Установка пневмоподвески своими руками
На сегодняшний день производители авто используют несколько видов подвесок. Самая популярная, конечно же, пружинная. Однако многие машины премиум-класса и коммерческие автомобили уже много лет оснащаются пневматической системой. Она является более дорогостоящей, однако предоставляет высокую плавность хода и позволяет менять клиренс при необходимости. Часто владельцы машин классом ниже задумываются об установке такой системы. Возможно ли установить пневмоподвеску своими руками? Как показывает опыт, эту операцию можно осуществить самостоятельно. В чем особенности данной системы и как установить пневмоподвеску своими руками? Рассмотрим способы установки в этой статье.
Характеристика
Итак, что такое пневмоподвеска? Это одна из разновидностей автомобильных подвесок, которая применяется в автомобилестроении уже свыше 70 лет. Изначально она разрабатывалась для полуприцепов и грузовой техники. Однако в 90-ые годы воздушную подвеску стали устанавливать на легковые автомобили и премиальные внедорожники. Также ее можно встретить на крупных автобусах. Ключевая особенность такой подвески заключается в возможности регулирования клиренса, из-за чего она так востребована среди любителей тюнинга.
Если говорить об отечественных автомобилях, зачастую данная система устанавливается на переднеприводные ВАЗы. Также можно встретить подобную подвеску на УАЗиках, но уже в качестве вспомогательной.
Кроме этого, воздушная подвеска обеспечивает комфортность езды, равномерно поглощая все неровности на дороге. В качестве упругого элемента здесь используется пневмобаллон, заполненный воздухом под давлением. Именно он выполняет роль стандартной пружины или рессоры, которые используются при конструировании большинства машин. Также отметим, что заводские системы пневпомодвески способны регулировать жесткость амортизации. Так, существует три режима: комфорт, спорт и обычный.
Готовим компоненты
Чтобы установить своими руками пневмоподвеску на «Тойоту» или любой другой автомобиль, нам нужно подготовить сначала все составляющие данной системы. В первую очередь следует правильно подобрать пневмоподушки. Важно, чтобы воздушный элемент не препятствовал работе подвески, не задевал тормозные шланги и другие ответственные узлы ходовой. Также отметим, что сейчас продаются уже готовые комплекты под конкретную марку авто. Это касается как иномарок, так и отечественных автомобилей. К примеру, комплект готовой четырехконтурной подвески на «Приору» стоит порядка 80 тысяч рублей. Спереди баллоны идут в сборе со стойкой.
Чтобы система могла держать и стравливать воздух когда это нужно, в схеме применяются электромагнитные клапаны. Они работают от сети напряжением 12 вольт. Обычно они имеют проходное сечение в 15 миллиметров. Соединяются при помощи резьбовых фитингов на 0,5 дюйма.
Также следует подготовить компрессор. Можно взять отечественный (например, «Беркут R20»). Он отлично справляется со своими функциями. Чтобы было куда закачивать воздух нужно подготовить ресивер. Его объем должен составлять не менее 10 литров. Можно использовать бюджетный вариант – купить 20-литровый КамАЗовский ресивер, приварив к нему П-образные опоры. Он уже имеет отверстия для закачки воздуха и слива конденсата.
Что еще нужно?
Ко всему прочему, стоит приобрести:
- Тройники.
- Электромагнитные клапаны.
- Ниппели.
- Шланги.
- Штуцеры.
- Манометр.
- Влагоотделитель.
- Крепежные элементы.
В покупной комплект уже входят все необходимые компоненты для установки пневмоподвески своими руками.
Установка на переднюю часть
Отметим, что данная схема монтажа является универсальной. Цепочка расположения элементов будет следующей:
- Подушки.
- Манометр.
- Электромагнитные клапаны на вход и выход воздуха.
- Ресивер.
- Обратный клапан.
- Компрессор.
Большинство автомобилей, на которые такую систему обычно ставят нештатно, имеет классическую подвеску «МакФерсон». Под такую схему уже продаются готовые пневматические стойки, их остается лишь вмонтировать на штатные места передней ходовой части вместо пружинных. В для работы потребуются:
- Набор торцевых и накидных ключей.
- Съемник рулевых наконечников.
- Шестигранник.
- Молоток и плоскогубцы.
