Зазоры клапанов ЗМЗ-402: описание клапанов, технические характеристики, инструкции по установке и регулировке

Двигатель ЗМЗ-402 широко применяется на российских автомобилях и имеет надежную конструкцию. Одним из ключевых узлов двигателя является газораспределительный механизм, в который входят впускные и выпускные клапаны. Правильная регулировка зазоров этих клапанов имеет большое значение для обеспечения стабильной работы двигателя на всех режимах. В данной статье мы подробно рассмотрим устройство и особенности клапанов ЗМЗ-402, изложим пошаговые инструкции по их установке и регулировке зазоров, а также дадим практические советы по проверке герметичности клапанов после регулировки.

Описание клапанов ЗМЗ-402

Двигатель ЗМЗ-402 оснащен верхним распределительным валом, который приводит в действие клапаны через толкатели и штанги. Конструкция предусматривает по два впускных и выпускных клапана на каждый цилиндр двигателя.

Клапаны изготавливаются из жаропрочных сталей и имеют тарельчатую форму с фаской по кромке для плотного прилегания к седлам. Регулировка зазоров осуществляется с помощью регулировочных шайб, устанавливаемых под пружины клапанов.

Технические характеристики клапанов

Основные технические характеристики клапанов ЗМЗ-402:

  • Диаметр головки впускного клапана - 34 мм
  • Диаметр головки выпускного клапана - 30 мм
  • Угол фаски клапанов - 45°
  • Максимальный ход клапанов - 10 мм
  • Масса впускного клапана - 42 г
  • Масса выпускного клапана - 34 г

Материал клапанов - жаропрочная сталь 40Х10С2МФ, закаленная до твердости HRC 35...45.

Инструкция по установке клапанов

При установке клапанов ЗМЗ-402 необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Тщательно очистить посадочные места клапанов от нагара и загрязнений.
  2. Проверить состояние седел клапанов, при необходимости притереть или заменить.
  3. Смазать стержни клапанов моторным маслом.
  4. Аккуратно установить клапаны в гнезда, следя за совпадением осей стержня и направляющего отверстия.
  5. Установить пружины клапанов с регулировочными шайбами.

После установки клапанов обязательно отрегулировать зазоры в соответствии с инструкцией.

Регулировка зазоров клапанов ЗМЗ-402

Регулировка зазоров клапанов змз 402 выполняется в следующем порядке:

  1. Прогреть двигатель до рабочей температуры.
  2. Снять крышку головки цилиндров.
  3. Проворачивая коленчатый вал, установить поршень первого цилиндра в ВМТ на такте сжатия.
  4. Вставить щуп между тарелкой клапана и коромыслом и замерить величину зазора.
  5. Отрегулировать зазор путем подбора толщины регулировочных шайб в пределах 0,25-0,30 мм для впускных и 0,35-0,40 мм для выпускных клапанов.

Аналогично отрегулировать зазоры остальных клапанов поочередно для каждого цилиндра.

Правильная регулировка зазоров клапанов ЗМЗ 402 карбюратор имеет большое значение для обеспечения оптимальных фаз газораспределения, эффективного наполнения цилиндров рабочей смесью и полноты сгорания топлива.

Проверка герметичности клапанов

После регулировки зазоров рекомендуется проверить герметичность клапанов двигателя ЗМЗ-402 следующим образом:

  1. Залить в цилиндры чистое моторное масло.
  2. Проворачивая коленчатый вал, последовательно устанавливать поршни каждого цилиндра в ВМТ на такте сжатия.
  3. Осмотреть седла клапанов и убедиться в отсутствии подтеков масла.

Подтекание масла свидетельствует о негерметичности клапанов, в этом случае необходимо выявить причину дефекта и устранить.

Правильно отрегулированные клапаны с надлежащим зазором обеспечивают надежную работу двигателя ЗМЗ-402 на протяжении длительного срока службы.

