Оценка самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
Адекватная самооценка - залог уверенности в себе и успеха в жизни. Но как ее сформировать?
История создания методики Дембо-Рубинштейн
Методика Дембо-Рубинштейн была разработана в середине XX века двумя выдающимися психологами - Тамарой Дембо и Сусанной Рубинштейн.
В 1962 году Тамара Дембо впервые предложила тест для изучения представлений людей о счастье. Она родилась в России, затем работала в Германии и США, где внесла большой вклад в психологическую науку.
В 1970 году Сусанна Рубинштейн модифицировала эту методику, чтобы с ее помощью можно было изучать самооценку человека и отношение к своему здоровью. Она дополнила методику вариантами интерпретации результатов.
Так появился уникальный психодиагностический инструмент, позволяющий оценить уровень самооценки и адекватность восприятия человеком собственных возможностей.
Описание методики Дембо-Рубинштейн
Методика Дембо-Рубинштейн представляет собой опросник, содержащий 4 вертикальные шкалы:
- здоровье
- умственные способности
- характер
- счастье
Каждая шкала представляет собой вертикальную линию длиной 10 см. Верхняя точка соответствует максимальному уровню развития качества, нижняя - минимальному.
Испытуемый должен сделать на каждой шкале 3 отметки:
- Оценить текущий уровень развития качества
- Обозначить желаемый уровень
- Указать реалистичный на данный момент уровень
Методика проводится в форме беседы с психологом. После нанесения отметок испытуемый объясняет свой выбор.
Для детей С. Рубинштейн предложила упрощенный вариант с использованием сравнения ребенка со сверстниками.
Интерпретация результатов
Результаты методики Дембо-Рубинштейн оцениваются по нескольким параметрам:
- Высота самооценки
- Уровень притязаний
- Расхождение между самооценкой и притязаниями
Выделяют три основных типа самооценки:
- Завышенная
- Заниженная
- Адекватная
Для каждого из показателей разработаны нормативные значения, позволяющие диагностировать особенности самовосприятия.
Например, реалистичный уровень притязаний находится в диапазоне 60-90 баллов. Если результат выше 90 баллов - притязания завышены.
Таким образом, анализируя полученные данные, можно сделать вывод о характере самооценки человека и степени ее адекватности.
Применение методики Дембо-Рубинштейн в практической работе
Методика Дембо-Рубинштейн широко используется в практической работе психологов для диагностики самооценки как у детей, так и у взрослых.
С помощью этой методики можно проводить исследование самооценки и отслеживать ее динамику на протяжении определенного периода.
Также она применяется в комплексном психодиагностическом обследовании личности, чтобы оценить общий уровень самовосприятия.
Ограничения в использовании методики
Несмотря на широкое распространение, у методики Дембо-Рубинштейн есть некоторые ограничения.
В частности, ее не рекомендуется использовать там, где результаты могут повлиять на судьбу человека - например, при приеме на работу.
Кроме того, методика достаточно проста, и испытуемый может догадаться о ее сути. Это может повлиять на объективность результатов.
Диагностика самооценки у подростков
Одно из частых применений методики Дембо-Рубинштейн - диагностика самооценки у подростков.
В этом возрасте адекватная самооценка особенно важна для формирования личности и построения взаимоотношений с окружающими.
С помощью данной методики психолог может выявить подростков с заниженной или завышенной самооценкой и скорректировать это состояние.
Исследование динамики самооценки
Еще одно применение методики Дембо-Рубинштейн - исследование динамики самооценки в процессе психокоррекционной работы.
Проводя тестирование до начала работы и после, можно отследить эффективность применяемых методов и выявить области, требующие дополнительных усилий.
Также с помощью этой методики можно оценить влияние значимых событий или переломных моментов на самооценку человека.
Сравнение с другими методиками оценки самооценки
По сравнению с другими методиками оценки самооценки, тест Дембо-Рубинштейн обладает рядом преимуществ.
Во-первых, он прост и нагляден. Во-вторых, позволяет оценить не только текущий уровень самооценки, но и уровень притязаний.
В то же время, данная методика менее формализована, чем опросниковые методы. Поэтому она чаще применяется в комплексной диагностике, а не как самостоятельный тест.
Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей
Как помочь ребенку сформировать адекватную самооценку? Вот несколько рекомендаций для родителей и педагогов:
- Не критикуйте личность ребенка, а конструктивно оценивайте конкретные действия и результаты.
- Хвалите ребенка за старания, а не только за успехи. Это поможет развить внутреннюю мотивацию.
- Помогайте ребенку ставить реалистичные цели и достигать их. Это укрепит веру в собственные силы.
- Создавайте ситуации, в которых ребенок может добиться успеха. Но избегайте искусственного завышения оценок.
- Учите объективно оценивать свои сильные и слабые стороны. Самопознание - основа адекватной самооценки.
Упражнения на повышение самооценки у взрослых
Если у взрослого человека обнаружена заниженная самооценка, психолог может рекомендовать следующие упражнения:
- Ежедневно перед зеркалом называть 3 своих достоинства, качества, таланты.
- Вести дневник своих достижений, как маленьких, так и больших. Анализировать причины успехов.
- Относиться к себе, как к хорошему другу. Подбадривать и поддерживать себя.
- Заниматься творчеством и саморазвитием. Раскрывать свой потенциал.
Как повысить самооценку подростка?
Рекомендации для подростков с низкой самооценкой:
- Начинайте с малого. Ставьте небольшие, но достижимые цели.
- Найдите сферу, где вы можете проявить себя. Это поможет поверить в свои силы.
- Общайтесь с людьми, которые вас ценят и поддерживают.
- Заботьтесь о себе - следите за внешностью, занимайтесь спортом. Это улучшит самочувствие.
- Избавляйтесь от вредных привычек типа самокритики. Постепенно поменяйте установки.
Примеры упражнений на адекватную самооценку
Психологи рекомендуют разные упражнения, развивающие навыки самоанализа и адекватного самовосприятия:
- "Лестница успехов" - проанализировать свои прошлые достижения.
- "Реалистичные цели" - поставить цели и спланировать пути достижения.
- "Обратная связь" - узнать, как вас воспринимают окружающие.
- "SWOT-анализ себя" - оценить сильные и слабые стороны своей личности.
Такие упражнения помогут лучше узнать и оценить самого себя.