Адресант - это отправитель сообщения, адресат - получатель информации в процессе коммуникации

Адресант это отправитель, источник сообщения. Это очень важное понятие в коммуникации, так как позволяет определить, от кого исходит информация. Рассмотрим подробнее, кто такой адресант.

Адресант - это лицо или организация, которые являются авторами сообщения. Адресант кодирует информацию и передает ее другому лицу - адресату. Таким образом, адресант выступает источником, отправителем информации в процессе коммуникации.

Кто может выступать адресантом

Адресантом может быть:

  • Человек
  • Группа людей
  • Организация
  • Государственный орган
  • СМИ

Любой субъект, который создает и отправляет какое-либо сообщение, выступает в роли адресанта. Это могут быть отдельные личности, группы, компании, госструктуры и т.д. Главное, чтобы они выражали свои мысли, идеи, информацию и направляли их кому-то.

Функции адресанта

Основные функции адресанта:

  1. Создание и кодирование сообщения (выбор содержания, структуры, языка, знаков)
  2. Отправка сообщения (выбор канала и способа передачи)
  3. Ориентация на адресата (учет особенностей получателя)

Таким образом, адресант не просто создает сообщение, но и продумывает, как лучше его передать и сделать понятным для конкретного адресата. От того, насколько удачно адресант выполнит свои функции, зависит успех коммуникации.

Влияние адресанта на восприятие сообщения

Кто является адресантом, может существенно повлиять на то, как адресат воспримет сообщение. Рассмотрим основные факторы:

  • Авторитет и статус адресанта - чем они выше, тем более весомым и убедительным будет сообщение
  • Доверие к адресанту - если адресат доверяет отправителю, он более позитивно относится к сообщению
  • Репутация адресанта - положительная репутация усиливает эффект, а негативная настораживает
  • Степень знакомства адресата и адресанта - чем лучше знакомы, тем проще понять сообщение

Поэтому адресанты зачастую подбираются очень тщательно в зависимости от целевой аудитории и поставленных коммуникативных задач.

Примеры адресантов

В качестве примеров адресантов можно привести:

  • Президент, выступающий с ежегодным обращением к нации
  • PR-служба крупной компании, рассылающая пресс-релизы
  • Блогер, создающий и публикующий видео на YouTube
  • Рекламное агентство, разрабатывающее рекламную кампанию
  • Писатель или журналист, пишущий книгу или статью
  • HR-специалист компании, отправляющий письмо с вакансиями

Во всех этих случаях субъект создает некое сообщение и направляет его определенной аудитории. Тем самым он выполняет функцию адресанта в коммуникации.

Рассмотрим более подробно особенности адресанта в разных сферах коммуникации.

Адресант в межличностной коммуникации

В межличностном общении адресантом выступает конкретный человек, который передает информацию другому человеку. Это может быть диалог во время встречи, телефонный разговор, переписка в мессенджере и т.д. В такой коммуникации адресант обычно хорошо знает адресата и может легко адаптировать сообщение под него. Например, учитывать интересы собеседника, его культурный уровень, эмоциональное состояние. Это повышает эффективность общения.

Адресант в публичной коммуникации

В публичных выступлениях, СМИ, рекламе адресант часто не знает аудиторию лично. Поэтому ему нужно ориентироваться на обобщенный портрет адресата. Например, политик в своей речи должен учитывать интересы, ценности и запросы разных слоев общества. Журналист в статье - информированность читателей по теме. Так адресант может сделать сообщение максимально доступным для массовой аудитории.

Адресант в организационной коммуникации

Внутри компаний источником сообщений могут быть руководители, HR-отдел, пресс-служба, рядовые сотрудники. Адресатами выступают коллеги, подчиненные, клиенты. Здесь адресанту важно грамотно выбрать канал коммуникации, учесть специфику аудитории, соблюсти корпоративный стиль. Это позволит эффективно донести информацию внутри организации.

Адресант и использование разных каналов

Выбор канала коммуникации также во многом зависит от адресанта. Например: Политик может выбрать выступление на митинге, TV-обращение, пост в соцсетях. HR при приеме на работу может созвониться по телефону, написать официальное письмо, отправить сообщение в мессенджере. PR-специалист может распространить пресс-релиз, организовать пресс-конференцию, дать интервью СМИ. Таким образом, адресант выбирает оптимальный для конкретной ситуации и адресата канал коммуникации.

Влияние имиджа адресанта на восприятие

На то, как адресат воспринимает сообщение, большое влияние оказывает имидж или репутация адресанта. Положительный, привлекательный имидж повышает доверие аудитории и усиливает эффект сообщения. А негативный имидж, наоборот, вызывает скепсис и настороженность. Поэтому многие адресанты (политики, знаменитости, бренды) уделяют огромное внимание формированию и поддержанию своего позитивного образа в глазах общественности.

Комментарии