобы стать неотъемлемой частью компании. Он использовался наравне с товарными знаками, атрибутами, реквизитами и пр. Все это относилось к «фирменному блоку».

Многим компаниям настолько понравилось использовать логотип, что тот стал чуть ли не единственным идентификатором, а про графический товарный знак все забыли. Примером такого решения был автомобильный концерн Toyota.

Логотип: назначение и типы

Чтобы точно разобраться, в чем разница логотипа и товарного знака, нужно понять назначение каждого из них. Для компании такой символ является имиджевым. В первую очередь он отвечает за то, чтобы действовать на окружающих как идентификатор. Крайне важно, чтобы логотип был настолько ярким и интересным, чтобы мог запомниться с первого взгляда. Изначально такие графические рисунки появились для того, чтобы можно было различать одинаковые товары разных компаний: например, автомобили, напитки, еду и одежду.

Кроме того, логотип оказывает заметное влияние на мнение потребителей: если это «ноунейм» организация, к ней меньше доверия. Чтобы логотип был успешным, он должен быть:

  • импрессивным - создавать впечатление от увиденного;
  • экспрессивным - идентифицировать компанию, сообщать о миссии;
  • фактическим - контактировать с потребителем;
  • поэтическим - создавать эмоциональный фон;
  • референтным - информировать потребителя о продукции.

Отсюда становится понятно, что логотип должен быть запоминающимся, лаконичным, выразительным, ассоциативным, уникальным, оригинальным. А самое главное - запоминающимся.

Сейчас специалисты выделяют три типа. Это:

  • шрифтовое начертание;
  • фирменный знак;
  • фирменный блок, который состоит из шрифтового начертания и фирменного знака.

Товарный знак

Чтобы понять, почему логотип - это товарный знак в некоторых случаях, необходимо рассмотреть последнее понятие. Что же он собой представляет?

Сразу стоит начать с того, что товарным знаком также называют товарную или торговую марку. Потому это синонимические понятия, которые ничем не отличаются друг от друга.

Товарный знак имеет юридическую силу, поэтому о нем есть информация в законодательстве. Там сказано, что понятие является обозначением для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Там же товарному знаку выдается исключительное право и документальное свидетельство. Особенность этого обозначения заключается в том, что его владелец получает особые права на владения. Он может использовать его, распоряжаться и запрещает использовать товарный знак другим.

История товарного знака

Если логотип появился в начале XIX века, то о товарном знаке знали еще в древнем мире. Есть данные об индийских ремесленниках, которые ставили свои отметки на продукции, переправляемую в Иран. В то время даже было гончарное клеймо, которое стали копировать и подделывать из-за его популярности. Одним из первых товарных знаков стал Vesuvinum, который находился на упакованном красном вине еще 2 тысячи лет назад.

Использование товарных знаков

Сразу стоит отметить, что регистрация товарного знака привязана к определенной территории. Соответственно, охрана торговой марки происходит в тех странах, где владелец получил соответствующие документы. Теоретически можно получить международный документ, например, в Европейском союзе. В этом случае торговый знак будет защищен во всех странах ЕС.

Владелец торговой марки может контролировать ее лишь в случае с гражданским оборотом. А именно:

  • на продукции, этикетках, упаковке любых товаров, которые производятся на соответствующей территории, а также находятся в гражданском обороте;
  • на соответствующей документации;
  • на рекламных вывесках, товарных предложениях и пр.;
  • при исполнении соответствующих услуг или работ;
  • в Интернете, а именно в доменном имени и других способах адресации.

Если же товарный знак упоминается в не рекламных акциях, а используется в личных целях, а также в случаях, когда не преследуется введение товаров в гражданский оборот, он не охраняется юридическим правом. Об этом необходимо помнить.

Виды товарных знаков

В чем разница логотипа и товарного знака? Например, в реализации. Товарный знак может быть чем-угодно:

  • словом;
  • вымышленным обозначением;
  • именем;
  • рекламным девизом;
  • цифрами;
  • буквами;
  • картинками и символами;
  • и даже звуком.

Такое разнообразие. Однако законодательство требует от правообладателя того, чтобы товарный знак был идентификатором, но не вводил в заблуждение потребителя.

Разница

Итак, чем отличается товарный знак от логотипа? Прежде всего разница заключается в правовом поле. Дело в том, что при регулировании авторских прав в российском законодательстве нет понятия «логотип». Соответственно, регистрация логотипа не обязательна. А вот оформление товарного знака подробно регламентируется.

При этом стоит понимать, что логотип не всегда может находиться под защитой закона. Но если он был зарегистрирован в установленном порядке, он автоматически становится товарным знаком.

Разница между товарным знаком и логотипом в том, что и первый не всегда может быть вторым. Это редкий случай, но имеет право на жизнь: обычно такой товарный знак имеет уникальное сочетание символом и указан в официальных документах. В этом случае логотипом такой рисунок назвать будет некорректно.

Иногда у логотипа и товарного знака нет ничего общего. Например, компания Pepsi зарегистрировала свое название в качестве товарного знака. Но параллельно у нее есть свой логотип, куда не входит само название. Он тоже зарегистрирован и не может быть использован другими фирмами.

Отличие логотипа от товарного знака - это законодательные нормы по отношению ко второму. Также можно смело утверждать, что логотипы редко содержат только текстовое оформление. Обычно оно дополнено графическими элементами, сокращениями и пр.

Логотип также не указывается в официальных документах. Хотя бывает, что компания использует эмблему, но она не имеет никакой юридической силы. Также стоит понимать, что логотип может использоваться отдельно от товарного знака и наоборот. Это основные различия понятий.

Выводы

А что общего у товарного знака и логотипа? Как уже упоминалось, логотип может стать товарным знаком, если будет зарегистрирован, соответственно, один символ будет и тем, и другим. Также товарный знак может отображаться в виде логотипа, но он должен быть закреплен юридическими нормами.

Разбираться в обоих понятиях не так просто, поскольку есть некоторые нюансы, которые необходимо просто знать. Но главное понимать для себя, что товарный знак - это юридическое понятие, а логотип - нет. В то же время товарный знак может быть абсолютно разнообразным, вплоть до мелодии, как у компании Nokia, а вот логотип - это всего лишь рисунок.

Комментарии
Ездил я, значит, на днях, с другом, выбирать ему новую машину. Штук 10 посмотрели. Одна оказалась битой, другая 20 владельцев сменила, третья с пробегом куда выше заявленного, четвёртая краденная. Короче, ничего так и не выбрали, и поехали по домам. Расстроенные, само собой. Уже настроились на новую машину, а тут такое. А, так вот. К чему я это? Авито - кал! Про их логотип и товарный знак, вообще молчу.