Рост долговых обязательств - угроза экономической стабильности
Рост долговых обязательств представляет серьезную угрозу для экономической стабильности. Однако, грамотно используя инструменты анализа и регулирования, можно контролировать этот процесс и не допустить кризиса.
1. Сущность долговых обязательств
Долговые обязательства - это обязанности организации или физического лица вернуть полученные денежные средства к определенному сроку с уплатой процентов. К долговым обязательствам относятся:
- Кредиты
- Займы
- Облигационные займы
- Проценты по вкладам
Прирост долговых обязательств происходит по нескольким причинам:
- Увеличение объемов кредитования экономики
- Выпуск компаниями корпоративных облигаций
- Привлечение иностранных займов
- Рост процентных ставок по депозитам
Чрезмерное увеличение долговых обязательств несет в себе серьезные риски для экономики:
- Снижение платежеспособности заемщиков
- Рост просроченной задолженности
- Обесценение активов, служащих обеспечением по кредитам
- Угроза банкротства кредитных организаций
Для оценки уровня долговой нагрузки используют такие показатели как:
- Коэффициент покрытия долгов: Чистая прибыль/Годовые выплаты по обслуживанию долгов
- Коэффициент краткосрочной задолженности: Краткосрочные долговые обязательства/Балансовая стоимость активов
2. Опыт роста долговых обязательств в мире
Впервые инструменты, похожие на современные облигации, обеспеченные долговыми обязательствами (CDO), стали использовать в США в конце 1980-х гг. Для финансирования Imperial Savings Association.
Первые CDO были выпущены в 1987 году банкирами ныне не существующей Drexel Burnham Lambert[en] для Imperial Savings Association, которая позже была признана неплатежеспособной и 22 июня 1990 года куплена Resolution Trust Corporation[4][5][6].
Однако по-настоящему этот рынок начал бурно расти только в 2000-х годах, когда CDO стали одним из самых доходных инвестиционных инструментов. К примеру, в 2004-2007 гг. объемы размещения CDO увеличились почти в 10 раз - с $20 млрд до $180 млрд в квартал.
Период | Объем размещения CDO, млрд $ |
I кв. 2004 г. | 20 |
I кв. 2007 г. | 180 |
Основной причиной такого ажиотажного спроса на рынке стали высокие процентные ставки по этим инструментам:
Доход на эти бумаги был иногда на 2-3 % выше, чем на корпоративные облигации с тем же кредитным рейтингом.
Однако в условиях кризиса на рынке недвижимости США в 2007 г. CDO оказались одним из наиболее рискованных инструментов, что привело к масштабным убыткам инвесторов.
2.1. "Пузырь" на рынке недвижимости
Одной из ключевых причин кризиса стал перегрев рынка недвижимости в США в середине 2000-х годов. В погоне за прибылью банки стали активно выдавать ипотечные кредиты, в том числе малообеспеченным заемщикам. Это привело к резкому росту цен на жилье.
Однако в 2006-2007 гг. "пузырь" на рынке недвижимости лопнул. Многие заемщики перестали обслуживать кредиты, что обесценило ценные бумаги, обеспеченные этими активами, в том числе CDO.
2.2. Неадекватная оценка рисков инвесторами
Еще одной важной причиной можно назвать неверную оценку рисков институциональными и частными инвесторами. Несмотря на то, что доля низкокачественных ипотечных кредитов в CDO к 2007 г. выросла с 5% до 36%, их кредитные рейтинги оставались неизменно высокими.
Кроме того, упало их кредитное качество, поскольку вырос уровень субстандартных и доля других низкокачественных ипотечных долгов выросла с 5 % до 36 % активов CDO. Кредитный рейтинг при этом не изменился.
Это привлекало новых инвесторов, не осознававших реальных рисков вложений в эти инструменты.
2.3 Дерегулирование финансового сектора
Снятие ограничений на операции коммерческих и инвестиционных банков в США в 1990-е годы также оказало влияние на раздувание "пузыря" на рынке CDO в 2000-е.
Коммерческие банки получили возможность инвестировать в более рискованные инструменты, а инвестбанки - привлекать депозиты населения. Это ускорило переток спекулятивного капитала на финансовые рынки.
2.4. Недостатки рейтинговых агентств
Наконец, нельзя не отметить и определенную роль рейтинговых агентств, таких как Standard & Poor's, Moody’s, Fitch, в раздувании "пузыря" на рынке CDO.
Во-первых, они предоставляли завышенные или некорректные рейтинги многим CDO и ипотечным ценным бумагам перед кризисом.
Во-вторых, возник конфликт интересов, поскольку рейтинговые агентства получали вознаграждение от самих эмитентов ценных бумаг за присвоение им кредитных рейтингов. Это стимулировало завышение оценок.
3. Регулирование долговых обязательств
Чтобы не допустить новых кризисов, связанных с чрезмерным ростом долговых обязательств, государства вводят различные меры регулирования на финансовых рынках.
3.1. Требования к достаточности капитала банков
Одним из ключевых инструментов являются требования к достаточности собственного капитала кредитных организаций. Чем выше собственный капитал банка по сравнению с его активами, тем стабильнее его финансовое положение.
После кризиса 2007-2009 гг. эти требования были существенно ужесточены в рамках Базель III для системно значимых банков.
3.2. Налоговое стимулирование долгосрочных инвестиций
Дополнительные налоговые льготы для долгосрочных инвестиций (более 3 лет) позволяют стимулировать приток "длинных денег" в реальный сектор экономики взамен спекулятивного капитала.
3.3. Повышение финансовой грамотности
Государственные программы финансовой грамотности для населения помогают людям разобраться в сложных финансовых продуктах и не делать необдуманных инвестиционных решений, которые могут привести к пузырям на рынках.
3.4. Ужесточение регулирования рейтинговых агентств
Введение правил раскрытия информации о методиках присвоения рейтингов, запрет консультационных услуг для рейтингуемых компаний и другие меры позволяют повысить независимость и объективность агентств.
3.5. Секьюритизация кредитного портфеля банков
Продажа кредитов в составе структурированных продуктов инвесторам через механизм секьюритизации позволяет банкам снижать кредитные риски, а значит, и вероятность кризиса из-за невозврата ссуд.
3.6 Макропруденциальное регулирование Центральных банков
Центральные банки получают расширенные полномочия по ограничению кредитования отдельных сегментов экономики, которые демонстрируют избыточный рост долговой нагрузки и "перегрев".