Двигатель ЗМЗ-402 широко применяется на российских автомобилях и имеет надежную конструкцию. Одним из ключевых узлов двигателя является газораспределительный механизм, в который входят впускные и выпускные клапаны. Правильная регулировка зазоров этих клапанов имеет большое значение для обеспечения стабильной работы двигателя на всех режимах. В данной статье мы подробно рассмотрим устройство и особенности клапанов ЗМЗ-402, изложим пошаговые инструкции по их установке и регулировке зазоров, а также дадим практические советы по проверке герметичности клапанов после регулировки.

Подбор клапанов при замене

При необходимости замены изношенных или поврежденных клапанов важно подобрать новые клапаны с соответствующими характеристиками.

  • Материал клапанов должен быть жаропрочной сталью (40Х10С2МФ или аналогичной).
  • Диаметры головок клапанов должны соответствовать оригинальным (34 мм для впускных, 30 мм для выпускных).
  • Фаска клапанов - 45 градусов.
  • Масса клапанов в пределах 42 г для впускных и 34 г для выпускных.

При установке клапанов других размеров или материалов возможны нарушения в работе двигателя ЗМЗ-402.

Выявление дефектов клапанов

При текущем ремонте двигателя важно проверить техническое состояние клапанов и выявить возможные дефекты:

  • Износ рабочих фасок и тарелок клапанов.
  • Трещины и сколы тарелок или стержней.
  • Погнутость стержней клапанов.
  • Потертости и задиры на стержнях.
  • Коррозия и коксование деталей.

При обнаружении подобных дефектов клапаны подлежат замене для обеспечения надежной работы двигателя.

Влияние зазоров на работу двигателя

От какой величины установленных зазоров клапанов зависят такие параметры работы двигателя ЗМЗ-402, как:

  • Фазы газораспределения.
  • Эффективность наполнения цилиндров свежим зарядом.
  • Интенсивность сгорания топлива.
  • Температурный режим.
  • Токсичность отработавших газов.
  • Шумность работы.

Поэтому к регулировке зазоров клапанов следует подходить со всей ответственностью и строго соблюдать рекомендации завода-изготовителя.

Периодичность регулировки зазоров клапанов

Регулировку зазоров клапанов двигателя ЗМЗ-402 рекомендуется проводить через определенные промежутки времени или пробега:

  • Первая регулировка - после обкатки двигателя (500-800 км пробега).
  • Повторная регулировка - через каждые 10 000 км пробега.
  • При капитальном ремонте двигателя.
  • После замены изношенных деталей клапанного механизма.

Более частая регулировка может потребоваться при интенсивной эксплуатации автомобиля или некачественном топливе.

Признаки неправильной регулировки зазоров

Отклонения величины зазоров клапанов от рекомендуемых значений могут вызвать следующие признаки:

  • Повышенный шум при работе двигателя.
  • Неравномерная работа на холостом ходу.
  • Потеря мощности и динамики разгона.
  • Повышенный расход масла.
  • Детонационные стуки на высоких оборотах.

При появлении таких симптомов следует проверить и при необходимости отрегулировать зазоры клапанов.

Регулировка зазоров клапанов без снятия головки

Регулировку зазоров клапанов ЗМЗ-402 можно выполнить без снятия головки цилиндров, используя специальные щупы для замера зазоров через свечи:

  1. Вывернуть свечи зажигания.
  2. Установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ на такте сжатия.
  3. Определить толщину щупа, соответствующую необходимому зазору клапана.
  4. Вставить щуп в цилиндр через свечное отверстие и замерить фактический зазор.
  5. При необходимости отрегулировать зазор изменением толщины регулировочных шайб.

Такая регулировка не требует разборки двигателя, но менее точна. Лучше снимать головку и регулировать зазоры традиционным способом.

Способы притирки клапанов

Для восстановления плотности прилегания клапанов ЗМЗ-402 к седлам применяют следующие способы притирки:

  • Притирочной пастой с мелкодисперсным абразивом.
  • Мелкозернистым наждачным полотном.
  • Специальными притирочными станками.

При серьезном износе седел клапанов требуется их замена. Правильная притирка обеспечивает герметичность клапанов.

Комментарии