Поскольку передние стойки разбираются редко, перед установкой пневмоподвески своими руками нужно «замочить» все болтовые соединения при помощь жидкости «ВД-40». Достаточно выждать пять минут, чтобы все соединения раскисли. При необходимости нужно предварительно счистить грязь с болтов металлической щеткой. Старайтесь не повредить резиновые пыльники (например, на рулевых наконечниках).
Приступаем к работе
Итак, ставим машину на домкрат и снимем колесо. Ключами откручиваем тормозные шланги и вынимаем их из кронштейна-держателя. Далее при помощи плоскогубцев разгибаем шплинт на пальце рулевого наконечника и откручиваем гайку (обычно ключом на 17). Затем берем съемник наконечника и выпрессовываем его с посадочного места. Поворачиваем опору и откручиваем гайки рулевого кулака. При необходимости болты можно аккуратно выбить молотком.
Особое внимание обратите на эксцентриковый болт при демонтаже стойки. Он отвечает за развал-схождение. Важно его не потерять.
После всех описанных манипуляций откручиваем гайку крепления под капотом (где находится опорный подшипник стойки). Обычно эти гайки откручиваются ключом на 13. После этого уже можно смело вынимать пружинную стойку наружу.
Что дальше?
Далее устанавливаем новую пневматическую подвеску. Крепить нужно в обратной последовательности – сначала верх, а затем низ. К этой же стойке крепятся и тормозные шланги. После установки пневматической стойки следует подключить к ней воздушные шланги. Их мы подводим по схеме к электромагнитным клапанам. Так как обычно компрессор с клапанами находится в багажнике, придется прокладывать шланг через весь кузов. Закрепить шланги можно рядом с топливными, на пластиковых хомутах. Важно, чтобы они не перетирались, а самой длины хватило для нормального поворота. Ту же самую операцию проделываем с другой частью подвески.
На этом работы с передней частью завершены. По такой же схеме можно установить пневмоподвеску своими руками на Mercedes.
Монтаж на заднюю ось
Здесь процесс несколько отличается. Зачастую на легковых автомобилях, где пневмоподвеска заводом не предусматривается, стоит пружинная полузависимая балка. На нее и будет производится монтаж. Но расположение пружин здесь иное. В конструкции автомобиля сзади нет такой стойки, как спереди. Пружины и амортизаторы стоят отдельно.
Установка пневмоподвеска своими руками производится следующим образом. Машина ставится на домкрат, снимается колесо. Далее нужно демонтировать саму пружину. Если она плотно сидит на отбойниках, рекомендуется применить специальную стяжку. Вынув пружину наружу, на ее место ставят подушку. Установка производится посредством специальных пластин, которые обычно вырезают под параметры конкретной балки.
В готовых комплектах для установки уже имеются все необходимые пластины. Нам остается лишь просверлить отверстия для их крепления, закрепить площадку болтами и поставить на место подушку. Амортизатор мы не затрагиваем (в редких случаях его следует открутить с нижней части, чтобы обеспечить больший ход балки, чтобы установить подушку или снять пружину). После этого к баллонам подводятся шланги. Их мы крепим так же - на пластиковых хомутах (лучше широких).
Финальный этап установки пневмоподвески своими руками
После этого подводим все шланги к электромагнитным клапанам, а далее подключаем компрессор. К последнему нужно подать питание 12 вольт. Плюсовой электрод подаем с аккумулятора, а минус можно подать на «массу» (то есть к кузову). Не забываем и про ресивер.
Дальше в салоне размещается блок управления. Блоки управления азличаются по конструкции, поэтому точная схема подключения проводов есть в инструкции к каждому комплекту пневмоподвески.
На этом все. Обратите внимание на то, что если ставилась пневмоподвеска своими руками (на «Мерседес» или «Приору», не имеет значения), нужно обязательно съездить на развал-схождение. Иногда после монтажа смещаются углы установки колес. Если ставится пневмоподвеска на «Газель» своими руками, на развал-схождение ехать не обязательно, ведь она будет играть роль вспомогательного элемента, а рулевые тяги останутся в ходе монтажа нетронутыми.
Ремонт
Можно ли осуществить ремонт пневмоподвески своими руками? К сожалению, элементы данной системы не подлежит ремонту. В случае необходимости, пневмоподвеска полностью заменяется.