Артемий Троицкий: жизнь и творчество известного музыкального критика

Музыкальный критик Артемий Троицкий - одна из самых ярких и неоднозначных фигур в истории русского рока. Его деятельность охватывает несколько десятилетий и включает работу на радио и телевидении, организацию фестивалей, продвижение молодых исполнителей. В своих публикациях и выступлениях Троицкий никогда не боялся высказывать собственное, порой резкое, мнение. Личность и вклад Артемия Троицкого в рок-культуру по-прежнему вызывают споры и заслуживают пристального внимания.

1. Детство и юность

Артемий Троицкий родился 16 июня 1955 года в Ярославле. Его отцом был политолог и историк-латиноамериканист Кива Львович Майданик, матерью - Руфина Николаевна Троицкая, начальник отдела зарубежного книгообмена в ИНИОН РАН. Детство Артемий провел в Праге, куда его родители уехали работать в журнал "Проблемы мира и социализма".

Первый опыт Троицкого как рок-журналиста относится к 1967 году, когда в школьном журнале он опубликовал рецензию на альбом The Beatles "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band". В 1977 году Артемий окончил Московский экономико-статистический институт по специальности "математик-экономист".

2. Подпольный рок-критик

Начиная с 1970-х годов Троицкий писал о рок-музыке в то время, когда она была в немилости у советских властей. Его статьи публиковались в журналах "Ровесник" и "Зеркало". В начале 1980-х Артемий активно участвовал в организации подпольных концертов и фестивалей с участием таких групп, как "Машина времени", "Аквариум", "Кино".

Одним из важнейших событий того периода стал фестиваль "Весенние ритмы" в Тбилиси в 1980 году, благодаря которому широкую известность приобрели несколько ключевых коллективов советского рок-андеграунда.

3. Первые теле- и радиопроекты

В 1983-1986 годах Троицкий вел музыкальную передачу "Video ritmi" на латвийском телевидении. В конце 1980-х он участвовал в создании программы "Авангард" на советском ЦТ. А с начала 1990-х годов Артемий активно работал на РТР, где стал инициатором появления таких известных музыкальных передач, как "Рок-кафе", "Джаз Тайм", "Тишина No 9".

Параллельно Троицкий вел на радио программы "Ковчег дяди Ко" (1990-1996) и "FM Достоевский" (1996-2013), в которых знакомил слушателей с новинками рок-музыки.

4. Звезда НТВ и "Кафе Обломов"

Настоящую славу и узнаваемость Артемию Троицкому принесла работа на телеканале НТВ, куда он перешел в 1994 году. Здесь журналист создал и многие годы вел свою знаменитую программу "Кафе Обломов". Формат передачи подразумевал неспешные беседы о музыке прямо на диване в студии, а также просмотр новых музыкальных клипов.

Одним из лучших достижений "Кафе Обломов" стали эксклюзивные интервью Артемия Троицкого с такими звездами, как Дэвид Боуи.

"Кафе Обломов" просуществовало на НТВ с 1994 по 1997 год, а в 2019 году ненадолго возродилось на телеканале RTVI.

5. Продюсерская деятельность

Помимо журналисткой работы, Артемий Троицкий активно занимался продюсированием концертов и фестивалей.

  • В 1991 году он был организатором запланированного, но несостоявшегося Фестиваля свободы с участием мировых звезд.
  • В 1994 году Троицкий провел в Москве фестиваль британской электронной музыки Britronica.
  • В 2002 году он организовал концерт памяти Виктора Цоя в СК "Петербургский".

Также на протяжении многих лет Артемий возглавлял букинг-агентство Caviar Lounge, которое привозило в Россию лучших зарубежных исполнителей.

6. Новые медиа и эмиграция

В 2000-е годы, в эпоху интернета, Троицкий активно осваивал новые медиа. У него появились музыкальная колонка на сайте "Эхо Москвы", видеоблог на YouTube, подкасты. В 2014 году журналист переехал жить в Эстонию, где стал ведущим программы "Хижина дяди Тема" на телеканале ARU TV.

Год рождения 1955
Первая статья о The Beatles 1967
Переезд в Эстонию 2014

Несмотря на эмиграцию, Артемий Троицкий до сих пор остается одним из самых узнаваемых и влиятельных музыкальных экспертов в русскоязычном интернете.

7. Наследие

За долгие годы активной деятельности Артемий Троицкий внес огромный вклад в развитие рок-культуры в СССР и России. Его книги, радиопередачи, телепроекты формировали вкусы нескольких поколений. Многие музыканты с благодарностью вспоминают поддержку, которую Троицкий оказывал им на заре карьеры.

В то же время не все оценки деятельности Артемия однозначно положительные. Ряд критиков упрекают его в чрезмерной коммерциализации рока. Но даже противоречивость восприятия Троицкого лишь подтверждает масштаб его влияния на рок-культуру.

8. Программа "Культ-товары"

В 1999 году на телеканале "Культура" стартовал новый проект Артемия Троицкого - программа "Культ-товары". Формат передачи был похож на "Кафе Обломов" - в студии за чашкой чая велись неспешные беседы о музыке, кино, литературе. Гостями Троицкого были как мэтры отечественной культуры, так и молодые исполнители.

"Культ-товары" продержалась в эфире недолго, всего около года, но запомнилась зрителям интересными дискуссиями и открытием новых имен.

9. Возвращение на радио

После ухода с НТВ в середине 1990-х годов Троицкий активно вернулся к радиовещанию. С 1996 по 2013 год на радио "Свобода" выходила его программа "FM Достоевский", а затем - "Стерео-Вуду" и "Записки из подполья".

Как и прежде, в эфире звучали новинки рок- и электронной музыки со всего мира. Артемий по-прежнему обладал уникальной способностью находить неизвестных слушателям музыкантов и целые музыкальные направления.

10. Youtube-блог и подкасты

С развитием интернета Троицкий активно осваивал и новые медиа. С 2010 года на видеохостинге YouTube стартовал его видеоблог "Опыт рока: Год за годом", рассказывающий об истории рок-музыки в хронологическом порядке.

Также журналист запустил несколько подкастов, в которых делился своими музыкальными открытиями. Благодаря этим проектам творчество Артемия Троицкого смогло найти путь к совершенно новой молодежной аудитории.

11. Новая волна критики

Несмотря на заслуги перед российской музыкальной культурой, в 2000-е годы вокруг фигуры Троицкого вновь развернулась волна критики. Ряд музыкантов и экспертов обвиняли его в излишней коммерциализации и предательстве идеалов рока.

Сам Артемий воспринимал эти нападки философски, отмечая, что критика - неотъемлемая часть его профессии. По его мнению, такие дискуссии только способствуют развитию музыкальной культуры.

12. Жизнь в эмиграции

После переезда в Эстонию в 2014 году Артемий Троицкий продолжил активную творческую и медийную деятельность. Его программа "Хижина дяди Тема" на телеканале ARU TV пользуется большой популярностью.

Несмотря на эмиграцию, Троицкий не порывает связи с российской аудиторией. Он регулярно приезжает в Москву для участия в концертах и фестивалях, а также продолжает выпускать новые книги и мультимедийные проекты о музыке.

Комментарии