Кнопка аварийной остановки - важный элемент управления
Кнопка аварийной остановки - это элемент управления, нажатие на который прекращает работу машин и механизмов в аварийной ситуации. Узнайте в этой статье о том, как устроена и работает кнопка аварийного останова, ее видах и особенностях применения. Получите рекомендации по выбору и использованию кнопки аварийной остановки для обеспечения безопасности на производстве.
Назначение и принцип действия кнопки аварийной остановки
Кнопка аварийной остановки предназначена для экстренного останова работы машин, механизмов, технологических линий и другого промышленного оборудования в аварийной ситуации, когда продолжение их функционирования может привести к травмам персонала, поломке оборудования или иным нежелательным последствиям.
Основная функция кнопки аварийной остановки - мгновенно обесточить электроприводы работающего оборудования и заблокировать повторный запуск без вмешательства оператора. Это достигается путем принудительного размыкания электрической цепи при нажатии на кнопку.
Нажатие кнопки аварийной остановки приводит к резкой остановке оборудования, что может повлечь поломки при слишком частом использовании этой функции вместо штатной остановки.
От обычной кнопки пуска/останова аварийная кнопка отличается тем, что ее активация не просто прерывает рабочий процесс, а полностью обесточивает все электроприводы, тем самым исключая возможность несанкционированного запуска оборудования.
Требование об оснащении опасных производственных объектов и техники кнопками аварийной остановки прописано во многих международных и национальных стандартах и нормативных документах.
Конструкция и составные части кнопки аварийной остановки
Любая кнопка аварийной остановки состоит из корпуса, актуатора (кнопки) и контактной группы.
Корпус кнопки аварийной остановки
Корпус защищает внутренние элементы кнопки от внешних воздействий. Корпуса бывают пластиковые и металлические. Для использования в неблагоприятных условиях применяют металлические корпуса с высокой степенью защиты IP65 и выше.
Актуатор
Актуатор - это функциональный элемент, кнопка, по нажатию на которую срабатывает механизм кнопки аварийной остановки.
Существует несколько разновидностей актуаторов:
- Грибовидный актуатор красного цвета
- Плоский актуатор красного цвета
- Актуатор с ключом для предотвращения случайного нажатия
Согласно ГОСТ, актуатор кнопки аварийной остановки должен быть красного цвета, иметь форму грибка и фиксироваться после нажатия.
Контактная группа
Внутри корпуса располагается контактная группа, которая обеспечивает размыкание электрической цепи при нажатии на кнопку. Контактные группы бывают:
- Однополюсные
- Многополюсные (2-4 полюса)
- С нормально-замкнутыми контактами
- С нормально-разомкнутыми контактами
- С переключающими контактами
Выбор типа и количества контактов зависит от схемы подключения кнопки аварийной остановки в системе управления.
Виды и разновидности кнопок аварийной остановки
Существует множество различных видов и модификаций кнопок аварийной остановки. Рассмотрим основные из них.
По способу установки
По способу монтажа кнопки аварийной остановки делятся на:
- Выступающие (монтаж с передней стороны панели)
- Утопленные (монтаж со стороны задней части панели)
Выступающие кнопки удобны тем, что их легко найти и быстро нажать в аварийной ситуации. Утопленные экономят место на панели.
По способу сброса
После нажатия кнопку аварийной остановки нужно вернуть в исходное состояние, чтобы восстановить работу оборудования. По этому признаку кнопки делятся на:
- С фиксацией - требуют поворота или выдергивания актуатора
- Без фиксации - возвращаются в исходное состояние сразу после отпускания
Кнопки без фиксации чаще применяются на транспортных средствах, а с фиксацией - на стационарном оборудовании.
По принципу действия
- Принудительного размыкания - сразу размыкают цепь
- С задержкой - вначале подают сигнал на остановку, затем размыкают цепь
Кнопки принудительного размыкания наиболее распространены, т.к. обеспечивают мгновенный останов оборудования.
По типу актуатора
Помимо стандартных грибовидных актуаторов используют:
- Плоские актуаторы
- Актуаторы со шнуром
- Актуаторы с ключом
Актуаторы со шнуром удобны для остановки крупногабаритной техники. Актуаторы с ключом предотвращают случайное нажатие.
Дополнительные опции
Современные кнопки аварийной остановки могут иметь:
- Подсветку
- Блокировку от случайного нажатия
- Защиту от вандализма
- Устройства контроля
Это повышает эргономичность и надежность кнопок аварийного останова.
Правила выбора и установки кнопок аварийной остановки
Чтобы гарантировать эффективность аварийной остановки, нужно правильно выбрать и установить кнопки аварийного останова.
При выборе кнопки аварийной остановки учитывают:
- Условия эксплуатации (открытые/закрытые помещения, климатические факторы)
- Требуемую категорию остановки (0 или 1)
- Напряжение и силу тока
- Количество и тип контактов
- Способ установки и монтажа
- Наличие дополнительных функций
Рекомендуемое количество аварийных кнопок на единицу оборудования:
- Мобильные машины - 1-2 шт
- Стационарные машины - 2-3 шт
- Автоматизированные линии - 3-5 шт
Кнопки аварийной остановки следует располагать в легкодоступных местах рядом с пультами управления, а также дополнительно - в зонах повышенной опасности.
Схемы подключения кнопок аварийной остановки
Существует несколько типовых схем подключения кнопок аварийной остановки:
- С нормально-замкнутым контактом в цепи управления
- С нормально-разомкнутым контактом в цепи управления
- С дублированием контактов
- С промежуточным реле
Конкретная схема зависит от особенностей системы управления оборудованием.
При монтаже кнопок аварийной остановки необходимо:
- Соблюдать требования зазоров и усилий нажатия
- Выполнять заземление в соответствии со схемой
- Исключать скручивание и пережатие кабелей
После монтажа проводят функциональную проверку работоспособности каждой кнопки аварийной остановки.