Славянская мифология
Славянская мифология, в отличие от греческой, которая уже с 7 века до нашей эры была объектом литературы, осталась неописанной. Как и другие индоевропейские народы, славяне поднялись с низшего этапа развития к высшей религии. Но о том, как это происходило, известно очень мало. То, что сейчас знают историки - это богатый мир магии и разных духов, окружавший славянина. Этот мир был основой мировоззрения славянского народа с древности и вплоть до конца язычества.
Средневековые русские писатели предпочитали следовать традициям отцов древней церкви, которые высмеивали язычество античных времен. Но они не описывали его таким, какое оно было. Они обращались к слушателям, которые выполняли языческие действия, были полны соответствующих помыслов и колдовских заклинаний, которые охотно участвовали в языческих игрищах и избегали службы в церкви. По этой причине средневековые писатели в основном порицали славян. Однако в 15-17 веках историки уже перестали относиться с пренебрежением к мифам предков и начали собирать этнографические и письменные данные о богах и культе славян.
К сожалению, в этих сочинениях славянская мифология сопоставлялась и сравнивалась с греко-римской. Поэтому в этих источниках достоверно говорится только об именах славянских богинь и богов. Летописи рассказывают о таких богах, как Стрибог, Перун, Хорс, Даждьбог, Семаргл, Макошь, Сварог, Велес, Род и рожаницы. Позже появились Леля и Лада. Сведений сохранилось мало, особенно о мифологии западных славян.
Развиваясь, культура восточных славян и западных прошла через несколько этапов. Они верили в богов небесных светил, смерти и жизни (Марона и Жива), войны и неба, растительного царства и плодородия. Обожествлялись не только вода и солнце, но и многочисленные духи. В древнейшие времена слово как выражение обрядов и преданий понималось в тесной связи с тем, что оно выражало. Событие или верование запечатлевалось названием. Так рождалась славянская мифология, а язык становился незаменимым орудием предания.
Метод, который первоначально был связан со сравнением языков, в русской науке впервые был перенесен в фольклористику Буслаевым, который применил его для изучения мифологических преданий славянского народа. Он говорил: "Народ был раньше поэтом. А отдельные лица считались рассказчиками или певцами. Обряды древних славян, традиции полностью господствовали над рассказчиком, не позволяя ему выделяться. Именно в это время развивается былинный эпос. Впоследствии из него выделилась сказка. При этом народ хранит свои предания не только в сказках и былинах, но и в изречениях, пословицах, загадках, поговорках, кратких заговорах, приметах, клятвах и суевериях." Постепенно мифологическая теория Буслаева перерастает в школу теории заимствования и сравнительной мифологии. В центре ее внимания находилась проблема создания мифа. По теории, славянская мифология была создана ариями.
Существует и сравнительный метод по Афанасьеву. Он считал, что особое значение для правильного понимания славянской мифологии имеют сказки и былины (термин "былины" ввел Сахаров, до этого все эпические песни называли старинами). Богатырские былины Руси можно поставить в один ряд с героическими мифами в некоторых других системах мифологии. Разница состоит в том, что былины более историчны, так как повествуют о разных событиях, которые произошли в 11-16 веках. Наиболее известные их герои - это Микула Селянинович, Илья Муромец, Василий Буслаев, Вольга. При этом их воспринимают не только как личностей, имеющих отношение к определенной эпохе в истории, но и как родоначальников и защитников, эпических героев. Именно отсюда - их единство с природой, непобедимость и волшебная сила.